Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 08:29, доклад
Цель исследования:
Улучшить качество оказания сестринской помощи. Повысить экономическую эффективность использования медицинского персонала при внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора в операционный блок многопрофильной больницы, как нового подхода к организации сестринского дела.
Задачи:
1. Разработать «Положение о сестринском процессе в операционном блоке» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока»;
Разработать критерии внедрения в работу операционного блока многопрофильной больницы медицинской сестры-координатора;
Внедрить сестринский процесс в работу операционного блока;
Провести сравнительный анализ показателей работы операционного блока многопрофильной больницы до и после внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора;
Оценить эффективность внедрения сестринского процесса и должности медицинской сестры - координатора в работу операционного блока;
Отработать методику сестринского процесса и взаимодействия медицинской сестры - координатора со службами и должностными лицами отделения и больницы;
Разработать карту ведения пациента в операционном блоке.
3. Карту действий медицинской сестры по уходу за пациентом;
4. Карту проблем пациента,
5. Стандартные листы
сестринского ухода при
6. Анкету для пациентов.
Клиническое внедрение сестринского процесса было осуществлено и на базе гинекологического отделения Курганской областной больницы. Этому предшествовала большая подготовительная работа, включающая разъяснение содержания сестринского процесса медицинским сестрам и врачам отделения, подготовка новых должностных инструкций для медицинских сестер отделения, разработку сестринской документации, нового штатного расписания.
Для осуществления сестринского процесса в отделении были организованы 2 сестринские бригады, каждая из которых обслуживала по 20 пациенток. Введена должность медицинской сестры - координатора и определены её должностные инструкции. В отделении большое внимание уделялось обеспечению высокой культуры общения и соблюдению должного внешнего вида.
Помня о том, что медицинская сестра не просто исполнитель назначений врача, а творчески мыслящий, активный член лечебной бригады, они изменили стиль общения сестры с пациентками. В обязанность медицинских сестер входило объяснение пациенткам целей назначения препаратов и схем лечения, смысла соблюдения предписанного режима. В рамках своей компетенции медицинская сестра могла давать советы по режиму дня и диете. Для этого было проведено обучение медицинского персонала психологии общения.
Стремление к высокой культуре ухода, доброжелательность, незамедлительное оказание медицинской помощи и качественное выполнение назначений врача прививались молодым медицинским сестрами непосредственно в процессе работы.
Были разработаны формы сестринской медицинской документации для осуществления сестринского процесса, которые включали:
1. Сестринскую историю болезни;
2. Стандарты ухода за пациентками;
3. Карту сестринского
ухода и наблюдения за
4. Лист динамического
наблюдения за пациентками
5. Анкету, заполняемую пациентками при выписке;
6. Карту оценки работы палатной медсестры.
Результаты нововведения
показали, что увеличилась пропускная
способность отделения, сократилась
средняя продолжительность
Анализ работы медицинских
сестер, участвующих в эксперименте,
проводился на основании изучения 100
сестринских историй болезни, а
также 200 анкет, заполненных пациентками
при выписке. Процентное соотношение
проблем пациенток было следующим:
78% составили физиологические
При определении физиологических проблем на первом месте стояли проблемы, связанные с операцией, которые распределились следующим образом:
1. ограничение движения - 32%,
2. боли - 21%,
3. слабость - 18%,
4. нарушение функции мочеиспускания - 12%,
5. запоры и метеоризм - 8, 8%,
6. другие проблемы - 8,2%.
В указанных проблемах
четко было отражено состояние организма
на конкретный период времени. Естественно,
что медицинская сестра должна решать
эти проблемы совместно с врачом,
но определённую часть из них, как
своевременное обезболивание, адекватное
восполнение организма
Выявленные психологические проблемы, распределились следующим образом:
1. страх перед операцией - 38%,
2. тоска по дому - 29%,
3. плохой сон - 16,5%,
4. снижение настроения - 14,8%,
5. чувство одиночества - 1,7%.
Необходимо подчеркнуть
огромную роль медицинской сестры в
реформировании сестринского дела, а
также благотворное влияние, которое
оказало внедрение сестринского
процесса на качество сестринской помощи
в гинекологическом отделении больницы.
