Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:12, реферат
Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистический, метафизический материализм. С другой стороны, сам механистический материализм того времени способствовал утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. Опираясь на законы механики, механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и целостность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникала почва для виталистических (лат. — vitalis — жизненный) концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими как «жизненная сила», пор
Часть 4. Новое время
Глава 7. КЛИНИЧЕСКАЯ
МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ (1640—1918)
Клиническая медицина,
как и все естествознание нового
времени, развивалась в условиях
сложного взаимодействия различных
философских течений. С одной
стороны, утверждался механистический,
метафизический материализм. С другой
стороны, сам механистический материализм
того времени способствовал утверждению
идеалистических представлений в ряде
областей естествознания, в том числе
и медицине. Опираясь на законы механики,
механистический материализм
был не в состоянии объяснить все многообразие
и целостность живой природы и всего окружающего
мира. Таким образом, возникала почва для
виталистических (лат. — vitalis — жизненный)
концепций, т. е. объяснения жизненных
процессов сверхъестественными,
непознаваемыми факторами,
такими как «жизненная сила», порыв и т.
п. Крупнейшими представителями
витализма того времени были
известные медики: Георг-Эрнст
фон Шталь (Stal G. E., von, 1659—1734),
сформулировавший теорию флогистона,
и Самуэль Ганеман (Hahnemann S., 1755— 1834)—основоположник
гомеопатии. Открытия в области
естествознания, и в частности медико-биологических
наук (патологической анатомии, гистологии,
эмбриологии, микробиологии, физиологии),
существенно ослабляли метафизические
концепции в медицине и укрепляли позиции
материализма. В то же время представители
материалистического направления XVIII
в. (Ж. Ламетри, Ф. Г. Политковский и др.)
в силу объективных причин сами продолжали
оставаться на позициях механистического
материализма, так как время диалектического
подхода еще не наступило.
В результате клиническая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, вооруженных экспериментальным методом, и мышлением врачей, которые до начала XIX в. практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.
ВНУТРЕННЯЯ МЕДИЦИНА
(терапия)
Утверждение клинического
метода
Обучение искусству
врачевания у постели больного было
свойственно древнегреческой
.В конце XVII
— начале XVIII в. решающая роль
в разработке и внедрении
По его утверждению,
«клинической называется медицина, которая
наблюдает больных у их ложа».
Тщательное обследование больного Г. Бурхааве
сочетал с физиологическим
Клиническая школа,
созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную
роль в развитии европейской и мировой
медицины. К нему съезжались студенты
и врачи из многих стран, называя его «totius
Europae praeceptor» («всей Европы учитель»). Лекции
Бурхааве посещали видные деятели того
времени, в том числе Петр I. Последователями
Г. Бурхааве были А. Галлер, Ж. Ламетри,
Создатели венской клинической школы
Г. ван Свйтен и де Га-ен, Ы. Бидлоо — основатель
первого в России московского госпиталя
и медицинской школы при нем.
Медицинское дело
и медицинское образование в
России в XVIII в.
На рубеже XVII—XVIII
вв. в экономической, политической
и культурной жизни России произошли
крупные перемены. В недрах феодального
общества, еще не исчерпавшего возможностей
развития, складывались новые товарно-денежные
отношения, шло . формирование всероссийского
рынка. На разрешение возникавших в этой
связи противоречий были направлены реформы
Петра I (1682—I725), которые проводились в
интересах главным образом дворянства.
А. С. Пушкин писал об этом периоде истории
России в поэме «Полтава»:
Была то смутная
пора, Когда Россия молодая, В бореньях
силы напрягая, Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы Ей дан учитель:
не один Урок нежданный и кровавый Задал
ей шведский паладин. Но в искушеньях долгой
кары, Перетерпев судьбы удары, Окрепла
Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует
булат.
В результате реформ
первой четверти XVIII в. в экономике
России произошли большие
Преобразования
Петра I существенно способствовали
развитию медицинского дела. Петр всегда
проявлял интерес к медицине. Во время
своих поездок по странам Западной Европы
он познакомился с известными естествоиспытателями
и врачами того времени: Г. Бурхааве, Ф.
