Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:27, реферат
Фармацевтический бизнес не может игнорировать такое глобальное явление, как бурно растущее число пользователей Интернета/Появление программного обеспечения позволяет проводить реальные транзакции между участниками рынка - потребителями и продавцами лекарственных средств, используя Интернет как среду для взаимодействия. Создание мощных информационно-аналитических серверов, позволяющих накапливать, структурировать и анализировать информацию о фармацевтическом рынке, открывает новые горизонты в организации важной ниши распространения лекарственных средств
Фармацевтический
бизнес не может игнорировать такое
глобальное явление, как бурно растущее
число пользователей Интернета/Появление
программного обеспечения позволяет проводить
реальные транзакции между участниками
рынка - потребителями и продавцами лекарственных
средств, используя Интернет как среду
для взаимодействия. Создание мощных информационно-аналитических
серверов, позволяющих накапливать, структурировать
и анализировать информацию о фармацевтическом
рынке, открывает новые горизонты в организации
важной ниши распространения лекарственных
средств [4].
Что
такое Интернет-аптеки,
и зачем они нужны, если
есть большое количество
обычных аптек? Интернет-аптека (электронная,
или онлайн-аптека) -
это сайт, на котором
можно сделать заказ
лекарственных средств
и других товаров, после
чего их доставка
будет осуществлена
в удобное для клиента
время и место. Как правило,
Интернет-аптеки работают
без выходных 24 часа
в сутки. Доставку лекарственных
средств осуществляют
по заказу клиента на
дом, в офис, в организацию
здравоохранения.
Первым этапом приобретения лекарственных средств в Интернет-аптеке является поиск товара. Для этого Интернет-аптеки предоставляют пользователям информацию об ассортименте, причем в нескольких ракурсах: в алфавитном порядке, по фармако-терапевтическим группам, по заболеваниям.
Для осуществления заказа онлайн-аптеки чаще всего предлагают посетителям сайта зарегистрироваться, обращая внимание на полную конфиденциальность полученных о заказчике сведений. Однако некоторые электронные аптеки обслуживают посетителей без предварительной регистрации.
В обычной аптеке заказ осуществляется по телефону, который может быть занят. Бальному человеку весьма проблематично заниматься доставкой лекарственных средств самому; не всегда получается это сделать членам семьи, родственникам или друзьям. При приобретении лекарственных средств через Интернет нет необходимости приходить в аптеку, стоять в очереди (зачастую среди больных людей). Интернет-аптека предоставляет полную автоматизацию услуг: поиск лекарственного средства, проверку его наличия в аптеке, определение стоимости, осуществление заказа - все производится с помощью web-браузера. При этом на сайт одновременно может зайти несколько пользователей и получить требуемую информацию, не мешая друг другу.
Для тех лекарственных средств, которые есть в аптеке в наличии, обычно делается пометка «есть на складе». Заказ в этом случае может быть выполнен в течение суток. При Отсутствии лекарственного средства в аптеке на выполнение заказа может потребоваться большее количество времени. Заказ по почте может быть выполнен в течение 1-2 недель. Оплатить покупку в Интернет-аптеке можно несколькими способами: наличными курьеру, который доставит заказ; почтовым и телеграфным переводом; наложенным платежом (только для почтовой доставки); предоплатой через банк; оплатой кредитной картой; оплатой с пользовательского счета.
Доставка лекарственных средств производится курьером, посылкой или бандеролью по почте. Стоимость заказа состоит из двух составляющих: каталожной цены лекарственного средства и стоимости доставки. При этом часто доставка курьером в пределах населенного пункта, в котором располагается аптека, осуществляется бесплатно; стоимость доставки по почте зависит от удаленности региона, в котором проживает клиент.
