Интернет-аптеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:27, реферат

Описание

Фармацевтический бизнес не может игнорировать такое глобальное явление, как бурно растущее число пользователей Интернета/Появление программного обеспечения позволяет проводить реальные транзакции между участниками рынка - потребителями и продавцами лекарственных средств, используя Интернет как среду для взаимодействия. Создание мощных информационно-аналитических серверов, позволяющих накапливать, структурировать и анализировать информацию о фармацевтическом рынке, открывает новые горизонты в организации важной ниши распространения лекарственных средств

Работа состоит из  1 файл

Интернет-аптеки.docx

— 24.41 Кб (Скачать документ)

    Фармацевтический  бизнес не может игнорировать такое  глобальное явление, как бурно растущее число пользователей Интернета/Появление программного обеспечения позволяет проводить реальные транзакции между участниками рынка - потребителями и продавцами лекарственных средств, используя Интернет как среду для взаимодействия. Создание мощных информационно-аналитических серверов, позволяющих накапливать, структурировать и анализировать информацию о фармацевтическом рынке, открывает новые горизонты в организации важной ниши распространения лекарственных средств [4]. 

    Что такое Интернет-аптеки, и зачем они нужны, если есть большое количество обычных аптек? Интернет-аптека (электронная, или онлайн-аптека) - это сайт, на котором можно сделать заказ лекарственных средств и других товаров, после чего их доставка будет осуществлена в удобное для клиента время и место. Как правило, Интернет-аптеки работают без выходных 24 часа в сутки. Доставку лекарственных средств осуществляют по заказу клиента на дом, в офис, в организацию здравоохранения. 

    Первым  этапом приобретения лекарственных  средств в Интернет-аптеке является поиск товара. Для этого Интернет-аптеки предоставляют пользователям информацию об ассортименте, причем в нескольких ракурсах: в алфавитном порядке, по фармако-терапевтическим группам, по заболеваниям.

    Для осуществления заказа онлайн-аптеки чаще всего предлагают посетителям сайта зарегистрироваться, обращая внимание на полную конфиденциальность полученных о заказчике сведений. Однако некоторые электронные аптеки обслуживают посетителей без предварительной регистрации.

    В обычной аптеке заказ осуществляется по телефону, который может быть занят. Бальному человеку весьма проблематично  заниматься доставкой лекарственных  средств самому; не всегда получается это сделать членам семьи, родственникам  или друзьям. При приобретении лекарственных  средств через Интернет нет необходимости  приходить в аптеку, стоять в очереди (зачастую среди больных людей). Интернет-аптека предоставляет полную автоматизацию услуг: поиск лекарственного средства, проверку его наличия в аптеке, определение стоимости, осуществление заказа - все производится с помощью web-браузера. При этом на сайт одновременно может зайти несколько пользователей и получить требуемую информацию, не мешая друг другу.

    Для тех лекарственных средств, которые  есть в аптеке в наличии, обычно делается пометка «есть на складе». Заказ в этом случае может быть выполнен в течение суток. При Отсутствии лекарственного средства в аптеке на выполнение заказа может потребоваться большее количество времени. Заказ по почте может быть выполнен в течение 1-2 недель. Оплатить покупку в Интернет-аптеке можно несколькими способами: наличными курьеру, который доставит заказ; почтовым и телеграфным переводом; наложенным платежом (только для почтовой доставки); предоплатой через банк; оплатой кредитной картой; оплатой с пользовательского счета.

    Доставка  лекарственных средств производится курьером, посылкой или бандеролью по почте. Стоимость заказа состоит из двух составляющих: каталожной цены лекарственного средства и стоимости доставки. При этом часто доставка курьером в пределах населенного пункта, в котором располагается аптека, осуществляется бесплатно; стоимость доставки по почте зависит от удаленности региона, в котором проживает клиент.

    С целью привлечения пользователей  к системе заказов через Интернет-аптеки предоставляют индивидуальные планы обслуживания: скидки обладателям дисконтных карт, участие в розыгрыше призов и лотерей, медицинские услуги со скидкой, подарочные сертификаты, дополнительные скидки в выходные и праздничные дни и др.