Рюйшем, А. ван Левенгуком, И. Ньютоном,
и их научными достижениями.
До Нетра I в
России не было ни одного высшего медицинского
учебного заведения. Подготовка< лекарей
(главным образом для армии) началась
во второй половине XVII в., когда при
Аптекарском приказе была открыта
первая лекарская школа (1654) Существовала
она недолго и выпустила лишь несколько
десятков лекарей. Потребность во врачах
ощущалась и некоторые русские люди направлялись
для получения высшего медицинского
образования в передовые университеты
Западной Европы (главным образом
Падуанский и Лейденский).
Так, в 1692 г. Петр I направил в Падую
Петра Васильевича Посникова
(Постников, 1676—1716), который
в 1691 г. окончил Московскую СлавянЬ-греко-латинскую
академию. Уже через два года П. В. Посников
блестяще защитил докторскую диссертацию
«Признаки, указывающие на возникновение
гнилостных лихорадок» («Significant
febres putridinus adventus causarum») и получил «дохтурский
градус» в философии и медицине «с высокой
похвалой». Затем в течение года он совершенствовал
свои знания в области медицины в Венеции,
Париже, Брюсселе и Лейдене; овладел несколькими
иностранными языками. В 1698 г. он сопровождал
Петра 1 в составе Великого посольства
в Голландии и Англии, после чего был оставлен
во Франции «для ознакомления с тамошним
поведением», а затем в Англии для ознакомления
с деятельностью Оксфордского университета.
П. В. Посников был
первым русским врачом, зачисленным
в Аптекарский приказ (1701). Он известен
как первый русский физиолог. Однако
ему так и не удалось в полной
мере заняться этой наукой («живых собак
мертвить, а мертвых живить») — большая
часть его жизни была отдана дипломатической
службе на благо Российского государства.
В начале XVIII в. в
российской армии и во флоте служили
главным образом приглашенные в
Россию врачи-иностранцы. Экономическое
и политическое развитие Российского
государства требовало подготовки национальных
кадров медиков внутри страны.
Становление высшего
медицинского образования в России
связано с именем Николая Ламбертовича.
Бидлоо (Bidloo N. L., 1670—1735, рис. 130). Уроженец
Амстердама, он закончил Лейденский университет,
где учился медицине у Г. Бурхааве. В 1702
г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал
«ближним доктором» Петра I. В 1707 г. он возглавил
первую в России госпитальную школу, открытую
в Москве по инициативе Петра I при первом
военном сухопутном госпитале за рекой
Яузой (ныне Главный военный госпиталь
имени Н. Н. Бурденко). В школу принимались
«изо всех чинов люди», выпускники семинарий
и Славяно-греко-латинской академии.
В программу обучения
входили анатомия, хирургия, десмургия,
внутренне болезни с патолого-анатомиче-скими
вскрытиями, аптекарская наука, латынь
и рисование. Преподавание анатомии велось
на трупах. Аптекарскую науку
изучали в аптекарском огороде.
Учебников не было, и Н. Л. Бидлоо обучал
студентов по своим рукописным книгам
«Наставления для изучающих хирургию
в анатомическом театре» («Instructio de chirurgia
in theatro anatomico studiosis proposi-ta»), которая впоследствии
была издана на латинском и русском (рис.
130) языках, «Зерцало анатомии» («Seculum anatomiae»),
«Сокровище медико-практических лекций»
(«Ргае-lectoris thesaurus medico-practicus»). Преподавание
внутренней медицины также было практическим
и велось у постели больного (на латинском
языке).
Впоследствии
госпитали были открыты в Петербурге
(1718, 1719), Кронштадте (1720) и других городах.
При них создавались
После реформы
медицинского образования, которую произвел
П. 3. Кондоиди — архиатр и президент Медицинской
канцелярии (1753), в программу медицинских
школ было введено преподавание физиологии,
акушерства, женских и детских болезней,
установлен семилетний срок обучения
и экзаменационная система. С именем П.
3. Кондоиди связано так же создание лервой
российской медицинской библиотеки (1756).
В 1786 г. госпитальные школы были отделены
от госпиталей и преобразованы в самостоятельные
медико-хирургические училища.
