Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом.
Объект исследования: методы психотерапевтического воздействия.
Предмет исследования: детская психотерапия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии
1.1 Определение понятия «психотерапия», виды психотерапии…………….5
1.2 История психотерапии……………………………………………………...8
1.3 Причины возникновения неврозов у детей……………………………….11
1.4 Своеобразие детей до заболевания неврозом……………………………..12
1.5 Роль родителей в детской психотерапии………………………………….18
Глава 2. Методы терапии.
2.1 Методика семейного приема………………………………………………22
2.2 Игра как способ диагностики……………………………………………..27
2.3 Рисование как способ диагностики……………………………………….28
2.4 Использование вопросников………………………………………………33
2.5 Внушаемость………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….41
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра
специальной дошкольной педагогики
и психологии
Детская психотерапия
Курсовая
работа
Выполнил: студентка 2 курса
Юдина Дарья Владимировна
Специальность: специальная дошкольная
педагогика и психология
Научный
руководитель Шалонько Е.Б.
Новосибирск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии
Глава 2. Методы терапии.
2.1 Методика
семейного приема……………………………………
2.2 Игра
как способ диагностики……………………
2.3 Рисование как способ диагностики……………………………………….28
2.4 Использование
вопросников………………………………………………
2.5 Внушаемость…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.
Проблему детской психотерапии рассматривали Басин Ф.В., Буянов М.И., Вольперт И.Е., Захаров А. И., Иогихес М.И., Липгарт Н.К., Личко А.Е., Певзнер М.С., Рожков В.С.
Цель исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом.
Объект исследования: методы психотерапевтического воздействия.
Предмет исследования: детская психотерапия.
Гипотеза: если правильно организовать работу с детьми с неврозами, то можно привести ребенка к норме.
Задачи:
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии
Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.
На
сегодняшний день в мире не существует
единого взгляда на определения
понятия «психотерапия». Но благодаря
усилиям Европейской
Виды психотерапии.
Детская
психотерапия проводится различными методами,
но, как правило, предполагает установление
межличностного контакта, доверительных
отношений и вербального
Применяемые
в детской психотерапии подходы
различаются как по типу проблем,
на которые она направлена, так
и по объему самой психотерапевтической
помощи; основные из них – психодинамическая
терапия, поведенческая и когнитивно-
Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.
Поведенческая
психотерапия детей ставит своей
целью научить ребенка
Когнитивно-поведенческая
психотерапия направлена на формирование
адаптивного поведения и
Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дизадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.
1.2 История психотерапии
История
психотерапии продолжается тысячелетия,
согласно мнению одних исследователей,
и длится всего одно - два столетия,
по мнению других. Такое противоречие
во взглядах объясняется тем, что
в истории психотерапии существует
два периода: донаучный и научный.
Донаучный период в истории психотерапии,
который не признают многие учёные, берёт
своё начало в глубокой древности. Во время
этого периода для лечения психических
болезней применялись различные тайные
ритуалы и магические практики. С древних
времён люди, которым требовалась психотерапия,
обращались к шаманам, колдунам, знахарям,
жрецам, монахам, священникам.
Методы лечения душевнобольных в различное время несколько изменялись: в период античности их пытались излечить дружескими беседами, регулярными прогулками, физическими и речевыми упражнениями, во времена средневековья подобных больных сжигали на кострах, заковывали в цепи и сажали в тюрьмы. Только благодаря Великой французской революции и врачу Филиппу Пинолю в конце 18 века психически больных людей переместили из тюрем в больницы.
Научный период в истории психотерапии характеризуется возникновением и развитием различных психотерапевтических школ и направлений. Основу научной психотерапии составляют первые попытки излечения психически нездоровых людей с помощью внушения: «животного магнетизма» Месмера, гипноза, применяемого Брэдом, Льебо, Шарко, Бернгеймом, В.М. Бехтеревым и другими врачами. Термин «психотерапия» впервые ввёл в 1782 году английский врач Тьюк.
Первой школой в истории научной психотерапии стал психоанализ австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Согласно психоанализу, разработанному в начале 20 века, причиной психических болезней являлось подавление человеком под воздействием морали и общественных норм его основных инстинктов, сексуального влечения и стремления к разрушению. Фрейд утверждал, что эти отвергаемые обществом и сознанием самого человека инстинкты и влечения ещё в глубоком детстве вытесняются в бессознательное и впоследствии становятся причиной психических заболеваний. Психоанализ ставил своей целью тщательный анализ детства пациента, благодаря которому тому удавалось вспомнить негативный опыт, заставивший его подавить и вытеснить своё либидо (сексуальную энергию) либо агрессию. Последователями З. Фрейда стали австрийский психиатр Альфред Адлер, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг и ряд других, создавшие на основе психоанализа свои собственные школы и внёсшие свой вклад в историю психотерапии.