История развития медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:12, реферат

Описание

Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистический, метафизический материализм. С другой стороны, сам механистический материализм того времени способствовал утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. Опираясь на законы механики, механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и целостность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникала почва для виталистических (лат. — vitalis — жизненный) концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими как «жизненная сила», пор

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!новое время методы.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Наряду с земской  медициной развивалось и медико-санитарное обслуживание  городских    центров  царской России. Однако в подавляющем большинстве городов  оно    находилось на весьма    низком    уровне  (см. с. 316). 

Большое внимание   вопросам общественной медицины    уделяло Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. 

Важной вехой  в истории российской медицины явилось  становление и развитие женского медицинского образования. Под влиянием революционной ситуации 1859—1861 гг. и отмены крепостного права в России (1861) борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин. Горячие сторонники женского         образования         профессора B.      А. Грубер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин    и другие    не только    допускали женщин к слушанию своих лекций на правах вольнослушательниц, но и привлекали их к практическим занятиям и научной работе, хотя в дальнейшем это не давало им юридического права лечить больных. 

В начале 60-х годов вопрос о высшем женском образовании широко „обсуждался в шести университетах России. Четыре из них высказались за допущение женщин к высшему образованию. Несмотря на это новый Университетский устав, утвержденный в 1863 г., запретил женщинам даже переступать порог высших учебных заведений. Однако стремление российских женщин к высшему образованию было столь велико, что наиболее решительные из них стали уезжать для получения образования за границу и, в первую очередь, в Цюрих ' (Швейца-. рия), бывший тогда, по словам Веры Фигнер, «умственным революционным центром, которого не хотел миновать ни один русский    интеллигент, попавший за границу». 

Первой русской  женщиной, принятой в зарубежный университет, была Надежда Прокофьевна Суслова (1843—1918). В 1864 г. она поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, через три года блестяще его закончила и в том же 1867 году успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства. «Это первая русская женщина с докторским дипломом, но полученным, к сожалению, в заграничном университете»,— отмечал журнал «Медицинский вестник». 

Первой женщиной, которая несмот- • ря на все препятствия  окончила высшее медицинское,  заведение  в России (1868)   и защитила у  себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876), была Варвара Александровна    Кашеварова-Руднева     (1842— 1899). Окончив в 1862 г. курсы акушерок,  а  затем  специальные    годичные курсы усовершенствования, В. A. Kja-шеварова-Руднева приказом  военного министра была оставлена в Петербурге для слушания лекций в Медико-хирургической академии на полный пятилетний срок  обучения   с  последующей шестилетней службой в Башкирском   (Оренбургском)   казачьем войске. Это было в 1863 г., до утверждения нового Университетского    устава, запретившего допущение женщин в российские университеты даже в качестве вольнослушательниц, а она — единственная  в  России  женщина-студентка— училась    у    И. М. Сеченова    и В. А. Грубера,    Н. М. Якубовича    и М. М. Руднева, у академика Н. Н. Зимина и сменившего его А. П. Бородина. Она стала первой в истории России женщиной, которая получила звание «лекаря с    отличием» и золотой медалью и была признана врачом наравне с мужчинами. 

В  1872 г. царское    правительство, обеспокоенное революционным настроением женщин-студенток за границей, приняло решение об открытии при Медико-хирургической академии «Особого женского курса для образования ученых акушерок». Это было первое высшее женское медицинское учебное заведение не только в России, но и во всей Европе. 

В начале XX столетия подготовка медицинских кадров в  России велась на медицинских факультетах  Московского, Киевского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Вильнюсского, Казанского, Саратовского, Новороссийского (в Одессе) и Варшавского университетов, в Военно-медицинской академии, Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве, и Одессе и в женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове. Общее число студентов составляло около 8600, ежегодно выпускалось около 1000 врачей (рис, 137). Однако для страны со 160-миллионным населением этого было недостаточно. 