Большое влияние
на развитие медицинского образования
в России оказали открытие Академии наук
и деятельность М. В. Ломоносова.
Академия наук
в Петербурге была учреждена указом
Петра I в 1724 г. и открыта в 1725 г. Ее
первым президентом (1725—1733) был лейб-медик
Петра I Лаврентий Блюментрост. Академия
являлась не только научным, но и учебным
учреждением, в задачи которого входило
«науки производить й оные распространять».
При академии были созданы гимназия, академический
университет (развивавший три направления:
математическое, физическое, гуманитарное),
библиотека,. Кунсткамера (1728), астрономическая
обсерватория, анатомический театр и бо-,
танический сад. Вначале в составе академии
преобладали приглашенные иностранные
ученые, среди которых были выдающиеся
деятели своего времени: Д. Бернулли, Л.
Эйлер и другие.
Первым русским
по национальности членом Петербургской
Академии наук был Михайло Васильевич
Ломоносов (1711—1765)—гениальный
М. В. Ломоносов
родился в деревне Денисовка
Холмогорского уезда (ныне село Ломоносове
Архангельской области) в семье рыбака-помора.
Самостоятельно научившись читать, он
освоил словесную грамматику Смот-рицкого
и арифметику Магницкого и в 1731 г. ушел
с обозом в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую
академию. В конце 1735 г. в числе 12 лучших
ее учеников М. В. Ломоносов был направлен
в Петербургскую Академию наук для продолжения
образования. Затем он совершенствовал
свои знания в университетах и лабораториях
Германии (1736—1741).
В 1745 г. М. В. Ломоносов
был избран профессором химии и членом
Петербургской Академии наук. Его плодотворная
деятельность была направлена на утверждение
опытного метода и способствовала развитию
многих естественных наук: физики, химии
(см. табл. 10), геологии, географии, астрономии,
технологии стекла, горного дела и металлургии,
российской истории и грамматики. Важное
место в его трудах уделено вопросам организации
медицинского дела в России (си. с. 312). А.
С. Пушкин писал о Ломоносове в своем «Путешествии
из Москвы в Петербург»: «Ломоносов был
великий человек. Между Петром I и Екатериной
II он один является самобытным сподвижником
просвещения. Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим
университетом».
Проект первого
российского университета Ломоносов
составил в 1754 г. А в 1755 г. Московский университет
(рис. 131) был открыт в составе трех факультетов:
философского, юридического и медицинского.
Занятия на медицинском факультете начались
в 1765 г. на .трех кафедрах: анатомии (с практической
медициной), физической и аптекарской
химии и натуральной истории. Первым профессором
медицинского факультета стал известный
московский акушер Иоган Фридрих Эразмус
(приехал в Россию в 1750 г., умер в 1777 г.).
Он первым начал читать лекции по анатомии,
хирургии и бабичьему ' искусству. В 1771
г. И. Ф. Эразмус принял активное участие
в борьбе с эпидемией чумы в Москве.
Первым русским
профессором, медицинского факультета
Московского I университета был Семен
Герасимович I Зыбелин (1735—1802).
В 1758 г. он j закончил философский факультет
Московского университета, несколько
месяцев учился в академическом университете
при Академии наук, которым руководил
М. В. Ломоносов,
и в 1759 г. был направлен в Лейден
для получения степени доктора медицины.
В 1764 г. С. Г. Зыбелин
успешно защитил докторскую
диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765
г., начал! преподавание теоретической
медицины! (физиологии и патологии с общей
те-! рапией и диететикой). Он был первым;
профессором Московского университе-i
та, который начал читать лекции на! русском
(1768), а не на латинском) языке,
как это было тогда принято.
С Г. Зыбелин
разрабатывал вопросы гигиены и
общественной медицины (борьба с
детской смертностью, эпидемиями и
др.), которая в то время
находилась на этапе своего становления
(конец XVIII— начало XIX в) «Многие причины
сей преждевременной погибели человечества
находятся, которых два
источника полагаю — физический и политический»,
— утверждал С. Г. Зыбелин в одной из своих
актовых речей — «Слове», произносимом
в торжественные дни в Московском университете.
В 1784 г. он был избран в
Петербургскую Академию наук.