          Интернет-аптеки получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки (более 1000 сайтов) и во многих странах Европы, при этом в США прирост числа посетителей Интернет-аптек и сетевых медицинских консультантов опережает аналогичный показатель большинства других направлений потребительского web-бизнеса. Если в 2001 году в США около 10% пользователей Интернета обращались к сайтам электронных аптек [5], то на конец 2005 года эта цифра приближалась к 50%. При этом в 2001 году примерно 13% всех лекарственных средств реализовывалось через Интернет, из них рецептурные средства составляли 0,2% [5]. В 2005 году оборот Интернет-аптек приблизился к 9 млрд. долл. (30% от реализации лекарственных средств), из которых 6,4 - от покупок лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. Приобретение лекарственных средств через Интернет не только удобно потребителю, но и выгодно, так как в электронных аптеках цены на лекарственные средства на 30% ниже [9]. Не случайно основная потребительская аудитория Интернет-аптек в США - американцы пожилого возраста.

          Экономически выгодным для жителей США оказывается  приобретение лекарственных средств с помощью Интернета за рубежом. В среднем для американцев экономия на приобретениях лекарственных средств вКанаде через Интернет-аптеки составляет от $100 до $1000 в год - на территории США все рецептурные средства стоят, как правило, на 20-24% дороже, чем в аптеках Канады. Заграничные лекарственные средства в 2004 году предпочли приобрести более 2 млн. жителей Америки. Наиболее популярными в их среде стали седативные средства и средства от изжоги - те, что принимаются на регулярной основе и довольно длительный период [9].

     Несмотря  на привлекательность реализации лекарственных  средств через Интернет, работа электронных  аптек вызывает тревогу как среди  общественности, так и в официальных кругах [5]. 

     По  данным Всемирной  организации здравоохранения, до 10% заказываемых через  Интернет лекарственных  средств оказываются  фальсифицированными [7]. Большие опасения вызывают заочные  консультации пациентов, которые сопровождают Интернет-продажи. Курьер, доставляющий лекарственное средство пациенту, чаще всего не имеет фармацевтического образования. Имеет место недобросовестная реклама лекарственных средств, особенно отпускаемых по рецепту врача. Но самая серьезная проблема - бесконтрольная реализация рецептурных лекарственных средств без рецепта врача. И наиболее страшно, когда за Интернет-аптеками стоят лица или организации, не имеющие к фармации никакого отношения, так называемые «псевдоаптеки». 

     Многие  попытки привлечь к ответственности  недобросовестных поставщиков лекарственных средств не всегда приводят к успеху, так как очень трудно их идентифицировать по электронному адресу. Часто поставщики быстро исчезают, на их месте возникают новые адреса [5].

     И все же определенные шаги по регулированию  деятельности Интернет-аптек делаются. По пресечению нарушений в реализации лекарственных средств через Интернет предпринимает активные действия FDA. Благодаря ее вмешательству были закрыты онлайновые аптеки в Таиланде, реализующие лекарственные средства американским клиентам [7]. По ее инициативе в США были закрыты нелегальные медицинские сайты, осуществляющие реализацию лекарственных средств [7]. За нелегальную реализацию лекарственных средств через Интернет по инициативе FDA было вынесено 22 обвинительных приговора. С резкой критикой идеи продавать лекарственные средства через Интернет выступили дистрибьюторы Финляндии [2]. В Германии против электронной реализации лекарственных средств активно выступили работники аптек и немецкие фармацевтические компании [11]. Китай полностью запретил приобретение лекарственных средств через Интернет [7].

     Организация Объединенных Наций (ООН) также обеспокоена  увеличением объемов незаконных продаж лекарственных средств через  Интернет. По информации специализированного департамента ООН - Международной комиссии по наркотическим препаратам - через Интернет продаются в основном психотропные средства, запрещенные к продаже без рецепта, анаболические стероиды, а также лекарственные средства, официально не требующие рецепта, но часто становящиеся объектами подделок (Виагра).

     Во  многих странах Европы и Америке  уже существует нормативная база, регулирующая деятельность Интернет-аптек. В Швейцарии первая Интернет-аптека Mediservice начала работать в1997 году, получив разрешение на такой вид деятельности в виде исключения. В настоящее время среди клиентов этой аптеки - 18 больничных касс в Швейцарии и ФРГ. По их данным, экономия от пользования услугами Интернет-аптеки составляет 15%.

     В 1999 году открылась первая Интернет-аптека в Великобритании. Эта аптека первоначально встретила жесткое неприятие со стороны профессиональных врачей и фармацевтов, но в 2000 году они изменили свою точку зрения и приняли специальные рекомендации по обращению лекарственных средств посредством Интернета, то есть признали возможность существования такой формы аптек.

     Электронные аптеки работают в Голландии и  Дании [2]. 