На рубеже XIX и XX столетий началось бурное развитие естественных наук (см, табл. 10). Открытие электрона (1897) и создание квантовой теории вытеснили прежние представления об атоме как простейшей неделимой частице вещества. Новые данные о строении материи и ее свойствах оказали революционизирующее влияние на философию и естествознание, в том числе — медицину, которая обогащалась новыми методами исследования и лечения. Открытие рентгеновского излучения (x-rays, 1895) расширило возможности обследования здорового и больного организмов и положило начало новой медицинской дисциплине — рентгенологии. Открытие (А. Беккерель, 1896) и изучение явления радиоактивности (М. Склодовская-Кюри и П. Кюри, 1898, 1903) способствовали развитию медицинской радиологии и радиобиологии. Все это вело к дальнейшей дифференциации медицинских дисциплин. В качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов преподавания выделились новые: невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией, .инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия и другие. 
 

Клиническая медицина, как и  все естествознание нового времени, развивалась  в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистический, метафизический материализм. С другой стороны, сам механистический материализм того времени способствовал утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. Опираясь на законы механики, механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и целостность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникала почва для виталистических (лат. — vitalis — жизненный) концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими как «жизненная сила», порыв и т. п. Крупнейшими представителями витализма того времени были известные медики: Георг-Эрнст фон Шталь (Stal G. E., von, 1659—1734), сформулировавший теорию флогистона, и Самуэль Ганеман (Hahnemann S., 1755— 1834)—основоположник гомеопатии. Открытия в области естествознания, и в частности медико-биологических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии), существенно ослабляли метафизические концепции в медицине и укрепляли позиции материализма. В то же время представители материалистического направления XVIII в. (Ж. Ламетри, Ф. Г. Политковский и др.) в силу объективных причин сами продолжали оставаться на позициях механистического материализма, так как время диалектического подхода еще не наступило.  
 
В результате клиническая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, вооруженных экспериментальным методом, и мышлением врачей, которые до начала XIX в. практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.  
 
 
Первые методы и приборы физического обследования.  
 
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).  
 
Важная роль в развитии методов физического обследования принадлежит венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру — автору метода перкуссии (лат. percussio —ударяю) т.е. выстукивания, так хорошо известного сегодня и с таким трудом входившего в медицинскую практику. Свои клинические наблюдения он систематически сопоставлял с данными патолого-анатомических вскрытий и в итоге изложил результаты своих исследований на 95 страницах сочинения «Inventum novum...» («Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни».  
 
«На основании своего опыта,— писал Ауэнбруггер,—я утверждаю: признак, о котором идет речь, чрезвычайно важен не только для распознавания, но и для лечения болезней; более того, он заслуживает первого места после исследования пульса и дыхания. В самом деле, при какой бы болезни ни был обнаружен неестественный звук, получаемый при выстукивании груди, он всегда будет указывать на наличие большой опасности».  
 
Несмотря на очевидную сегодня важность нового метода, перкуссия разделила участь многих великих изобретений: ее встретили насмешливо, даже враждебно. Венские врачи и их пациенты, приученные лишь в прощупыванию пульса, выступили с резкой критикой «этой длительной и тягостной новомодной процедуры». Более того, учитель Ауэнбруггера по Венскому университету и его ректор, основатель прославленной венской клинической школы Г. ван Свитен (van Swieten, Gerard, 1700—1772), также не принял нового метода. Ауэнбруггер был вынужден оставить работу в госпитале. Дальнейшая судьба его сложилась трагично: последние годы жизни он провел в психиатрической клинике, где умер в 1809 г., так и не узнав о возрождении и широком признании предложенного им метода во Франции в 1808 г.  
 
Забытое имя Ауэнбруггера и его метод возродил Жан Николя Корвизар де Маре (Corvisart, Jean Nicolas de Mare, 1755 -1821)—основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. Читая лекции в амфитеатре госпиталя Sharite (на стенах которого ныне высечено его имя), Корвизар широко пропагандировал метод выстукивания, наряду с которым часто использовал и древний способ непосредственной аускультации (лат. auscul-tatio — выслушивание). Прикладывая ухо к грудной клетке больного, он пытался определить интенсивность и ритм биения сердца. Среди других студентов лекции Корвизара слушал Рене Теофил Гиацинт Лаэннек (Laen-nec, Rene Theophile Hyacinthe, 1782— 1826)—ученик, который превзошел своего учителя.  
 
