Гигиена детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:15, реферат

Описание

Здоровье является критерием - взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Содержание

1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков
2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей
3. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

гигиена подростков.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
 

     Обследование  проводится в следующем порядке:

     Осмотр  в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

     Осмотр  сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма  спины.

     Осмотр  со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).

     В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для  выявления возможных нарушений  в походке.

     В процессе проводимого осмотра заполняется  тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:

     · нормальная оценка - отрицательные  ответы на все вопросы

     · некоторые отклонения требующие  наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или  несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно

     · значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.

     Тест  для выявления истинного сколиоза.

     К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией, или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

     Основным  приемом для выявления истинного  сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

     Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить  в двух положениях: спереди и сзади.

     При осмотре сзади (ребенок стоит  спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить  торсию позвоночников в грудопоясничном отделах позвоночника.

     Тест  для выявления плоскостопия - плантография

     Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского

     Данный  тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х  классов.

     Обычно  обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным диагностическим  таблицам Сивцева-Головина, выявляет в  основном наличие уже развившейся  патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить детей с  предрасположенностью к миопии.

     Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2 исследовательских этапа.

     · определение остроты зрения (по общепринятой методике)

     · выявление детей с предмиопией  среди контингента с нормальной остротой зрения.

     Методика  обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к глазу ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам, ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы + 1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптическими осями глаз 56-58 мм.

     Оценка  результатов:

     t ребенок, глядя через линзу,  читает правильно 9-10 строчку таблицы  - тест отрицательный (нормальная  возрастная рефракция);

     t ребенок, глядя через линзу,  не может правильно прочитать  буквы 9-10 строчки или вообще  их различить - тест положительный  (усиление возрастной рефракции - предмиопическое состояние)

     Дети  с предмиопией рассматриваются  как “группа риска” по миопии, т. к. у них в 80 раз чаще, чем у  остальных, развивается миопия. Эти  дети должны направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля. Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского учреждения. Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты зрения в школе можно проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах.

     Тест  для выявления нарушений цветового зрения (для школьников).

     Нарушения цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у мальчиков.

     Для исследования цветового зрения используются специальные полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковых различают лица с нормальным цветовым зрением.

     Для использования используются только I-XIII полихроматические таблицы (первая серия - основная). Исследование проводится при естественном освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь - лицом к окну). Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек. каждая.

     Оценка  результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц - аномалия цветового  зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.

     Исследование  цветового зрения проводится в 4-м  классе школы в преддверии профориентационного  выбора.

     Лабораторные  скрининг-тесты для выявления  скрининг-протеинурии и глюкозурии.

     Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в моче.

     Все дети со следами белка в моче направляются на дополнительное обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче на консультацию к эндокринологу.

     Повышение качества и информативности медосмотров  достигается также предварительным  проведением всем детям лабораторных исследований: общего анализа крови и кала на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь пожелательный характер.

     В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-10 лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет 25 приседаний, мальчикам 12-14 лет - 30 приседаний за 30 секунд.

     В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.

     Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное увеличение пульсового давления на 20-35 мм и восстановление всех показателей в течении 2-3 минут.

     Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению  с исходным уровнем, либо резкое увеличение систолического давления (на 25-40 мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического давления в период восстановления (2-3 мин. ) ниже исходных данных, также рассматривается как неблагоприятная реакция.

     3. Комплексная оценка состояния  здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.

     Комплексная оценка состояния здоровья детей  введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:

     - наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;

     - функциональное состояние основных  органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной  и др. ;

     - резистентность организма, проявляющаяся  количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;

     - уровень физического и нервно-психического  развития и степень их гармоничности.

     В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья. 

     Таблица 3.

     Распределение обследуемых по группам здоровья

Группа Хроническая патология Функциональное  состояние основных систем и органов Резистентность  и реактивность организма Физическое  и нервно-психическое развитие
1 Отсутствует Без отклонений.

Единичный кариес зубов

Острые заболевания  за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали  эпизодически, легко Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие. Нервно-психический  статус соответствует возрасту
2 Отсутствует Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д.

Кариес  зубов - субкомпенсированная форма, аномалия прикуса

Заболеваемость  частые и продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. Нормальное

(1 ст. )

ухудшенное (2 ст. )

плохое (3ст. ) или общая задержка (4ст)

физ. развитие

нормальное  или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.

3 Наличие хронической  патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов  и систем Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических  проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру  течения обострение основного хронического заболевания без выраженного  ухудшения общего состояния и  самочувствия.

Редкие  интеркуррентные заболевания

Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием нервно-психическое развитие нормальное или отстает
4 Наличие хронической  патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов  и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после  обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания Все степени  физического развития. Нервно-психическое  развитие нормальное или отстает 
5 Наличие тяжелой  хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного  порока, предрешающих инвалидность индивидуума Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем Заболеваемость - частые тяжелые обострения основного  хронического заболевания, частые острые заболевания Все степени  физического развития.

Нервно-психическое  развитие нормальное или отстает

 

     Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные  для профилактических медосмотров  здоровых детей.

     Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности.

     Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.

     Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).

     По  результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:

     - может ли обследуемый выполнить  требования, предъявляемые учебными  программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?

     - нуждается ли обследуемый в  занятиях физическими упражнениями  с лечебной целью (корригирующей  гимнастикой и т. д. )?

     - может ли обследуемый заниматься  в спортивных секциях, участвовать  в тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях. 

     Таблица 4

     Группы  для занятий по курсу физического  воспитания

Наименование  группы Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная Занятия по программе  физического воспитания в полном объеме

Сдача норм БГТО, ГТО I, ГТО II ступени последовательно.

Занятия в одной из спортивных секций (общей  физической подготовки, легкой атлетики, гимнастики и др. ), участие в соревновании по одному виду спорта.

Лица без  отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью.
Подготовительная 1. Занятия по  программе физического воспитания  при условии более постепенного  прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО, ГТО I ступени на срок до 1 года, сдача норм ГТО II ступени с особого разрешения врача.

2. Занятия  в секции общей физической  подготовки.

Лица, имеющие  незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности.
Специальная Занятия по особой программе или по отдельным видам  государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы  снижаются Лица, имеющие  значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах.

Информация о работе Гигиена детей и подростков