Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции» , а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».
Введение………………………………………………………………..………..…3
1.История формирования конституционного судопроизводства в России….… 5
2.Правовая природа конституционного судопроизводства…………………....11
3.Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти.16
4.Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти………………………23
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемых источников…………………………………………..……32
ЮРИСДИКЦИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.История формирования конституционного судопроизводства в России….… 5
2.Правовая природа конституционного судопроизводства…………………....11
3.Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти.16
4.Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти………………………23
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников…………………………………………..……
Введение
Конституционный
суд Российской Федерации, избранный
впервые в нашей стране в октябре
1991 г. и вынесший свое первое решение
в январе 1992 г., в свое время задумывался
как институт, способный саморазвиваться.
Поскольку Конституционный суд
начал свою деятельность еще в
условиях существования СССР, его
роль и место в структуре власти
и в системе правовых органов
менялась. Первоначально он выполнял
лишь роль вспомогательного органа при
Верховном Совете СССР. Позже он
получил право исследовать
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации1 и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном суде РФ»2, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- изучение
истории формирования
- описание
процесса образования
- описание
организации деятельности
- определение
полномочий Конституционного
- определение
демократических принципов
- определение
основных видов решений,
Объектом
исследования в данной работе явились
общественные отношения, возникающие
в результате деятельности Конституционного
Суда Российской Федерации , а предметом
исследования - нормы права и научной литературы
по заданной теме
1. История формирования
конституционного судопроизводства
в России
Проблема
конституционного контроля в нашей
стране впервые возникла после образования
СССР, когда потребовалось
Советские
конституции не играли существенной
роли в жизни общества, т.е. в течение
почти всех 75 лет Советской власти,
они легко могли быть обойдены.
Помпезные мероприятия по случаю
их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были
оркестрованными ритуалами, контролировавшимися
политической верхушкой, стремившейся,
помимо прочего, продемонстрировать силу
своего контроля. И если отдельные
положения этих конституций могли
быть интерпретированы как угрожающие
институтам существующего режима (например,
норма, провозглашающая право
Интерес к проблемам конституционного контроля возник вновь только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. М. Горбачевым и его сподвижниками была сделана попытка придать ряду конституционных положений должное политическое значение. Убежденный в том, что многие старые государственные структуры не служат перестройке, Горбачев стал планировать замену их новыми, в большей степени представляющими население и ответственными перед ним. Схема новых государственных структур на республиканском уровне предполагала, что каждая союзная республика будет иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также практически не применялась.
Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг.. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столько формально.
Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.5
23
декабря 1989 г. состоялось принятие
закона «О конституционном
Комитет
функционировал менее двух лет. С
самого начала его юрисдикция была
ограничена, а сфера его действия
была еще больше сужена в результате
протестов со стороны республик.
Несмотря на эти ограничения новый
институт привлек к себе значительное
внимание как в Союзе, так и
за рубежом. Данный институт заслуживает
высокой оценки за свои решения относительно
защиты индивидуальных и политических
прав. Среди существенных решений
в этой области следует отметить,
что Комитет прекратил практику
издания секретных
В
то же время некоторые решения
Комитета, в особенности касающиеся
взаимоотношений между
Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.
Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991 г.
Между
тем ценно уже то, что Комитет
конституционного надзора был первой
попыткой создания учреждения подобного
рода после 70 лет постоянного внушения,
что независимый орган
Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.
Правовой
базой организации и
Этот закон содержал ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда ( в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст.86).7 В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст.85), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.
Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.
Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, дающее отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992 г., суд провозгласил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушил принцип разделения властей, так как исполнительная власть не имеет права создавать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Во второй половине 1992г. Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение, как в национальных, так и в международных средствах массовой информации.8