Р. Лаэннек воспитывался в семье своего дяди — известного врача времен французской буржуазной революции, что оказало большое влияние на его развитие и увлечение медициной. Изучив греческий и латынь, Лаэннек уже в юности читал в подлиннике труды древнегреческих и римских авторов. В студенческие годы взгляды Лаэннека формировались под влиянием Корвизара и Биша.  
Будучи студентом Парижского университета, Лаэннек начал работу по изучению болезни, которая в то время называлась чахоткой (phtisis) и от которой умирало огромное число больных. Патологоанатомические вскрытия выявляли в различных органах специфические образования, которые Лаэннек назвал туберкулами. Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, спасти больного было уже невозможно. Как распознать болезнь в начальной ее стадии, когда были еще шансы остановить ее и вылечить больного? Выслушивание ухом, приложенным к грудной клетке, не давало ощутимых результатов. Никаких средств прижизненной диагностики еще не было,— еще не родился и не сделал своего открытия (1895) В. К. Рентген.  
 
Решение, которое так долго искал Лаэннек, пришло неожиданно. Возвращаясь из клиники через парк Лувра, он обратил внимание на шумную ватагу ребят, игравших вокруг бревен строительного леса. Одни дети прикладывали ухо к концу бревна, а другие с большим энтузиазмом колотили палками по противоположному его концу: звук, усиливаясь, шел внутри дерева. Лаэннек увидел решение проблемы.  
 
Поводом для первого применения метода посредственной аускультации при помощи бумажного стетоскопа послужила полнота 19-летней девушки. «Возраст и пол больной,— писал Лаэннек,— не позволяли мне применить ... непосредственную аускультацию ухом, приложенным к области сердца... Я попросил несколько листов бумаги, свернул их в тугой цилиндр, приставил один его конец к области сердца и приложил ухо к другому. Я был в равной степени и удивлен и удовлетворен, когда услышал удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их при непосредственном приложении уха к области сердца».  
 
На следующий день Лаэннек применил этот метод в своей клинике в госпитале Necker. Тщательное обследование показало, что одна треть больных страдала активной фазой чахотки (т. е. туберкулеза, термин предложен Лаэннеком).  
 
Первые стетоскопы (от греч. stet-hos — грудь, scopeo — смотрю, исследую). Лаэннек клеил из плотной бумаги, затем в поисках оптимальных акустических эффектов стал вытачивать их из различных пород дерева на специальном станке. Его собственный стетоскоп был деревянным и состоял из двух цилиндров, которыми в зависимости от целей исследования можно было пользоваться в собранном или разобранном виде.  
 
Изобретение первого в истории медицины прибора физической диагностики— стетоскопа прославило имя Лаэннека, но его вклад в медицину определяется прежде всего разработкой патологической анатомии, изучением клинической картины и диагностики заболеваний легких, чему изобретение стетоскопа способствовало в значительной степени. Р. Лаэннек описал аускультативные симптомы пороков сердца, изучил клинику и патоморфологию портального цирроза печени (цирроз Лаэннека), установил специфичность туберкулезного процесса задолго до открытия возбудителя этого заболевания. Лаэннек считал туберкулез заразной болезнью. В качестве мер профилактики он предлагал физический отдых, усиленное питание и морской воздух.  
 
В 1826 г. ученик Р. Лаэннека Пьер Адольф Пьорри (Piorry, Pierre Adolphe, 1794—1879) предложил метод посредственной перкуссии при помощи
плессиметра из слоновой кости. 

