Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы устранения функциональной дислалии и методы её коррекции.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- дать общее представление о дислалии;
- рассмотреть формы дислалии;
- рассмотреть методики логопедического воздействия при дислалии;
- рассмотреть этапы логопедического воздействия;
- определить недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки;
- определить направления коррекционной работы по устранению функциональной дислалии.
Введение ……………………………………………………………….. стр 3
Глава 1. Дислалия
Понятие «дислалия» ………………………………………………...стр
Формы дислалии …………………………………………………….стр
Механическая дислалия ………………………………………стр
Функциональная дислалия ……………………………………стр
Обследование речи ………………………………………………… стр
Введение ……………………………………………………………….. стр 3
Глава 1. Дислалия
Проблема нарушения
Нарушения устной речи представляет
собой одну из
В настоящее время термин «
В качестве объекта исследования выступает нарушение звукопроизношения при дислалии у дошкольников и школьников.
Предметом исследования является коррекционная работа по устранению функциональной дислалии.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы устранения функциональной дислалии и методы её коррекции.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- дать общее представление о дислалии;
- рассмотреть формы дислалии;
- рассмотреть
методики логопедического
- рассмотреть
этапы логопедического
- определить
недостатки произношения
- определить направления коррекционной работы по устранению функциональной дислалии.
Для решения поставленных
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
- варианты
коррекционной работы по данной проблеме.
1.1. Понятие «дислалия»
Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 – 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их [1]. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков [1]. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
Среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.
Дислалия
— это нарушение
Термин дислалия одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы этот термин, но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана. [3]
Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял две формы: функциональную и обусловленную снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином дисглоссия и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis) , язычную (lingualis), зубную (dentalis) и небную (palatalis). [3]
В 30-50-е годы XX в. в отечественной логопедии понятие дислалии претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее произносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, а так же нарушения произношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом.
М.Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами неба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью языка, слабостью вдыхаемой струи воздуха и т.д. [3]
В начале 50-х г. А.М. Смирнова публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации М.Е. Хватцева.
В то же время О.В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М.Е. Хватцева выделила только две формы: функциональную и механическую.
В
настоящее время термин «дислалия»
приобрел международный характер, хотя
его содержание, а также виды нарушений,
определяемых им, не всегда совпадают.
Эти несовпадения связаны с тем, какие
основания берутся исследователями при
описании нарушений: анатомии-физиологические,
психологические и лингвистические. [3]
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: механическую и функциональную дислалию.
Функциональная дислалия в свою очередь делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую формы.
1.2.1. Механическая
дислалия.
Данная форма дислалии чаще всего бывает связана с аномальным развитием артикуляторного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту и т. п.
Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляторных органов могут лежать в основе механической дислалии, то есть приводить к расстройствам звукопроизношения? Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов.
Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5–3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек. [13]
Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.
Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины (рис. 2).
Рис.
2. Открытый передний
прикус
Рис. 3. Открытый боковой
прикус
Открытый
боковой прикус – при смыкании резцов
между коренными зубами с одной или с обеих
сторон остается щель (рис. 3).
Прямой прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти (греч. pro – вперед, gnathos – челюсть) (рис. 4).
– аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти (греч. geneion – подбородок) (рис. 5).
Рис.
4. Прогнатия.
Рис. 5. Прогения.
Прогения
Аномалии в строении зубов:
• редкое расположение зубов;