Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции» , а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».
Введение………………………………………………………………..………..…3
1.История формирования конституционного судопроизводства в России….… 5
2.Правовая природа конституционного судопроизводства…………………....11
3.Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти.16
4.Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти………………………23
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемых источников…………………………………………..……32
Компетенция
Конституционного Суда РФ состоит из
четырех конституционных
1) проверка
конституционности законов,
2) разрешение споров о компетенции;
3) толкование Конституции РФ;
4) дача
заключения о соблюдении
Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел. 21
В порядке абстрактного нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
1) федеральных
законов, нормативных актов
2) конституций
республик, уставов, а также
законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной
3) договоров
между органами
4) не
вступивших в силу
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции Российской Федерации : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.22
Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению соответствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации. В отношении актов, изданных субъектами Российской Федерации, запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, не рассматриваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
4) с
точки зрения установленного
Конституцией РФ разделения
5) с
точки зрения установленного
Конституцией РФ разграничения
компетенции между
6) с
точки зрения разграничения
По
итогам рассмотрения дела Конституционный
Суд принимает решение о
Контроль
распространяется также на международные
договоры РФ, не вступившие в законную
силу. Запрос допустим, если договор
подлежит ратификации Государственной
Думой или утверждению иным федеральным
органом государственной власти
или если заявитель считает не
вступивший в силу международный
договор не подлежащим введению в
действие и применению в Российской
Федерации из-за несоответствия Конституции
РФ. Суд признает договор или отдельные
его положения соответствующими
или не соответствующими Конституции
РФ. С момента провозглашения постановления
Суда о признании не соответствующими
Конституции РФ не вступившего в
силу международного договора либо отдельных
его положений, международный договор
не подлежит введению в действие и
применению, то есть не может быть ратифицирован,
утвержден и не может вступить
в силу для Российской Федерации
иным образом. 25
4. Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти
Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции :
1) между
федеральными органами
2) между
органами государственной
3) между
высшими государственными
Правом
на обращение в Конституционный
Суд с ходатайством о разрешении
спора о компетенции обладает
любой из участвующих в споре
органов государственной
Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:
1) оспариваемая
компетенция определяется
2) спор
не касается вопроса о
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
4) заявитель
считает издание акта или
5) заявитель
ранее обращался к указанным
в Конституции РФ органам
6) в
течение месяца со дня
7) в
случае обращения
Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке применения ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, допустимо, если:
1) Президент
использовал согласительные
2) разногласия
между органами
Конституционный
Суд рассматривает споры о
компетенции исключительно с
точки зрения установленных Конституцией
РФ разделения государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную и разграничения компетенции
между федеральными органами государственной
власти, а также с точки зрения
разграничения предметов
По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. В случае если Конституционный Суд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Доказательством
этих выводов являются постановления
Конституционного суда Российской Федерации
о специальном виде законов, которыми
вносятся поправки к главам 3-8 Конституции
Российской Федерации (статья 136 Конституции
Российской Федерации), о порядке
внесения в статью 75 Конституции
Российской Федерации измененных наименований
субъектов Российской Федерации, о
возможности представления
Для
России вопрос взаимоотношения
Взаимодействие Конституционного суда с иными высшими органами государственной власти в основном прослеживается в следующих сферах:
- при
формировании судейского
- принятии несудебными органами власти нормативных актов в рамках своей компетенции;
- осуществлении правосудия конституционными (уставными) судами.
Такое взаимодействие проявляется во взаимном влиянии несудебных органов власти и конституционных (уставных) судов друг на друга. Отдельные элементы этого влияния можно считать частью механизма «сдержек и противовесов» в российской системе разделения властей.
Можно выделить следующие аспекты влияния высших органов государственной власти на конституционный суд:
- решения
о создании отдельных органов
правосудия, в том числе и органов
конституционной (уставной) юстиции,
а иногда и само учреждение
этих органов принимают и
- конституционные
суды функционируют на основе
правил, установленных другими, в
первую очередь
Например,
законы об органах конституционной
юстиции принимаются
- условия
функционирования