Коррекционная работа при дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы устранения функциональной дислалии и методы её коррекции.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- дать общее представление о дислалии;
- рассмотреть формы дислалии;
- рассмотреть методики логопедического воздействия при дислалии;
- рассмотреть этапы логопедического воздействия;
- определить недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки;
- определить направления коррекционной работы по устранению функциональной дислалии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. стр 3
Глава 1. Дислалия
Понятие «дислалия» ………………………………………………...стр
Формы дислалии …………………………………………………….стр
Механическая дислалия ………………………………………стр
Функциональная дислалия ……………………………………стр
Обследование речи ………………………………………………… стр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)
 

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ……………………………………………………………….. стр 3

Глава 1. Дислалия

    1. Понятие «дислалия» ………………………………………………...стр
    2. Формы дислалии …………………………………………………….стр
      1. Механическая дислалия ………………………………………стр
      2. Функциональная дислалия ……………………………………стр
    3. Обследование речи ………………………………………………… стр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Введение 

      Проблема нарушения звукопроизношения  у детей при сохраненном слухе  и сохранной иннервации речевого  аппарата является одной из самых актуальных проблем современной логопедии.

       Нарушения устной речи  представляет  собой одну из распространенных  форм речевой патологии детей  дошкольного и школьного возраста.

       В настоящее время термин «дислалия»  приобрел международный характер, хотя его содержание, а так же виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Проблеме нарушения звукопроизношения посвящены работы Е.Ф. Рау, М.Е. Хватцевой, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, А.Г. Богомоловой,  Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной и других специалистов.

      В качестве объекта исследования выступает нарушение звукопроизношения при дислалии у дошкольников и школьников.

      Предметом исследования является коррекционная работа по устранению функциональной дислалии.

     Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы устранения функциональной дислалии и методы её  коррекции.

     Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:

- дать  общее представление о дислалии;

- рассмотреть  формы дислалии;

- рассмотреть  методики логопедического воздействия  при дислалии;

- рассмотреть  этапы логопедического воздействия;

- определить  недостатки произношения отдельных  звуков и приемы их постановки;

- определить направления коррекционной работы по устранению функциональной дислалии.

       Для решения поставленных задач  были использованы следующие  методы исследования:

- теоретический  анализ специальной литературы  по проблеме исследования.

- варианты  коррекционной работы по данной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

                           1.1. Понятие «дислалия» 

     Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения  этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

     В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому  развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 – 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их [1]. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков [1]. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

     Среди детей дошкольного и школьного  возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.

     Дислалия  — это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной  иннервации речевого аппарата, которое  наиболее часто проявляется в  детском возрасте.[2] Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

     Термин  дислалия одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор  Вильнюсского университета врач И. Франк. В монографии, вышедшей в 1827 г., он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств различной этиологии. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс также вводит в свои работы этот термин, но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции. В классификации Куссмауля была принята точка зрения Шультесса, такое же понимание дислалии встречается в работах Гутцмана. [3]

     Несколько иную позицию занимал польский исследователь  В. Олтушевский, который относил  к дислалиям случаи нарушения  произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделял  две формы: функциональную и обусловленную  снижением слуха (dislalia audiogenes). Дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином дисглоссия и выделил четыре вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную (labialis) , язычную (lingualis), зубную (dentalis) и небную (palatalis). [3]

     В 30-50-е годы XX в. в отечественной логопедии понятие дислалии претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Он включал в нее произносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: костно-хряще-мышечных частей, а так же нарушения произношения, обусловленные периферической тугоухостью. Он полагал, что не менее 10% случаев дислалии обусловлены этим дефектом.

     М.Е. Хватцев выделяет три формы дислалии:  механическую, обусловленную грубыми  анатомическими дефектами органов  речи (расщелинами неба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью языка, слабостью вдыхаемой струи воздуха и т.д. [3]

     В начале 50-х г. А.М. Смирнова публикует  классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации  М.Е. Хватцева.

     В то же время О.В. Правдина дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она в отличие от М.Е. Хватцева выделила только две формы: функциональную и механическую.

     В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомии-физиологические, психологические и лингвистические. [3] 
 
 

                                1.2. Формы дислалии 

     Выделяют  две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: механическую и функциональную дислалию.

     Функциональная  дислалия в свою очередь делится  на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую формы.

     

                                                                                                    Рис. 1 

                            1.2.1. Механическая  дислалия. 

     Данная  форма дислалии чаще всего бывает связана с аномальным развитием  артикуляторного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту и т. п.

     Какие же конкретно отклонения от нормы  в строении артикуляторных органов  могут лежать в основе механической дислалии, то есть приводить к расстройствам звукопроизношения? Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов.

     Наиболее  распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов  верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5–3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек. [13]

     Наиболее  характерны следующие аномалии прикуса.

     Глубокий  прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

     Открытый  передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины (рис. 2).

                                                                      

                     

     Рис. 2. Открытый передний прикус       Рис. 3. Открытый боковой  прикус  

     Открытый  боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель (рис. 3). 

     Прямой  прикус – при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.

     Перекрестный  прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.

     Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти (греч. pro – вперед, gnathos – челюсть) (рис. 4).

     – аномалия прикуса, связанная с выступанием  вперед нижней челюсти (греч. geneion –  подбородок) (рис. 5).

     

     Рис. 4. Прогнатия.               Рис. 5. Прогения. 

     Прогения

     Аномалии  в строении зубов:

     • редкое расположение зубов;

Информация о работе Коррекционная работа при дислалии