Работа старшей медицинской сестры
гинекологического отделения
Аналогичный эксперимент по осуществлению сестринского процесса был проведен в неврологическом отделении для грудных детей Вологодской областной детской больницы. В неврологическом отделении, развернутом на 40 коек, до 30% пациентов имели диагноз детского церебрального паралича. Экспериментальной площадкой был определен сестринский пост с нагрузкой 4-6 пациентов на одну медицинскую сестру. Была введена должность медицинской сестры - координатора.
Медицинская сестра сама детально оценивала состояние пациента, составляла план сестринского ухода. Медицинская сестра - координатор получила новые возможности для контроля деятельности медицинских сестер по уходу.
Лечащие врачи стали
использовать дополнительную информацию
о пациентах, полученную сестрами. В
ходе эксперимента повысилось качество
ухода, осуществляемого
Результаты эксперимента были признаны положительными. Благодаря внедрению сестринского процесса улучшились показатели работы отделения, сократился средний срок пребывания пациентов в отделении на 4 койко-дня.
Согласно данным В.В. Кануриной (2001 г.) внедрение сестринского процесса в городской клинической больнице №36 г. Москвы так же потребовало ввести в штат некоторых отделений больницы должность медицинской сестры - координатора.
Главной задачей медицинской сестры - координатора являлось внедрение в деятельность сестринского персонала нейрохирургического отделения современного сестринского процесса и его осуществление в отношении наиболее тяжелых пациентов. Медицинская сестра - координатор работала под непосредственным руководством заведующего отделением и старшей медицинской сестры и по сути являлась заместителем старшей медицинской сестры по внедрению сестринского процесса.
Рабочий день медицинской
сестры - координатора, как правило,
начинался с ее участия в сдаче
дежурства ночной медицинской сестрой
на утренней конференции, при этом уточнялось
состояние пациентов, выполнение назначений.
Обязательно уточнялась информация
о вновь поступивших в
Медицинская сестра -
координатор очень быстро, органически
вошла в организационную
По данным результатов суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие выводы:
1. должность медицинской сестры - координатора освободила старшей медицинской сестре 2 часа рабочего времени;
2. лечащим врачам - 1 час 30 минут;
3. палатной медсестре - 2 часа 30 минут.
Медицинская сестра-координатор совместно с заведующим отделением
определяла основные направления деятельности и планировала этапы внедрения современного сестринского процесса в отделении, обсуждала итоги, трудности и нерешенные проблемы в работе.
Вместе они регулярно
обходили тяжелых пациентов отделения,
обсуждали и корригировали
Для унификации сестринского
ухода за пациентами отделения были
разработаны стандарты
Взаимодействие медицинской сестры - координатора с лечащими врачами носило характер партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым пациентом, а также необходимость его коррекции. Медицинская сестра - координатор сама назначала профилактические мероприятия по предупреждению различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие). Это экономило у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего времени.
Подобная работа медицинской сестры - координатора существенно повысила престиж медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных назначений в партнеров лечащих врачей.
Весьма большое значение имело взаимодействие медицинской сестры - координатора со старшей медицинской сестрой отделения. По существу, старшая медицинская сестра делегировала медицинской сестре - координатору часть своих обязанностей по внедрению в отделении современного сестринского процесса, превратив её как бы в своего заместителя.
Медицинская сестра -
координатор докладывала
Одним из существенных разделов деятельности медицинской сестры - координатора в отделении являлось взаимодействие с палатными сестрами. Медицинская сестра - координатор не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра - координатор должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками.
Таким образом, литературные
данные свидетельствуют о значительной
клинической и экономической
эффективности внедрения в
2. Результаты собственных исследований по данной теме
2.1 Характеристика объекта исследования
Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска.
Операционный блок многопрофильной больницы - это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения.
В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала.
Основные помещения операционного блока состоят:
- из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная),
- помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)
- подсобные помещения (материальная, аппаратная).
Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:
1. Операционного блока
нейрохирургического отделения,
2. Операционного блока
микрохирургического отделения,