Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом.
Объект исследования: методы психотерапевтического воздействия.
Предмет исследования: детская психотерапия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии
1.1 Определение понятия «психотерапия», виды психотерапии…………….5
1.2 История психотерапии……………………………………………………...8
1.3 Причины возникновения неврозов у детей……………………………….11
1.4 Своеобразие детей до заболевания неврозом……………………………..12
1.5 Роль родителей в детской психотерапии………………………………….18
Глава 2. Методы терапии.
2.1 Методика семейного приема………………………………………………22
2.2 Игра как способ диагностики……………………………………………..27
2.3 Рисование как способ диагностики……………………………………….28
2.4 Использование вопросников………………………………………………33
2.5 Внушаемость………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….41
Что же делать? Мамы и папы задают этот вопрос и вот тут, зачастую, по реакции родителей на некоторые предложения, становятся понятными прогнозы совместной работы родителей и специалиста. Именно при совместной работе, возможно достичь желаемого результата. Ребёнок рождается в семье и шаг за шагом, день за днём, кирпичик за кирпичиком формируется, изменяется и растёт, откликаясь на отношение мамы и папы к нему и друг к другу, на их чувства, слова, поступки, в первую очередь от них, получая представление о мире и о себе. При этом ребёнок - не просто материал, из которого легко вылепить желаемое. Дети с самого раннего возраста сами являются активными участниками семейных отношений. Родители могут и не догадываться о том, что их дети видят и чувствуют тонкие нюансы эмоциональной атмосферы в семье, по-своему оценивают и интерпретируют то, что происходит с ними и вокруг них, и ведут себя в соответствии со своим пониманием.
Симптомы ребёнка зачастую являются отражением или продолжением семейных проблем, попыткой справиться с ними доступными ребёнку и часто болезненными способами. Так, в распадающейся, конфликтной семье, ребёнок может взять на себя роль её хранителя, и, болея, объединять родителей, если видит, что только это обстоятельство может их сплотить. От того смогут ли родители понять свой вклад в сложности ребёнка, от их готовности меняться вместе с ребёнком, во многом зависит успех детской психотерапии. Важно не только привести сына или дочку к психологу и, отдав в «хорошие руки», ждать результата терапевтического процесса, важно быть активным сотрудничающим его участником. Дети, чаще всего, быстро и с благодарностью реагируют на изменение родительского отношения к ним. Только в случаях грубых нарушений родительско-детских взаимоотношений благодатные перемены происходят очень медленно, а могут никогда и не наступить.
Итак,
нужно настроиться на работу. На
непростую, возможно, длительную работу.
Трудно сказать заранее, сколько
потребуется времени, сколько встреч
нужно провести с ребёнком, сколько
с родителями. Конечно, во многом это
зависит от того, с каким вопросом
обратились к психологу и как
давно начали проявляться тревожные
симптомы. Бывает, что достаточно нескольких
встреч с мамой и десятка с
ребёнком, и робкий первоклашка, который
не мог адаптироваться к школе, боялся
идти туда, дрожал и сжимался на уроках
и не мог отвечать из-за колоссального
страха и напряжения, раскрывается,
становится более уверенным, контактным,
бойко тараторит домашнее задание
и шалит с новыми друзьями на переменках..
Каждый случай по-своему уникален, одна
семейная история не похожа на другую,
но у всех родителей есть шанс помочь
своим детям расти и
Родителям бывает очень сложно принимать ребёнка. Целиком. И показывать ему это. Искренне, не на словах. Чувствами, действиями, своим отношением. Не переделывать, не подгонять под тот образ «хорошего» мальчика или девочки, который сложился в течение жизни. Важно дать понять ребёнку, что его любят таким, какой он есть. Да, не все его поступки и оценки хороши. Но это не повод отказывать ему в любви. Выразить своё отношение, своё желание помочь, подсказать там, где сам не справляется, проявить свою обеспокоенность, показать разумные, допустимые границы, но не ломать, не унижать, не давить. Увидеть ресурс в ребёнке и создать условия для его развития, проявить веру в то, что всё получится, пусть не сейчас, во второй раз, в третий. Видеть лучшее в ребёнке.
