Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Медицинские аспекты безопасности жизнедеятельности: оказание первой медицинской помощи при переломах, ожогах, кровотечениях, отравлениях ядовитыми веществами, утоплениями и в случае клинической смерти.
г)
места захоронения отходов
д) здания и сооружения, построенные с нарушением СН и П;
е) военная деятельность.
2) Действие факторов риска - высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду.
3) Экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. п.), способствующих повышению действия факторов риска.
Причинами возникновения ЧС являются: стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, антропогенные катастрофы, применение средств массового поражения и т.д.
К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, цунами, извержение вулканов, селевые потоки, оползни, обвалы, ураганы, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, снежные заносы и лавины, засухи, длительные проливные дожди, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и др.
Причинами техногенных аварий могут быть внешние природные факторы, проектно-производственные дефекты сооружений, нарушения технологических процессов, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин и механизмов и т.д.
Антропогенные катастрофы – качественное изменение биосферы, вызванное действием порождаемых хозяйственной деятельностью человека факторов и оказывающее вредное воздействие на людей, животных и растительный мир, окружающую природную среду в целом.
Причиной ЧС могут быть социально-политические конфликты, связанные с применением современных средств поражения, терористически актов и т.п. при разрешении межгосударственных и межнациональных противоречий. [2,c.58]
Фазы протекания чрезвычайных ситуаций.
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).
Первая - стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.
Вторая - инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
Третья - процесс чрезвычайного события (кульминация), во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Четвертая - стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.
При ЧС возникают первичные и вторичные поражающие факторы. Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением источника ЧС. Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объектов окружающей среды первичными поражающими факторами.[2,c.58-61]
К первичным относят:
Вторичными поражающими факторами являются:
Эргономика - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.
Проблемы согласования человека и машины возникают из-за ограниченных возможностей человека. С такой же уверенностью можно сказать, что эти проблемы возникают из-за ограниченных возможностей машины.
Решение прикладных проблем эргономики предполагает два направления: от требований человека к технике и условий её функционирования и от требований техники и условий её функционирования к человеку.
Эргономика рассматривается как наука о труде. При этом она опирается на данные о производственном травматизме, авариях, профессиональной заболеваемости.
Эргономика отводит в решении задачи обеспечения эффективности и безопасности систем «человек – машина - среда» чрезвычайно важное, если не решающее значение работе наиболее ответственного звена – человека. Поэтому изучение причин травматизма, аварий, катастроф следует проводить в рамках эргономики, связывая их с проблемами работающего человека в человеко-машинной системе (ЧМС).
Для
безопасной и продуктивной работы необходимо
учитывать совместимость человека
и технических систем.[3, c.205]
Виды совместимости:
Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности.
В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения: объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит показания приборов, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называют средствами отображения информации (СОИ). СОИ и сенсомоторные устройства – так называемая модель машины (комплекса). Через нее человек и осуществляет управление самыми сложными системами.
Очень часто причины человеческих ошибок кроются в конструктивных особенностях оборудования. Одна из них – недостаток информации о работе объекта. Другая, не менее распространенная – избыточная информация, которую оператор не может переработать. В таком случае он бессознательно отбрасывает какую-то ее часть, но именно она может оказаться самой важной. В таком случае оператор строит неверный сценарий аварии и предпринимает неверные действия. Особенно часто это случается на ранних стадиях аварии. Вот почему, например, системы безопасности ядерных реакторов проектируют так, чтобы в первые моменты после нештатных событий они действовали автоматически и не подчинялись командам человека.
Информационная совместимость предполагает соответствие информационной модели психофизиологическим возможностям человека: учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов. [3,205-206]
Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физическое состояние человека. Эта задача соответствует и требованиям безопасности. Биофизическая совместимость учитывает требования к микроклимату производственных помещений, виброакустическим характеристикам среды, освещенности, электромагнитным излучениям и другим физическим параметрам.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, то есть соответствия управляющего воздействия на оборудование биомеханическим возможностям человека.
В процессе управления человек обязательно должен прилагать некоторые усилия, так как отсутствие их (что может быть, например, при кнопочном управлении) дезориентирует человека, лишает его уверенности в правильности своих действий, а излишние усилия приводят к биомеханической перегрузке. Форма и размеры органов управления должны быть согласованы с размерами и биомеханическими особенностями руки оператора. Органы управления могут быть ручными и ножными. Ножные органы управления используют тогда, когда требуются большие усилия и небольшая точность: включение — выключение, грубая регулировка напряжения или тока и т.п. При ручном управлении максимальные усилия прилагаются к рычагам, которые захватываются стоящим оператором на уровне плеча, а сидящим — на уровне локтя, поэтому органы управления, которые используются наиболее часто, следует располагать на высоте между локтем и плечом.
Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные. Сиденье, удовлетворяющее человека среднего роста, может оказаться крайне неудобным для человека низкого или очень высокого.
Наиболее важными моментами, определяющими выбор рабочей позы, являются:
Пространство рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, может быть разделено на рабочие зоны. Рабочая поза будет наименее утомительна только при условии, если она сконструирована правильно.
Правильное конструирование рабочих зон определяется соответствием их с оптимальным полем зрения рабочего и определяется дугами, которые может описать рука, поворачивающаяся в плече или в локте на уровне рабочей поверхности (т.е. должны учитываться динамические антропометрические характеристики), a движением рук управляет мозг человека в соответствии с коррекцией глаз. Поэтому рабочую зону, удобную для действия обеих рук, нужно обязательно совмещать с зоной, удобной для охвата человеческим взором. В соответствии с рабочими зонами и антропометрическими данными проектируются рабочие места в любом производственном процессе и любые машины и механизмы, обслуживаемые человеком.
Технико-эстетическая
совместимость заключается в обеспечении
удовлетворенности человека процессом
труда, общением с техникой, цветовым климатом.
Поэтому для решения многочисленных технологических
задач эргономика привлекает художников-конструкторов,
дизайнеров.[4,c. 33-36]
Список
использованной литературы
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник/Э.А. Арустамов.- М.:Дашков и К, 2006.-104-107с.
2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник/ Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2003.-58-61с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие /О.Н.Русак, К.Р.Малаян, Н.Г.Занько.-8-е изд. переработанное и дополненное.- СПб.: Омега-Л,2005.-205-207с.
4. Соколов Э.М. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ Э.М. Соколов.-Т.: Тула издат, 2001.-33-36с.
5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая.-М.: ИНФРА-М, 2007.-196-197с.