Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:52, реферат

Описание

Гигиена детей и подростков как самостоятельная наука и практическая отрасль здравоохранения получила развитие в СССР в результате социальных преобразований, рожденных Великой Октябрьской социалистической революцией.

Работа состоит из  1 файл

6срс.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)


Актуальность

Гигиена детей и подростков как самостоятельная наука и практическая отрасль здравоохранения получила развитие в СССР в результате социальных преобразований, рожденных Великой Октябрьской социалистической революцией.

Положения марксистско-ленинского учения об охране здоровья детей и подростков, программные документы Коммунистической партии и первые декреты Советского правительства создали методологические и организационные предпосылки для развития гигиены детей и подростков в новых социально-экономических условиях.

Развитие  гигиены детей и подростков в советский период.

В первые же дни после победы Октября партия и правительство уделяли большое внимание вопросам охраны здоровья детей и подростков. Был издан ряд декретов и постановлений по охране материнства и младенчества и охране здоровья детей и подростков. Под руководством Н. А. Семашко и 3. П. Соловьева при активном участии В. М. Величкиной и Е. П. Радина были организованы отделы охраны здоровья детей и подростков в Наркомпросе и отделы охраны материнства и младенчества под руководством В. П. Лебедевой в Наркомздраве.

Первый народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко - виднейший организатор и теоретик советского здравоохранения, организатор и профессор кафедры социальной гигиены I Московского медицинского института - многое сделал для становления и развития школьной гигиены в первые годы Советской власти, особенно в организации медицинского обслуживания детского населения. Он руководил Детской комиссией ВЦИК, ставившей своей целью улучшение жизни детей, борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью как последствиями первой мировой и гражданской войн, интервенции и голода. Н. А. Семашко понимал школьную гигиену как комплексную медицинскую науку, тесно связанную с педагогикой и психологией, опирающуюся на знания возрастной физиологии и морфологии.

Первая школьно-санитарная организация была создана при Наркомпросе в 1918 г. В 1920 г. по предложению наркома здравоохранения Н. А. Семашко она была переведена в Наркомздрав.

Постепенно определилась линия развития школьно-санитарного дела в СССР. Это потребовало подготовки специальных кадров школьно-санитарных врачей. В курс социальной гигиены в 1922 г. были включены некоторые вопросы школьной гигиены, а в 1923 г. проф. А. В. Мольковым был прочитан первый курс лекций по школьной гигиене. В 1924 - 1926 гг. были созданы самостоятельные кафедры школьной гигиены на медицинских факультетах в I и II Московских и во II Ленинградском университетах, призванные осуществлять подготовку врачей по школьной гигиене.

Основоположником советской школьной гигиены является А В. Мольков. Он был организатором и руководителем кафедры школьной гигиены в I и II Московских медицинских институтах и в Институте усовершенствования врачей. А. В. Мольков определил содержание курса школьной гигиены. Он подчеркивал необходимость исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма и указывал на существенное влияние на ребенка окружающей его социальной среды.

В дореволюционное время А. В. Мольков свыше 20 лет работал в Московской санитарной организации земским, а затем санитарным врачом, занимался вопросами санитарной охраны Московского водопровода, проектированием сельских земских школ. Он был членом Пироговского общества, возглавлял в нем комиссию по распространению гигиенических знаний в народе. С 1923 г., будучи директором Института социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, А. В. Мольков организовал изучение санитарных условий труда и быта, заболеваемости, состояния здоровья, физического развития населения разных народностей СССР (в том числе детей) -даргинцев, аварцев, лезгинов, кумыков (Дагестанская АССР), калмыков (Калмыцкая АССР), мари (Марийская АССР). Повторные обследования в этих республиках выявили благоприятные сдвиги демографических показателей под влиянием меняющихся условий жизни. Под руководством А. В. Молькова велись работы по обобщению опыта стрительства и разработке нормативов к проектированию, планировке и благоустройству школ, детских садов, пионерских лагерей; разрабатывались наиболее эффективные организационные формы медико-санитарного обслуживания детей и подростков. А. В. Мольковым был издан ряд методических. Пособий - практикум и учебник по школьной гигиене. Становление школьно-гигиенической науки проходило в борьбе с педологией. Деятельность школьных врачей в органах здравоохранения определилась не сразу. Врачи считали основной своей задачей организацию работы в отношении так называемых трудных детей и пытались обосновать это научно «врачебной педологией». Последняя заявила свои претензии на создание универсальной, синтетической науки о ребенке (Блонский П. П., Басов М. Я., Корнилов К. Н. и др.). Педологи, заостряя внимание на методиках обследования самого ребенка и широко используя психологическое тестирование, занимались в основном выявлением умственно отсталых детей, не учиты-вая состояние здоровья и влияние новых условий воспитания.