Возможно работа и без присутствия родителей. И в этой ситуации можно во многом помочь ребёнку. Только это гораздо сложнее, ведь если проблемы связаны с особенностью семейных отношений, а дома ничего не меняется, то ребёнок, неизбежно возвращаясь туда, к самым близким своим людям, с которыми связаны самые сильные чувства и переживания, самые главные события, словно откатывается назад. В этом случае потребуется больше времени для достижения необходимого результата.
Дети
в кабинете у психолога выплёскивают
свои сложные чувства и тревоги,
учатся справляться с ними, разыгрывают
свои фантазии, они растут, учась
преодолевать трудности, становясь
сильнее, свободней, уверенней. Для
ребёнка важно, чтобы родители поддерживали
изменения, происходящие в их детях
в ходе терапии. У гиперопекающих
и тревожных родителей растущая
самостоятельность, и самоуверенность
детей вызывает усиление тревоги, сопровождающееся
ограничениями их активности и независимости,
так уменьшение симптоматики ребёнка
и его прогресс может упереться
в родительское сопротивление. Тихие
и послушные дети, становясь более
раскованными, пугают родителей высвобождающейся
агрессивностью. Здесь важно понимать,
что ребёнку для того, чтобы
научиться контролировать свои чувства,
нужно сначала позволить себе
их проявлять, опознавать, выражать словами.
Например, энурез, часто связан с
подавленной агрессией по отношению
к кому-то из близких, и, если, эти
эмоции ребёнок сможет выражать, не
боясь наказания или
Лучшее понимание родителями своих детей, мотивов их поведения, принятие и поддержка, привнесение изменений в свою жизнь, в своё поведение, в свои взгляды на детей и на отношения с ними даст возможность детям чувствовать себя по-другому, опробовать новые способы поведения, отказываясь от старых, родившихся в ответ на взаимодействия в семье. Помочь ребёнку можно в любом возрасте.
Глава 2. Методы терапии.
2.1 Методика семейного приема.
Больные неврозами дети направляются детскими невропатологами и психиатрами на прием, как правило, при безуспешности медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Во время предварительной записи больных на прием сообщается о желательности посещения врача обоими родителями. Это создает необходимый настрой на оказание совместной помощи и способствует повышению эффективности лечения. Характеристика со стороны воспитателя или учителя не запрашивается, поскольку она не всегда является объективной, и к тому же привлекается излишнее внимание к ребенку. При необходимости можно просмотреть дневник и тетради.
Врач ведет прием без халата, в кабинете, украшенном детскими рисунками и поделками. В начале беседы приглашаются оба родителя; ребенок в это время играет или смотрит книги в вестибюле. После свободного изложения родителями жалоб и проблем, связанных с детьми, истории заболевания, им дается вопросник типа стандартизованного интервью, в котором последовательно перечисляются особенности поведения и развития детей. Из вопросника вслух зачитывается только то, что непосредственно касается ребенка, его воспитания и проблем отношений в семье. Врач задает уточняющие вопросы. В итоге, получается довольно полное освещение волнующих родителей семейных проблем с акцентом на невротическом регистре патологии у детей. Затем беседа проводится наедине с больным. У детей дошкольного возраста ей предшествует самостоятельная или совместная с врачом игра, облегчающая последующий контакт при разговоре. Затрагиваются разнообразные стороны отношений в семье, отношений со сверстниками, интересы и предпочтения, раскрываются характер восприятия болезненного состояния, степень утомляемости, выраженность беспокойства и страхов, направленность оценок. Неврологическое обследование носит общий, прицельный характер; соматическое обследование ограничивается внешним осмотром и измерением артериального давления у подростков. Возникающие вопросы разрешаются в последующей диагностической беседе с каждым из родителей в отдельности, что даст им возможность оттенить и ряд своих личных проблем. В заключительной беседе с обоими родителями подводится итог встречи, намечается диагноз, анализируются в тактичной форме основные источники болезненного состояния детей и намечаются пути их преодоления с подчеркиванием необходимости участия в этом всех взрослых членов семьи.
Продолжительность семейного приема составляет от 45 мин до 1 ч. Затраченное время позволяет продуктивно решить многие наболевшие проблемы в семье, особенно, если учесть безрезультатность предыдущих попыток оказания лечебной помощи детям.