С
целью привлечения
Интернет-аптеки получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки (более 1000 сайтов) и во многих странах Европы, при этом в США прирост числа посетителей Интернет-аптек и сетевых медицинских консультантов опережает аналогичный показатель большинства других направлений потребительского web-бизнеса. Если в 2001 году в США около 10% пользователей Интернета обращались к сайтам электронных аптек [5], то на конец 2005 года эта цифра приближалась к 50%. При этом в 2001 году примерно 13% всех лекарственных средств реализовывалось через Интернет, из них рецептурные средства составляли 0,2% [5]. В 2005 году оборот Интернет-аптек приблизился к 9 млрд. долл. (30% от реализации лекарственных средств), из которых 6,4 - от покупок лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. Приобретение лекарственных средств через Интернет не только удобно потребителю, но и выгодно, так как в электронных аптеках цены на лекарственные средства на 30% ниже [9]. Не случайно основная потребительская аудитория Интернет-аптек в США - американцы пожилого возраста.
Экономически
Несмотря
на привлекательность реализации лекарственных
средств через Интернет, работа электронных
аптек вызывает тревогу как среди
общественности, так и в официальных кругах
[5].
По
данным Всемирной
организации здравоохранения,
до 10% заказываемых через
Интернет лекарственных
средств оказываются
фальсифицированными [7].
Большие опасения
вызывают заочные
консультации пациентов,
которые сопровождают
Интернет-продажи. Курьер,
доставляющий лекарственное
средство пациенту,
чаще всего не имеет
фармацевтического
образования. Имеет
место недобросовестная
реклама лекарственных
средств, особенно отпускаемых
по рецепту врача. Но
самая серьезная проблема -
бесконтрольная реализация
рецептурных лекарственных
средств без рецепта
врача. И наиболее страшно,
когда за Интернет-аптеками
стоят лица или организации,
не имеющие к фармации
никакого отношения,
так называемые «псевдоаптеки».
Многие попытки привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков лекарственных средств не всегда приводят к успеху, так как очень трудно их идентифицировать по электронному адресу. Часто поставщики быстро исчезают, на их месте возникают новые адреса [5].
И все же определенные шаги по регулированию деятельности Интернет-аптек делаются. По пресечению нарушений в реализации лекарственных средств через Интернет предпринимает активные действия FDA. Благодаря ее вмешательству были закрыты онлайновые аптеки в Таиланде, реализующие лекарственные средства американским клиентам [7]. По ее инициативе в США были закрыты нелегальные медицинские сайты, осуществляющие реализацию лекарственных средств [7]. За нелегальную реализацию лекарственных средств через Интернет по инициативе FDA было вынесено 22 обвинительных приговора. С резкой критикой идеи продавать лекарственные средства через Интернет выступили дистрибьюторы Финляндии [2]. В Германии против электронной реализации лекарственных средств активно выступили работники аптек и немецкие фармацевтические компании [11]. Китай полностью запретил приобретение лекарственных средств через Интернет [7].
Организация Объединенных Наций (ООН) также обеспокоена увеличением объемов незаконных продаж лекарственных средств через Интернет. По информации специализированного департамента ООН - Международной комиссии по наркотическим препаратам - через Интернет продаются в основном психотропные средства, запрещенные к продаже без рецепта, анаболические стероиды, а также лекарственные средства, официально не требующие рецепта, но часто становящиеся объектами подделок (Виагра).
Во многих странах Европы и Америке уже существует нормативная база, регулирующая деятельность Интернет-аптек. В Швейцарии первая Интернет-аптека Mediservice начала работать в1997 году, получив разрешение на такой вид деятельности в виде исключения. В настоящее время среди клиентов этой аптеки - 18 больничных касс в Швейцарии и ФРГ. По их данным, экономия от пользования услугами Интернет-аптеки составляет 15%.
В 1999 году открылась первая Интернет-аптека в Великобритании. Эта аптека первоначально встретила жесткое неприятие со стороны профессиональных врачей и фармацевтов, но в 2000 году они изменили свою точку зрения и приняли специальные рекомендации по обращению лекарственных средств посредством Интернета, то есть признали возможность существования такой формы аптек.
Электронные
аптеки работают в Голландии и
Дании [2].
Интернет-аптеки,
соблюдающие законодательные
нормы и старающиеся
отвечать высоким этическим
требованиям, оказались
заинтересованными
в создании цивилизованного
Интернет-рынка лекарственных
средств. В качестве
средства борьбы с недобросовестной
конкуренцией со стороны
электронных торговцев,
не отвечающих должным
качественным показателям,
они решили применить
давно известный и надежный
метод - профессиональное
объединение единомышленников.