Однако после постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», вскрывшего ошибки и извращения этой «науки», в деятельности школьного врача произошли большие изменения. Было пересмотрено положение о школьном враче и определен его профиль как врача педиатра-гигиениста. В основу его работы была положена забота о здоровье ребенка, а главная задача сводилась к созданию благоприятных гигиенических условий воспитания и обучения детей.

В период социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства научные исследования были направлены на изучение физического развития детей и подростков, гигиеническое обоснование физического воспита-ния в советской школе, санитарное благоустройство школы, организацию системы медицинского обслуживания детского населения. Физическое развитие детей изучала группа исследователей, возглавляемая проф. А. В. Мольковым. Изучение данной проблемы имело важное государственное значение, ибо исследователями были доказаны на фактическом материале положительные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. Большая заслуга в разрешении этой проблемы принадлежит ученику А. В. Молькова - профессору, доктору медицинских наук Л. А. Сыркину.

Большое внимание было уделено разработке проблемы физического и трудового воспитания детей. Этим занимались не только гигиенисты П. М. Ивановский, В. Е. Игнатьев, В. В. Гориневский, но также педиатры и педагоги А. А. Кисель, Н. Н. Крупская, А. С. Макаренко и др. Специально созданной Комиссией по физическому воспитанию при Государственном ученом совете Наркомпроса на основе проведенных научных исследований была разработана программа по физическому воспитанию школьников и утверждена I съездом по физическому воспитанию.

Начиная с 1936 г. в научных исследованиях гигиены детей и подростков значительное место занимают физиологические исследования, т. е. изучение реакций организма ребенка на влияние факторов окружающей среды. Большое внимание было уделено комплексному решению проблемы физического воспитания детей и санитарного благоустройства детских учреждений.

Разработку проблемы физического воспитания с постановкой исследований в условиях естественного, эксперимента возглавил П. М. Ивановский.

П. М. Ивановский - крупный советский ученый, заведующий кафедрой школьной гигиены I Московского медицинского института имени И. М. Сеченова с 1947 по 1952 г. Известен своими работами по различным . разделам школьной гигиены, в частности в области физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, проектирования детских учреждений. В научной деятельности П. М. Ивановский исходил из положения о том, что в основе гармонического и всестороннего развития ребенка лежит деятельность - рациональное сочетание умственной и физической работы. В сборнике «Физическое воспитание в школе» (1927) П. М. Ивановский изложил гигиенические обоснования советской системы физического воспитания, исходя из результатов исследований, проведенных им в опытно-показательной школе в г. Ногинске. Он обосновал и использовал в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента.

Применение метода естественно-гигиенического эксперимента ознаменовало начало нового этапа в развитии школьно-гигиенической науки, вставшей на путь физиолого-экспериментального направления. Кроме П. М. Ивановского, который гигиенически обосновал внутриквартальное размещение детских учреждений на территории города, многое в разработке проблемы санитарного благоустройства детских учреждений сделано А. Я. Гуткиным.

А. Я. Гуткин заведовал кафедрой школьной гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом институте. Совместно с архитекторами он разработал проекты земельного участка и планировки детского сада и школы, которыми предусматривались все гигиенические условия здорового воспитания и обучения детей.