При серьезных проблемах в семейных отношениях, прежде всего в области воспитания, предположении о невротическом заболевании у одного из родителей, семья, с ее согласия, снова приглашается на прием. Пока с одним из родителей проводится стандартизованное интервью с целью выявления невротического состояния, другой отвечает на вопросник Айзенка и анкету "Семейные отношения". Результаты обследования сообщаются сразу, но без категоричности в суждениях, скорее, как основание для раздумий, перестройки некоторых отношений. С детьми проводятся диагностическое рисование и игра, определение внушаемости, уровня притязаний и т. д. В совместном с обоими родителями обсуждении полученных данных вырабатывается общая точка зрения на характер решения проблем воспитания и помощи детям, что уже само по себе значительно уменьшает напряженность в межличностных отношениях в семье.
На
последующих приемах детей
В дальнейшем желательно, чтобы родители поочередно приводили детей на прием. Это повышает их чувство ответственности и заинтересованность в результатах лечения. Уменьшается и конфликтная напряженность в семье, если она была раньше, поскольку всех объединяет цель помочь выздоровлению детей. Таким образом, разрешается и конфликт родителей в вопросах воспитания. Каждый из них может изложить свои проблемы на приеме и получить квалифицированный ответ. Последний является в ряде случаев итогом совместного разбора только что проигранной проблемной ситуации с участием врача, больного и родителя. Аналогичный принцип используется во время посещения врача другим родителем. Если оба родителя по собственной инициативе приходят на прием, то это существенно повышает эффект психотерапии неврозов у детей. Многое здесь зависит от тактики врача, его умения вести дискуссию, объединять точки зрения, действовать творчески и инициативно.
Несмотря на достаточно большое количество занятий у некоторых детей, которые проходят курсы групповой психотерапии и гипнотерапии, среднее число посещений сравнительно невелико и составляет 4 (дошкольники) и 5 (школьники) на одного больного. Почти в половине случаев семейная консультация дает достаточно исчерпывающие ответы в отношении невротического состояния детей и отпадает необходимость в повторном посещении врача. Катамнестические исследования показывают, что большинство родителей в этом случае сумели перестроить свои отношения, изменить характер воспитания и вместе с выполнением врачебных назначений добиться заметного улучшения состояния у детей. Выздоровлению больных препятствуют личностные изменения у родителей, невротическое заболевание одного из них и трудноразрешимый семейный конфликт. Тогда требуется продолжительный курс психотерапии с более активным привлечением родителей, оказанием им врачебной и психологической помощи, радикальной перестройкой семейных отношений, прежде всего отношений с детьми.
Обследование детей с неврозами отличается рядом особенностей. Нередко, на первый взгляд, они не производят впечатления больных и сами обычно не рассказывают о беспокоящих их ощущениях и переживаниях. Если с подростками можно начать беседу сразу, то с младшими школьниками лучше всего после совместной игры в кегли, что разряжает напряжение от ожидания приема и способствует лучшему контакту. Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельной игры. Мальчиков обычно привлекают машинки, роботы, танки; девочек - куклы и мягкие игрушки. У мальчиков и девочек заметный интерес проявляется к разборному теремку, внутри которого и рядом расположены фигурки животных, в том числе медведя, волка, лисы, лягушки и зайца. При затруднениях в начале игры врач принимает в ней активное участие, предлагая разнообразные сюжеты. Во время игры он может получить ответы на интересующие его вопросы, выбирая подходящие паузы и задавая вопросы как бы, между прочим, ненавязчиво, ненастойчиво, учитывая возрастные особенности детей, заторможенность и астению. Вопросы последовательно касаются общения в детском саду и школе, семье, источников напряжения и недовольства, беспокойства и страхов, а также интересов и предпочтений. Без особого привлечения внимания выясняется отношение к нервным, в том числе невротическим, проявлениям. В младшем дошкольном возрасте 2/3 детей не осознают невротические симптомы, в старшем дошкольном - это число сокращается до 1/2. В школьном возрасте 2/3 детей воспринимают невроз как болезненное состояние, препятствующее нормальному самочувствию. Осознание наименее выражено при истерическом неврозе, наиболее часто оно встречается при неврозе страха и обсессивном неврозе, отражая большую степень фиксации на своем болезненном состоянии.