Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:15, реферат
Здоровье является критерием - взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.
1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков
2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей
3. Список используемой литературы
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Содержание
1. Показатели оценки
состояния здоровья,
факторы формирования
здоровья детей и подростков
Здоровье является критерием --------- взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.
Поэтому,
для гигиенистов наиболее близким
по духу является определение здоровья,
принятое Уставом ВОЗ “Здоровье
- это состояние полного
Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) - это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.
Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче - увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья
- полное здоровье
- практическое здоровье
- предболезнь
Это
необходимо для предотвращения перехода
состояний в различные
Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа
1 этап - изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни
2 этап - медицинское обследование
3 этап - оздоровительные мероприятия
4 этап - динамическое диспансерное наблюдение
Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.
Наличие
методов диагностики
Схема 1
Факторы, формирующие здоровье детского населения
Социально экономические условия | ||
Окружающая среда | Наследственность | физическое воспитание |
Питание | ||
Условия быта | Состояние здоровья
детского населения
Показатели смертность заболеваемость инвалидность физ. развитие |
Режим дня |
Условия обучения | ||
Медико-санитарная помощь |
Необходимо
обратить внимание на роль таких факторов,
влияющих на формирование здоровья, как
биологический (возраст матери, состояние
ее здоровья, длина тела, число родов, масса
ребенка при рождении, наличие отклонений
в акте - ---------- - и раннем постнатальном
периодах и др. 0 и социальных (площадь
квартиры, подушевой доход, образование
родителей, общественное и семейное воспитание
ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность
сна и пребывание на открытом воздухе).
2.
Медицинский контроль
за состоянием здоровья
детей
Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием и динамикой состояния здоровья ДиП.
Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов”.
Контроль
за состоянием здоровья в настоящее
время проводится на основе массовых
скрининг-тестов и представляет собой
новый принцип организации
1
этап - обследование всех детей
по скрининг-программе,
2
этап - обследование детей,
3
этап - обследование узкими
Данный принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за состоянием здоровья детей.
Скрининг-программа включает в себя:
1. Анкетный тест - опрос родителей или учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).
В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету заполняют родители, с 5 класса - сами учащиеся.
Вопросы направлены на выявление возможной патологии со стороны нервной системы - возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, - со стороны носоглотки, - органов пищеварения, - почек, - аллергии.
Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком (+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о необходимости консультации узких специалистов для дополнительных обследований.
2.
Индивидуальная оценка
3.
Измерение артериального
Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:
Поправки
(в мм рт. ст.) к цифрам систолического*
давления, полученного при измерении стандартной
манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой
тела)
Таблица 1
Возраст (в годах) | Масса тела по отношению к стандарту | ||
8 | + 10 | + 15 | + 5 |
9 | + 10 | + 15 | + 5 |
10 | + 10 | + 15 | 0 |
11 | + 5 | + 10 | 0 |
12 | + 0 | + 5 | 0 |
13** | 0 | 0 | 0 |
Примечание:
* - цифры диастолического давления
следует рассматривать без
** - у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не отличаются.
Артериальное давление измеряется общепринятым способом - сидя, на правой руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего измерения.
Выявление
нарушений опорно-
Тест для выявления нарушений осанки.
Данное
тестовое обследование проводится врачом
детского учреждения и включает осмотр
ребенка с ответом на 10 вопросов
тест-карты (таблица 2).
Таблица 2
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью | Да Нет |
2. Голова,
шея отклонены от средней |
Да Нет |
Грудная клетка “сапожника”, “деформированная” | Да Нет |
4. Чрезмерное
уменьшение или увеличение |
Да Нет |
5. Чрезмерное отставание лопаток | Да Нет |
6. Чрезмерное выпячивание живота | Да Нет |
Нарушение
осей нижних конечностей
(О-образное, Х-образное) |
Да Нет |
8. Неравенство треугольников талии | Да Нет |
9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток | Да Нет |
10. Явное отклонение в походке | Да Нет |