Начиная с 30-х годов результаты научных исследований по возрастной морфологии и физиологии (Штефко А. Г., Иванов-Смоленский А. Н., Бунак В. В., Струков А. И. и др.) использовались гигиенистами при определении методического подхода к постановке гигиенического эксперимента и при выборе физиологических методик исследования. Тесное содружество в стенах институтов охраны здоровья детей и подростков с клиницистами (педиатрами, инфекционистами, психоневрологами и др.), совместная работа в комиссиях Наркомпроса с педагогами, а также в проектных организациях с архитекторами и инженерами позволили школьным гигиенистам проводить комплексные иссле-дования и сравнительно бы-стро получить научно обоснованный материал по глав-ным направлениям теории и практики школьной гигиены.

В деле оздоровления подрастающего поколения страны важное место отводилось повышению санитарного просвещения среди детей. Работа в этом направлении была проведена в Центральном институте охраны здоровья детей и подростков, в Московском областном институте санитарной культуры и затем продолжена в Центральном институте санитарного просвещения.

Требовалось повышение знаний педагога в области школьной гигиены. В педагогических институтах стали организовываться кафедры школьной гигиены, была разработана программа преподавания предмета для учителей, и в 1934 г. выпущен первый учебник по школьной гигиене для педагогических вузов под редакцией С. Е. Советова, который на протяжении многих лет заведовал кафедрой школьной гигиены в Московском педагогическом институте.

Разрозненные исследования проводились по гигиене рабочего подростка, профессиональному отбору и влиянию профессиональных вредностей на здоровье учащихся ФЗУ, разработке медицинских противопоказаний к работе подростков на производстве. Наиболее эффективно исследования в этом направлении велись в отделе рабочего подростка Института гигиены труда и профессиональных заболеваний им. Обуха.

В 1935 г. в составе Государственной санитарной инспекции был учрежден школьно-санитарный отдел (первым школьно-санитарным инспектором была М. И. Корсунская), что внесло определенность в организацию медицинского обслуживания детского населения. До создания школьно-санитарной инспекции вопросами врачебно-санитарного обслуживания детских учреждений занимались врачи системы охраны здоровья детей и подростков. Школьно-санитарный надзор осуществлялся отделом общей санитарии. С организацией школьно-санитарной инспекции система медицинского обслуживания детей была разделена на систему лечебно-профилактической помощи детям и систему школьно-санитарного надзора за детскими учреждениями.

Сергей Михайлович Громбах (1909-1987) — доктор медицинских наук, профессор, выпускник I Московского медицинского института, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, в котором он проработал более четверти века. Трудно назвать раздел современной гигиены детей и подростков, в котором бы профессор С.М. Громбах не сформулировал теоретические основы. Гигиенические принципы нормирования учебных и трудовых нагру­зок, факторов окружающей среды в детских и подростковых учрежде­ниях, готовность детей к школе, гигиеническая оптимизация учебных занятий, принципы комплексной оценки состояния здоровья детей — это далеко не полный перечень результатов экспериментальных раз­работок ученого. Им создана научная школа (подготовлено более 20 докторов и кандидатов медицинских наук), последователи которой продолжают и развивают его идеи.

Галина Николаевна Сердюковская (1921—2004) — доктор меди­цинских наук, профессор, действительный член РАМН, выпускни­ца I Московского медицинского института, один из организаторов НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР[1] , в котором рабо­тала более 30 лет (свыше 25 лет директором). С именем академика Г.Н. Сердюковской связаны основные достижения современной гиги­ены детей и подростков как науки, а также практическое использова­ние достижений этой науки в отечественной образовательной системе. Исследования, проведенные под руководством Г.Н. Сердюковской, позволили научно обосновать физиолого-гигиенические принципы и подготовить санитарные нормы и правила, регламентирующие все многообразие деятельности и условий, в которых они осуществляют­ся подрастающим поколением.

Академик Г.Н. Сердюковская впервые обратила внимание на проблемы психического здоровья детей и подростков, провела ком­плексные исследования, позволившие установить количественную зависимость между состоянием здоровья детей и климато-экологи- ческими, социально-гигиеническими и внутришкольными факто­рами, выявить особенности формирования заболеваемости детей и подростков в последние 40 лет.

Информация о работе Гигиена детей и подростков