Аускультация и перкуссия

В истории клиники внутренних болезней событием чрезвычайной важности явилось открытие физических методов обследования больных — перкуссии и аускультации (Л. Ауенбруггер, 1761; Р. Лаэннек, 1819). В начале 20-х гг. XIX в. эти методы получили широкое распространение во Франции. Однако во многих странах Западной Европы перкуссия и аускультация долго не признавались врачами. По свидетельству Н. И. Пирогова, в середине 30-х гг. XIX в. аускультацией не пользовались в клиниках Германии. Харьковский профессор Гюббенет, знакомясь в 1853 г. с состоянием медицины в Италии, писал: «... я встречал довольно много молодых врачей, которые сами уверяли меня, что они не учились выслушиванию и постукиванию и что в этом обыкновенном ... способе распознавания внутренних болезней они самоучки и потому или вовсе не употребляли его, или пользовались им только как дилетанты».

Русские врачи  в отношении внедрения методов  физической диагностики оказались  передовыми. В России вслед за Францией перкуссия и аускультация нашли широкое применение во врачебной практике. Еще в 1818 г. петербургский профессор Ф. Уден знакомил слушателей с приемом постукивания грудной клетки. Пионером в применении стетоскопа в России, как уже было сказано, стал профессор Дерптского университета Ф. X. Эрдман, до этого преподававший в Казани. Нельзя не сказать о роли профессора Петербургской медико-хирургической академии П. А. Чаруковского, написавшего труд об аускультации (1829).

Казанские студенты-медики начали обучаться перкуссии и аускультации с середины 30-х гг. XIX в. Инициаторами преподавания новейших методов обследования больных стали корифей русской клинической медицины Г. И. Сокольский и первый русский профессор терапии в Казанском университете Н. А. Скандовский.

Г. И. Сокольский прибыл в Казань осенью 1835 г. К приезду  ученого «врачебное отделение» уже  знало, «какими преимущественно  предметами занимается доктор Сокольский», так как на соответствующий запрос в департамент народного просвещения был получен ответ, что он «читал в С.-Петербурге лекцию о врачебном исследовании с помощью слуха, особенно посредством стетоскопа». В этой лекции талантливый русский врач выступил не только с компиляцией полученных за рубежом данных, но и внес новое в методику физического обследования больных. В частности, он первым предложил пользоваться пальце-пальцевым методом перкуссии. Ученый писал, что «один или два пальца левой руки врача, положенные... на грудь, могут служить не хуже, даже... гораздо лучше плессиметра».

В своей вступительной  лекции в Казанском университете Г. И. Сокольский убедительно доказал  слушателям необходимость знания новейших методов диагностики, познакомил их с техническими нововведениями —  плессиметром, стетоскопом, шпателем и  др. И хотя деятельность выдающегося клинициста продолжалась в Казани всего два с половиной месяца, именно он в истории казанской медицинской школы положил начало обучению студентов-медиков методам физической диагностики.

После отъезда  Г. И. Сокольского в Москву терапевтическую клинику возглавил Н. А. Скандовский. Он энергично продолжал дело своего знаменитого предшественника. По его просьбе профессор хирургии Ф. О. Елачич привез из-за границы стетоскопы. Обучение студентов методам физической диагностики стало обязательным. Об этом можно судить по вопросам, которые предлагал Н. А. Скандовский на экзаменах. «При каких болезнях в особенности нужно пользоваться поколачиванием груди?» — гласил, в частности, один из экзаменационных вопросов.

О том, насколько  в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. медикам Казани были известны перкуссия  и аускультация, красноречиво свидетельствует  и следующий факт: в 1843/44 учебном  году «члены врачебного факультета»  признали достойными награждения золотой и серебряной медалями студенческие сочинения на тему «О поколачивании и выслушивании как средствах для узнания грудных болезней». Золотую медаль получил лекарь 1-го отделения Иван Иващенко, серебряную — лекарь 1-го отделения Федор Пятигорович.

Таким образом, даже провинциальные университеты России, в частности Казанский, опередили  многие страны Западной Европы по внедрению  в практику новейших для того времени  методов обследования больных —  перкуссии и аускультации. Это  указывает на высокий уровень развития отечественной медицины первой половины XIX столетия не только в наших столицах, но и в стране в целом.

 
 
 
 

 

Информация о работе История развития медицины