     Интернет-аптеки, соблюдающие законодательные нормы и старающиеся отвечать высоким этическим требованиям, оказались заинтересованными в создании цивилизованного Интернет-рынка лекарственных средств. В качестве средства борьбы с недобросовестной конкуренцией со стороны электронных торговцев, не отвечающих должным качественным показателям, они решили применить давно известный и надежный метод - профессиональное объединение единомышленников. Была создана Европейская ассоциация - European Association of Mail Service Pharmacies. Членами ассоциации могут стать добросовестные предприятия, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств на территории стран-членов Евросоюза на основании лицензии. Важнейшими целями ассоциация провозгласила обеспечение качества и безопасности лекарственных средств, поставляемых по почте. 

     Примером  реализации строгих требований ассоциации к электронным аптекам является деятельность пионера Интернет-бизнеса в Европе - аптеки DocMorris. Аптека зарегистрирована в Голландии, является обычной аптекой по реализации лекарственных средств по всем правилам, принятым в Европейском союзе. Наряду с этим аптека осуществляет многоканальный сервис: лекарственные средства можно приобрести не только непосредственно в аптеке, но и заказать по Интернету, телефону, телефаксу или по почте. Аптека работает голландском, немецком и английском языках. Создана специальная система контроля рецептов, идентификации врача и частной практики, в которой он работает. Особые усилия аптека прилагает к сохранению качества лекарственных средств, доставляемых по почте. Аптека DocMorris постоянно изучает состав своих потребителей, 63% из которых составляют мужчины. Самым молодым покупателям нет и 20 лет, самому старшему - 79 [5].

     Интернет-аптеки существуют в Украине, предлагая своим клиентам круглосуточную доставку лекарственных средств 7 дней в неделю, гибкую систему скидок и оплаты, консультации в рубрике «Советы врача», гарантируя подлинность лекарственных средств и безопасность.

     В России первые электронные аптеки появились  в 1992 году, когда Интернет был мало кому доступен [1]. В настоящее время Интернет-аптеки существуют не только в Москве, но и в других городах - Иркутске, Новосибирске.

     Большинство российских сайтов не предлагает непосредственно продажу (то есть заказ и доставку) лекарственных средств, а лишь дает информацию о наличии и ценах на лекарственные средства в обычных аптеках. Некоторые аптеки позволяют заказать лекарственное средство через Интернет-магазин, но забрать его нужно самим (весьма разумно при отпуске по рецепту) [7]. 

     Предоставляя  возможность заказа лекарственного средства через Интернет аптека раздвигает границы своего бизнеса: увеличивает аудиторию аптечной организации в десятки раз и позволяет узнать о представленной в аптеке продукции гораздо большему количеству потенциальных покупателей [10]. Информация об аптеке становится доступной в любое время дня и ночи и не зависит от количества телефонных линий, сотрудников в аптеке и продолжительности рабочего дня.

     При этом аптека имеет  возможность проводить  серьезные маркетинговые  и рекламные компании. Организовав на сайте  виртуальную книгу  отзывов и предложений, аптека имеет возможность  изучить мнение потребителей о деятельности аптеки и качестве предоставляемых  аптекой услуг. Применяя аналитические методы обработки информации, 
можно более точно прогнозировать спрос и тем самым оптимизировать ассортимент и количество товаров на складе [10].
 

     Некоторые компании при работе с виртуальными клиентами, кроме информационных услуг о наличии лекарственных средств в аптеках, предлагают на своем сайте интерактивное видео: на цифровую видеокамеру снимается консультация в аптеке с участием реальных посетителей; эта запись становится доступной любому посетителю сайта [8].

     С помощью Интернета (участие в  специализированных консультационных форумах, система кредитов, бонусов) аптекам удается значительно  расширить свою клиентскую базу и обеспечить средний прирост оборота аптеки от 5 до 10% ежемесячно[8].

     Создание  эффективного Интернет-магазина требует от аптеки приложения значительных усилий, как на начальном этапе его становления, так и в дальнейшем совершенствовании системы его функционального развития [10],

     Центром фармацевтической информации Москвы в 1997 году был разработан и запущен сайт, предоставляющий услуги по поиску лекарственных средств в аптеках Москвы Ш. За время своего существования он неоднократно менялся как по составу предоставляемой информации, так и по техническим решениям и дизайну. В настоящее время сайт состоит из двух частей, ориентированных на население и специалистов. На сайте можно не только найти необходимое лекарственное средство в аптеке или подобрать его синоним, но и ознакомиться с инструкцией по его применению [3].

Информация о работе Интернет-аптеки