В
Книге третьей трактуются «частные»
и «местные» болезни органов человека,
начиная с головы и кончая пятками, иными
словами она посвящена частной патологии
и терапии. В нее входят описания болезней
головы и мозга(в том числе нервных и психических
болезней), глаза, уха, носа, полости рта,
языка, зубов, десен, губ, горла, легких,
сердца, груди, пищевода, желудка, печени,
желчного пузыря, селезенки, кишечника,
заднего прохода, почек, мочевого пузыря,
половых органов. Каждый раздел начинается
с подробного анатомического описания
соответствующего органа.
В
Книге четвертой рассматриваются «общие»
болезни тела, не присущие лишь одному
органу. К числу таковых отнесены различные
лихорадки(кризы при болезнях), опухоли(в
том числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги,
переломы и вывихи костей, ранения и прочие
поражения нервов, повреждения черепа,
груди, позвоночника, конечностей. В этой
Книге говорится также о хронических и
острых заразных болезнях: оспе, кори,
проказе, чуме и бешенстве; освещены основные
вопросы учения о ядах(токсикология). Специальный
раздел книги посвящен вопросам сохранения
красоты тела(косметика).
Книга
пятая «Канона» представляет собой
фармакопею. В ней излагаются способы
изготовления и применения различных
форм лекарств сложного состава. В первой
части Книги описываются различные противоядия(терьяки),
лекарственные кашки, пилюли, таблетки,
порошки, сиропы, отвары, настои, вина,
пластыри и т.д., а во второй части указываются
испытанные средства, предназначенных
для лечения конкретных заболеваний органов-
головы, глаз, уха, зубов, горла, органов
грудной и брюшной полости, суставов
и кожи.
«Лекарственные
средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан
во время первого посещения Хамадана.
В произведении подробно приведены роль
сердца в возникновении и проявлении пневмы,
особенности диагностики и лечения заболеваний
сердца.
- «Удаление
вреда от разных манипуляций посредством
исправлений и предупреждений ошибок»
(«Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон
ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
- «О пользе
и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил
аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый
короткий трактат Ибн Сины.
- «Поэма о
медицине» («Урджуса фит-тиб»).
- «Трактат
о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
- «Мероприятия
для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
- «Трактат
о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») —
описаны диагностика, профилактика и лечение
сексуальных нарушений.
- «Трактат
о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») —
описаны приготовление и лечебное применение
различных по составу смесей уксуса и
мёда.
- «Трактат
о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
- «Кровеносные
сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук
ал-мафсуда»).
- «Рисола-йи
жудия» — описываются лечение заболеваний
уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём
описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи
оспаривают авторство Авиценны.
Энциклопедические
труды были переведены на европейские
языки и сыграли важную роль в развитии
медицины и фармации в Европе.
Ибн
Сина использовал все ценное, что
было выработано его предшественниками
в области естествознания и философии
и создал философию, ставшую вершиной
развития теоретической мысли в странах
Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего
средневековья. Несмотря на противоречивость
отдельных положений, философское учение
Ибн Сины в условиях феодализма сыграло
прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает
материалистическая тенденция, стремление
противопоставить религии научные познания,
основанные на опыте и логических доказательствах.
Определенный интерес представляют работы
Ибн Сины по психологии. В этом вопросе
он сделал большой шаг к материализму,
ибо впервые пытался увязать отдельные
виды психической деятельности человека
с определенными частями головного мозга.
Общественно-политические взгляды великого
философа свидетельствуют о том, что и
в этой области он придерживался прогрессивных
идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное
государство, население которого должно
состоять из правителей, производителей
и войска, и каждый должен заниматься полезной
работой. Ибн Сина с успехом занимался
и другими науками. Он обладал широкими
для своего времени познаниями в области
химии, и ему приписываются несколько
химических работ. Ибн Сина во многом содействовал
последующему развитию химии, главным
образом благодаря критике основного
принципа алхимии, а именно, возможности
превращения неблагородных металлов в
благородные. В области геологии он высказал
оригинальную, близкую современной научной
теории точку зрения на горообразование.
По его мнению, горы образовались в результате
2 факторов: 1- поднятие земной коры во время
сильных землетрясений, 2 – действие потока
воды, которая в поисках пути делает большие
углубления в долинах и этим самым обусловливает
образование больших возвышенностей.
Ибн Сина много занимался и вопросами
ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять
должного внимания изучению растений,
имеющих целебные свойства. Карл Линней
(1707-17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области
этой науки, назвал вечнозеленое тропическое
растение его именем – Авиценния. Значительный
след оставил Ибн Сина и в области поэзии.
Многие свои научные трактаты он написал
стихами в размере раджаз. Кроме того им
написано несколько произведений, которые
оказали заметное влияние на последующую
персоязычную литературу. Существует
связь между посланием Ибн Сины “Ат-тайр”
(“Птица”) и известной поэмой “Фаридаддина
Аттара” (12 век) “Мантик ат-тайр” (“Разговор
птиц”). Эта тема вводится в узбекскую
литературу Алишером Навои (1414-1492). Существует
около 40 четверостиший Ибн Сины на персидском
языке. Это подлинно медицинская энциклопедия,
в которой с логической стройностью излагается
все, что относится к профилактике и лечению
болезней.
