Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:14, реферат
ДЦП – это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру. Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.
В заключении можно сказать, что люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, создавать семью и жить в собственном доме. Большинству людей помощь необходима для того, чтобы, прежде всего обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.
В Москве примерно 10 тыс. инвалидов с последствиями ДЦП, половину из них составляют дети. В Московской области - около 5 тыс.человек. Исходя из частотности рождения детей с признаками ДЦП (5,0-6,0 на 1000), можно предположить, что в России не менее 1,5 миллионов таких инвалидов. Точных данных о количестве инвалидов с последствиями ДЦП в России нет.
Что касается степени поражения, то одним из самых распространенных поражений, которое сейчас связывают с новыми взглядами на ДЦП, является спастичность одной или более конечностей.
Оказывается, что мышечная спастичность конечностей при рождении младенца с нормальным весом вызывается поражениями, доминирующими в пренатальном периоде; а при рождении недоношенных детей и детей с низким весом, спастичность конечностей вызвана поражениями, которые доминируют в перинатальном (начиная с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного) и неонатальном периодах новорожденности.
Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной
физкультуры) для
лечения заболевания и
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и
параличах нервов имеют следующие задачи:
V оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для
восстановления
V улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы
устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
V предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими
тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную
приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;
V укрепить ослабленные
мышцы, восстановить
бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением
подвижности позвоночника и т.п.
С одной стороны, нет способа
лечения, дающего возможность
поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе,
то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять
все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в
комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно
проанализировав особенности двигательной среды каждого больного
церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность
стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений
надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической
диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения
требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы
восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации
программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой
упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживатьравновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1. регулярность, систематичность
и непрерывность применения
гимнастики;
2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией
заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим
развитием;
3. постепенное, строго
дозированное увеличение
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими
церебральным параличом:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах,
профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы,
дающей возможность
3. Упражнения для улучшения
функционального состояния
посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного
влияния для укрепления
антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности
функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление,
для устранения спазмов,
судорог.
7. Тренировка ходьбой
(для обучения нормальной
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов
чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и
двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление:
постепенно увеличивающаяся
сопротивление для развития мышечной силы.
Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу
посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся
интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные
двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972),
отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма,
указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при
церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и
сведение всей гимнастики только к специальной".
Специальная физкультура
путем использования
для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные
функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития
их физической силы.
C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей,
содержащий два предварительных условия.
1. Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с
функциональным расстройством одинаковы.
2. Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на
развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка
с дефектом нервной системы.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх
необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или
упрощать правила
больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать
величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется
меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к
степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и
используемый инвентарь.
Важно тщательно учитывать
двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича:
спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются
своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются
упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме
более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность
чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники
упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные
мышечные спазмы. Атоническая
форма выдвигает несколько
Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на
поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для
больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет
свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений.
Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать,
продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью
сопротивления при выполнении упражнений.
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа
упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность
выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.
Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы,
предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары
ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу занятий по физической культуре
входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
В старших классах
спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы:
ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также
вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми,
расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить
свободное время.
Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть
предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида
спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники
требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся
спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный
теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт,
слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом
соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные
возможности каждого участника состязаний уравниваются.
Иппотерапия. Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько
серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми
вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие
проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического
дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни
трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится
основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная
многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический,
психический, профессиональный, социально-экономический, личностный.
Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция -
активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.
Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой
заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их
характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг
другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры
( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации
немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно
взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс
Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание
самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является
колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного,
основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных
факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным фактором
подразумеваются две
очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе ). Это
помогает, во-первых, раскрыть
потенциальные возможности
вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и,
во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью
эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.
Под биомеханическим фактором
подразумевается влияние
возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно
перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение
и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на
мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях
необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности,
уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение
координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.
Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании
необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:
1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от
особенностей заболевания и общего состояния организма.
2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия
обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных
функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и
упорного повторения занятий.
4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений
обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
6. Умеренность воздействия,
т.е. умеренная, но более
или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.
7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с