Была создана Европейская
ассоциация - European Association of Mail Service Pharmacies.
Членами ассоциации
могут стать добросовестные
предприятия, осуществляющие
розничную реализацию
лекарственных средств
на территории стран-членов
Евросоюза на основании
лицензии. Важнейшими
целями ассоциация провозгласила
обеспечение качества
и безопасности лекарственных
средств, поставляемых
по почте.
Примером реализации строгих требований ассоциации к электронным аптекам является деятельность пионера Интернет-бизнеса в Европе - аптеки DocMorris. Аптека зарегистрирована в Голландии, является обычной аптекой по реализации лекарственных средств по всем правилам, принятым в Европейском союзе. Наряду с этим аптека осуществляет многоканальный сервис: лекарственные средства можно приобрести не только непосредственно в аптеке, но и заказать по Интернету, телефону, телефаксу или по почте. Аптека работает голландском, немецком и английском языках. Создана специальная система контроля рецептов, идентификации врача и частной практики, в которой он работает. Особые усилия аптека прилагает к сохранению качества лекарственных средств, доставляемых по почте. Аптека DocMorris постоянно изучает состав своих потребителей, 63% из которых составляют мужчины. Самым молодым покупателям нет и 20 лет, самому старшему - 79 [5].
Интернет-аптеки существуют в Украине, предлагая своим клиентам круглосуточную доставку лекарственных средств 7 дней в неделю, гибкую систему скидок и оплаты, консультации в рубрике «Советы врача», гарантируя подлинность лекарственных средств и безопасность.
В России первые электронные аптеки появились в 1992 году, когда Интернет был мало кому доступен [1]. В настоящее время Интернет-аптеки существуют не только в Москве, но и в других городах - Иркутске, Новосибирске.
Большинство
российских сайтов не предлагает непосредственно
продажу (то есть заказ и доставку) лекарственных
средств, а лишь дает информацию о наличии
и ценах на лекарственные средства в обычных
аптеках. Некоторые аптеки позволяют заказать
лекарственное средство через Интернет-магазин,
но забрать его нужно самим (весьма разумно
при отпуске по рецепту) [7].
Предоставляя возможность заказа лекарственного средства через Интернет аптека раздвигает границы своего бизнеса: увеличивает аудиторию аптечной организации в десятки раз и позволяет узнать о представленной в аптеке продукции гораздо большему количеству потенциальных покупателей [10]. Информация об аптеке становится доступной в любое время дня и ночи и не зависит от количества телефонных линий, сотрудников в аптеке и продолжительности рабочего дня.
При
этом аптека имеет
возможность проводить
серьезные маркетинговые
и рекламные компании.
Организовав на сайте
виртуальную книгу
отзывов и предложений,
аптека имеет возможность
изучить мнение потребителей
о деятельности аптеки
и качестве предоставляемых
аптекой услуг. Применяя
аналитические методы
обработки информации,
можно более точно прогнозировать
спрос и тем самым оптимизировать
ассортимент и количество
товаров на складе [10].
Некоторые компании при работе с виртуальными клиентами, кроме информационных услуг о наличии лекарственных средств в аптеках, предлагают на своем сайте интерактивное видео: на цифровую видеокамеру снимается консультация в аптеке с участием реальных посетителей; эта запись становится доступной любому посетителю сайта [8].
С помощью Интернета (участие в специализированных консультационных форумах, система кредитов, бонусов) аптекам удается значительно расширить свою клиентскую базу и обеспечить средний прирост оборота аптеки от 5 до 10% ежемесячно[8].
Создание эффективного Интернет-магазина требует от аптеки приложения значительных усилий, как на начальном этапе его становления, так и в дальнейшем совершенствовании системы его функционального развития [10],
Центром фармацевтической информации Москвы в 1997 году был разработан и запущен сайт, предоставляющий услуги по поиску лекарственных средств в аптеках Москвы Ш. За время своего существования он неоднократно менялся как по составу предоставляемой информации, так и по техническим решениям и дизайну. В настоящее время сайт состоит из двух частей, ориентированных на население и специалистов. На сайте можно не только найти необходимое лекарственное средство в аптеке или подобрать его синоним, но и ознакомиться с инструкцией по его применению [3].