Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случаев на 1000 детей. Этиология данного заболевания многообразна - на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов.

Содержание

1 Краткая характеристика заболевания ДЦП
2 Массаж при ДЦП
3 ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП
3.1 Основные комплексы коррекционных физических упражнений и методика их применения
3.1.1 Упражнения для формирования вертикального положения головы
3.1.2 Упражнения для формирования положения на четвереньках
3.1.3 Упражнения для формирования функции сидения
3.1.4 Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять
3.1.5 Упражнение для формирования самостоятельной ходьбы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДЦП.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

       Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

  • упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;
  • пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
  • упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
  • принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;
  • упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;
  • игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

     Формирование  движений должно производиться в  строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

     В период остаточных явлений расширяется  комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

     В последние годы для ЛФК характерен подъём, связанный с возникновением и развитием реабилитационного направления современной медицины. Применение средств ЛФК в системе реабилитации оказалась весьма эффективным, и вызвало значительный интерес к теории и практике их использования. Дальнейший прогресс ЛФК обусловлен углублением медицинских представлений и клинико-физиологических основах метода и накопившимся опытом работы, знание которых приводят к убеждению о необходимости лечебной физической культуры, и определяет тактику врачебных действий.

     Ниже  мы приведём основные комплексы коррекционных физических упражнений и методику их применения при ДЦП.

     3.1 Комплексы коррекционных физических упражнений и методика их применения 

     Прежде  чем перейти непосредственно  к занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные двигательное действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к Туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Это правило не придумано, а взято из наблюдений за последовательностью этапов двигательного развития младенца первых лет жизни. Независимо от возраста ребенка (пусть ему уже 4—5 лет) в работе с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать работу. Однако, если мы будем работать только в одном, узком направлении, это снизит эффективность двигательного развития. Поэтому коррекционная программа по физическому воспитанию должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому (и в настоящий момент невозможному) уровню двигательного развития. Для этого необходимо определить двигательные коррекционные задачи для каждого ребёнка, которые будут решаться в процессе всего реабилитационного периода.

     Основные  двигательные коррекционные задачи:

     а) формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках, передвигаться на четвереньках;

     б) создавать условия, соответствующие  более высокому уровню двигательного развития ребенка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т. д.

     Вспомогательные двигательные коррекционные  задачи:

     а) коррекция порочной сгибательно-приводящей установки кистей;

     б) улучшение подвижности в суставах рук и в плечевом и тазобедренном;

     в) преодоление патологических тонических рефлексов;

     г) формирование опороспособности рук  и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом;

     д) развитие статической и динамической устойчивости (равновесия);

     е) формирование предметной манипуляции  руками;

     ж) развитие ориентировки в собственной  схеме тела и окружающем пространстве и др.

     Специальные коррекционные задачи:

     а) развитие речи посредством движения;

     б) формирование пространственных представлений;

     в) ознакомление с основными свойствами материалов и т. д.

     Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными  и проходить в течение всего дня. 

     3.1.1 Упражнения для формирования вертикального положения головы (Рис. 1)

     Из  исходного положения лежа на спине.

     1. И. п. лежа на спине: при  помощи погремушки, яркой игрушки  или щелканья пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

     2. То же, но с подложенным под  плечевой пояс валиком.

     3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед — стимулируется подъем ребенком головы.

     4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи — создаются условия для подъема головы.

     5. То же, но тягу производить  за предплечья или кисти —  это способствует подъему головы, и затем туловища.

     6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.

     7. То же, но с покачиванием ребенка  в данном положении вперед-назад (типа качалки).

     8. И. п. лежа на спине, ноги  ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ребенка и выполняется тяга вперед — вверх — стимулируется подьем-поворот головы.

     9. И. п. лежа на спине, ноги  ребенка прижаты предплечьями  методиста, а ладони располагаются с обеих сторон под головой ребенка — вызывается подъем головы.

     10. И. п. лежа на спине, ребенку  протягивается игрушка (палочка, трубочка, веревочка) для захвата пальцами рук, после чего выполняется легкая тяга ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения — стимулируется подъем головы.

     11. И.п. лежа на спине, держать  ребенка за кисти выпрямленных и поднятых вперед рук: поочередное поднимание ребенка за каждую руку с поворотом на бок — вызывается поворот головы.

     12. И. п. лежа на спине, руки методиста обхватывают голову ребенка слева и справа и выполняют пассивные движения ею влево-вправо, вперед-назад (для этого ребенок кладется на край кушетки, матрасика или топчана).

     13. И. п. лежа на спине: самостоятельные  повороты головы влево-вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и др.).

       

     Рис. 1. Основные исходные положения и  рабочие позы ребенка для формирования вертикального положения головы 

     14. То же, но голова ребенка должна  несколько выступать за край  матраса или топчана.

     15. И. п. лежа на спине, голова  наполовину выступает за край  матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой — это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.

     16. И. п. лежа на спине, на  наклонной поверхности (10—30°) головой вниз, руки в районе локтей прижаты методистом. Ассистент методиста (мать ребенка и т. д.), манипулируя игрушкой со словесным сопровождением, привлекает его внимание и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

     17. То же, но с покачиванием вверх-вниз наклонной доски во время выполнения упражнения.

     18. И. п. лежа на боку: стимулирование  поворотов головы за погремушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.

     19. И. п. лежа на боку: потянуть  ребенка за руку, слегка приподнять для формирования устойчивого вертикального положения головы. 

     3.1.2 Упражнения для  формирования положения на четвереньках (Рис.2)

     1. И. п. лежа на животе: методист  выполняет пассивное выпрямление  рук ребенка вдоль тела вверх,  что приводит к подъему головы и сгибанию ног — происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).

     2. И. п. лежа животом на валике: методист пассивно разгибает  голову ребенка, сгибает —  разводит ноги — тяжесть тела  переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

     3. И. п. лежа грудью на ладони  методиста: методист приподнимает  верхнюю часть тела ребенка  под грудь вверх, при этом  одной ноге пассивно придается положение сгибания.

     4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: методист сгибает одну ногу в колене — бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги — предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.

     5. И. п. сидя на пятках: методист отводит прямые руки ребенка назад — вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу — это вызывает наклон ребенка вперед.

     6. И. п. сидя на пятках: методист  вытягивает ребенка вверх за  руки, надавливая при этом ногой на изгиб позвоночника.

     7. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные стороны.

     8. И. П. На четвереньках: манипуляции  одной рукой с предметами, что  формирует устойчивое положение  тела на трех опорах.

     9. И. п. на четвереньках на  подвижном стенде (доске, площадке):

     с изменением угла наклона площадки (10—45°) достигают перемещения массы тела ребенка поочередно на плечевой и тазовый пояс.

     10. И. п. на четвереньках: при помощи  игрушек (обращения, звуков) методист  стимулирует отрыв одной из  рук ребенка от опоры и легкими  подталкиваниями с подстраховкой выводит его из устойчивого трехопорного положения. 

       

     Рис. 2. Основные исходные положения и  рабочие позы ребёнка для формирования положения на четвереньках 

     11. И. п. на четвереньках: ребенок  самостоятельно или с помощью  методиста отрывает от опоры одновременно разноименные руку и ногу; методист помогает ребенку принять устойчивое положение с последующим переносом опоры на противоположные конечности.

Информация о работе Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе