Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
Компьютер все больше используется в области здравоохранения, что бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Благодаря этому медицина, в том числе и нетрадиционная, приобретает сегодня совершенно новые черты. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректив к подготовке медицинских работников.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Информационные технологии в медицине……………...……………..4
1.1. Персональные компьютеры в медицинской практике……………….................................................…………………….4
1.2. Краткая информация о IT в медицине…………..……...………..…...4
1.3. Компьютерная томография…………...…………………………..…..6
1.4. Использование компьютеров в медицинских лабораторных исследованиях…………………………………………………...……….....6
1.5. Компьютерная флюрография……………………………....…………7
1.6. Медицинские ИТ: возможности и перспективы……...………...…...8
2. МИС и локальные ИС…………………….……………………………..9
2.1. Уровни МИС………………………………………………………….12
3. Краткая история о ИТ………………………………………………….14
3.1. Взгляд в прошлое: примеры МИС…………………………………..14
3.2. Современное представление о МИС………………………………..16
4. Классификация МИС…………………………………………………..18
4.1. Рынок МИС…………………………………………………………..21
4.2. Перспективы внедрения МИС………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………….29
Первые попытки по созданию отраслевой АСУ, как описано выше, предпринял еще Минздрав СССР. К настоящему времени появилось множество узкопрофильных МИС, реализующих отдельные структурные и функциональные потребности здравоохранения и даже шире — медицины. К ним можно отнести различного рода системы для медицинских учреждений, таких как районная больница, аптека и т. д.
В
последнее время стали
Вместе с тем существующие и проектируемые МИС в основном выполняют отдельные функции информационной системы — от ряда АРМ для помощи в организации информационного обслуживания до учетной ИС лечебного учреждения или важнейших процессов, связанных со здравоохранением (например, информационной поддержки послеоперационных больных или ведения медицинской статистики).
Медицинские информационные системы обладают рядом функциональных возможностей:
Рассмотрим подробнее основные функции МИС.
Как в любой ИС, к ним относятся сбор информации, которому предшествует получение первичных данных о пациенте в результате его осмотра или автоматически с помощью специального оборудования для регистрации состояния больного (принципиально такую информацию можно полагать технологической), и, наконец, из других специализированных МИС (например, по фармакопее, анестезиологии или из медицинских библиотек). Конечно, в такой системе информация нуждается в структурировании и хранении, а также в средствах поиска не только по БД, но и в различных хранилищах, в частности рентгенограмм или кардиограмм. Большие объемы вычислений, связанные с количественной оценкой информации в системе, требуют включения в МИС разнообразных приложений. Современные МИС работают в сети, поэтому при их эксплуатации пользователи могут иметь доступ к распределенным БД или другим разнообразным информационным ресурсам, в том числе и находящимся в Internet. Существенное расширение круга оборудования, используемого в здравоохранении, и повышение качества медицинского обслуживания приводят к включению в ресурс МИС дополнительной информации. Таким образом, в современных МИС увеличение ресурса происходит в значительной мере за счет технологической информации. Сейчас стало вполне реальным включать, например, на уровне больницы, сведения о лекарствах, закупаемых через аптеки. Итак, можно полагать, что теперь МИС может сколь угодно полно поддерживать функции любого медицинского учреждения.
В настоящее время МИС базируются на любых компьютерах, включая КПК, на сканерах, начиная с планшетных и кончая томографами, и специальных устройствах для биометрических наблюдений, цифрового и аналогового хранения информации, видео- и фотосъемки, звукозаписи и воспроизведения. Причем благодаря сетевым технологиям интегрированные МИС могут иметь гетерогенную архитектуру. Средства хранения МИС позволяют работать практически с неограниченными объемами информации, находящейся в локальных и региональных сетях, а также в Internet.
Системная
организация хранения информации поддерживается
СУБД, которые выбираются как в
рамках клиент-серверной технологии,
так и в виде традиционной БД для
отдельного ПК.
4.
Классификация МИС
Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения.
Различают:
а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя),
б)
консультативно-
в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного),
г) автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений);
а)
информационными системами
б) банками информации медицинских служб (содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),
в) персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),
г) скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста)
д) информационными системами лечебно-профилактического учреждения (основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения),
е) информационными системами НИИ и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);
Представлены:
а) ИС территориального органа здравоохранения;
б)
ИС для решения медико-
в) компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;
Рынок российских медицинских информационных систем переживает период бурного развития. Начало реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" вызвало всплеск интереса к внедрению ИТ в отечественных ЛПУ и, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, сегодняшнего уровня финансирования по-прежнему недостаточно для проведения масштабной реорганизации отрасли, разработчики МИС находятся в боевой готовности.
В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.
В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.
В
процессе проведения исследования было
принято решение разделить все
множество предлагаемых на рынке
медицинских информационных систем
на несколько категорий в
Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics
Категория решений | Описание решений, входящих в категорию |
Общая медицинская информация | Технологии хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов |
Порталы медицинских учреждений | Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений |
Обмен медицинскими данными | Решения по созданию
систем обмена медицинской информацией
между отделениями/ |
Хранение изображений | Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений |
Управление процессом медпомощи | Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п. |
Управление законченными случаями | Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п. |
Совместная работа персонала | Медицинские информационные системы, включающие модули для основного персонала: электронная медицинская карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п. |
АХО | Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п. |
Аналитика | Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п. |
Поддержка принятия решений | Системы поддержки принятия решений |
Управление взаимодействием с пациентом | Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями |
Управление ресурсами | Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала |
Мониторинг заболеваний | Системы мониторинга заболеваемости населения |
Мобильные решения | Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств |
Инфраструктурные решения | Решения, обеспечивающие
сбор, консолидацию, хранение данных (в
т.ч. от разных медучреждений), централизованное
ведение и распространение |
Лабораторные информационные системы (ЛИС) | Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории |
Источник:
CNews Analytics, 2009
Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.
22%
опрошенных компаний
Системы,
применяемые в таких узких
областях как скорая помощь, медицина
катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков.
14,4% готовы заняться разработкой порталов
медицинских учреждений, 8,8% имеют
специализированные решения, позволяющие
получать доступ к медицинским данным
при помощи мобильных устройств.
Неблагополучное состояние российской медицины заставляет государство и представителей системы здравоохранения всерьез задумываться над тем, что необходимо сделать, чтобы в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему. Опыт развития других отраслей убедительно показывает, что информатизация является одним из важнейших способов повышения эффективности и рентабельности любого бизнеса.
Не секрет, что процесс информатизации всех направлений деятельности, в том числе и медицины, протекает в России неравномерно. Внедрение в государственных медицинских учреждениях современных информационных систем носит разрозненный характер и происходит исключительно по инициативе наиболее продвинутых в вопросах информатизации руководителей ЛПУ. Несколько иначе обстоят дела в коммерческих и ведомственных лечебных учреждениях, где на первое место выходят вопросы конкурентоспособности, рентабельности и повышения качества оказываемых услуг. Здесь решение вопросов информационно-технологического оснащения зачастую заложено в план развития клиники еще на стадии ее проектирования и строительства.