Ибн
Сина не только объединил разрозненный
опыт прошлого и дополнил его результатами
собственных наблюдений, но и сформировал
ряд принципиальных положений рациональной
формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал
на благоприятные условия проверки
действия в больнице, то Ибн Сина предлагает
систему их испытания, включающую наблюдение
за их действием у постели больного, постановку
опытов на животных и даже некоторое подобие
клинического испытания. При этом Ибн
Сина считает наиболее надежным экспериментальный
путь проверки действия лекарственных
средств и предлагает “условия”, обеспечивающие
“чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной
науки” содержаться указания на необходимость
выявления побочного действия лекарств,
на наличие взаимного усиления их и взаимного
ослабления действия лекарственных средств
при их совместном назначении. Ибн Сина
связывал развитие рациональной фармации
с применением лекарственных средств,
полученных химическим путем. Эта идея,
которую разделяли некоторые арабские
и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир
ибн Хайян ; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем
развита алхимиками средневековой Европы,
а также врачами эпохи Возрождения и Нового
времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных
средств растительного, животного и минерального
происхождения. В частности, с его именем
связывают первое применение ртути, которая
в 10 веке добывалась в окрестностях Бухары,
для лечения сифилиса. Им же как побочное
действие ртути описаны проявления ртутного
стоматита. А из перечня лекарственных
средств, приложенного к Книге второй
“Канона врачебной науки”, около 150 значились
в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
В
лекарственной форме ибн Сина
различал главную часть- лекарственные
вещества и вспомогательную- основу лекарства,
состоящую в нашем понимании из вспомогательных
веществ. Эти вещества у него, в основном,
природного, и как исключения, синтетического
происхождения, которые по своей классификации
сохранили своё значение до наших дней:
- Разбавители(армянская
глина, крахмал, мука, сахар и другие)
- Связывающие(склеивающие)
вещества
- Увлажняющие,
смазывающие, смягчающие вещества
- Вещества,
«увеличивающие вязкость»
- Консерванты(стабилизаторы)
- Основы
для мазей, пилюль и суппозиториев
- Вещества,
потенцирующие(усиливающие) действие
лекарственных средств
- Вещества
для покрытий и т.д.
По
мнению ибн Сины мед являлся колесницей
для лекарств, так же он различал разные
виды измельчения лекарственного сырья:
«грубое», «как пыль», «подобное пыли»
и другие. Он интересовался химией и много
работал в этой области. Ему были знакомы
химические превращения в виде брожения,
свертывания, возгонки и т.д.
В
зависимости от недуга, Авиценна рекомендовал
использовать различные препараты(зверобой,
для заживления ран, при воспалении
седалищного нерва и злокачественных
язвах, корни солодки, при заболевании
почек и мочевого пузыря, воспалении желудка,
лихорадке, легочных заболеваниях; так
же полезные свойства тысячелистника,
тыквы, огурца, аниса, полыни, акации, можжевельника,
ромашки, лука; он ввел александрийский
лист, камфору, ревень и т.д. ). К числу «канонофармакопейных»
средств относят 45 растений: анис, белена,
дурман, дуб, аир, алое, алтей, боярышник,
полынь горькая, полынь цитварная, можжевеловые
ягоды, снотворный мак, клещевина, безвременник,
ромашка, льняное семя, водяной перец,
миндаль, тмин, абрикос, мята, папоротник
мужской, солодка, валериана, ревень, горчица
черная, кассия узколистная, персиковое
дерево и другие.
Из
лекарств животного происхождения
ибн Сина называет моллюсков, рептилий,
птиц, в большом количестве различные
органы млекопитающих, а также продукты
выделений и отделений животных(рога,
вымя, бобровая струя, мускус, печень, желудки
животных, молоко, мед, слоновая кость,
яйца, воск и т.д.)
Особое
внимание при изготовлении лекарств Авиценна
рекомендовал использовать очищенную
воду.
Впервые
именно Сина «корригирует» лекарства,
добавляя в неприятное лекарство- слизь,
сироп, мед, сахар, варенье и тому подобное,
для устранения неприятного цвета, запаха
или вкуса препаратов. Этот прием сейчас
широко применяется в современной фармации.
Труды
ибн Сины дошли до нас в разных
формах…
ПРИМЕРЫ
АФОРИЗМОВ И ЦИТАТ
ИЗ "РУБАИ" АВИЦЕННЫ
Незримо
ты к летам приходишь белым,
Пока
ты в силах, занимайся делом.
Скажи,
что можешь завтра сотворить,
Коль
станешь немощен душой и телом?
***
Земля
подобна шахматной доске,
Фигур
без счета у Судьбы в руке.
В небытие
ушли и царь, и нищий,
Пока
мы здесь, а будем вдалеке.
***
Каждый
образ и каждый исчезнувший след
В усыпальницу
времени лягут на тысячи лет.
И на
круги своя наши годы когда возвратятся,
Сохраненное
бережно явит всевышний на свет.
***
Поступку,
чтобы пользу произвел,
Дан
смысл, как подлежащему глагол,
Творца
деянье в том и этом мире
Не
замысла ль венчает ореол?
***
Основа
двух начал - дыханье: вздох и выдох,
И жизнь
на том стоит в многообразных
видах.
Но
вечна ли ее воздушная основа?
На
это даст ответ, кто был на панихидах.
***
Пять
чувств от слуха и до зренья
Даются
нам для внешнего общенья,
А мысль
и память внутреннюю службу
Несут,
определяя все решенья.
***
Налейте
вина мне, пусть длятся года,
Налейте,
чтоб радость была молода.
Вино,
что огонь, но земные печали
Уносит
оно, как Живая вода.
***
Не
всякая красотка, что нас пьянить
вольна,
Свой
нрав у золотого переняла вина,
Но
потому подобна сама вину бывает,
Что
часто повергает, как недруг, нас
она.
Вывод
Данный
реферат посвящен роли Авиценны в развитии
фармации. В процессе его написания я изучила
литературу которая содержит в себе информацию
о знаменитом философе.