Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы устранения функциональной дислалии и методы её коррекции.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- дать общее представление о дислалии;
- рассмотреть формы дислалии;
- рассмотреть методики логопедического воздействия при дислалии;
- рассмотреть этапы логопедического воздействия;
- определить недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки;
- определить направления коррекционной работы по устранению функциональной дислалии.
Введение ……………………………………………………………….. стр 3
Глава 1. Дислалия
Понятие «дислалия» ………………………………………………...стр
Формы дислалии …………………………………………………….стр
Механическая дислалия ………………………………………стр
Функциональная дислалия ……………………………………стр
Обследование речи ………………………………………………… стр
• расположение зубов вне челюстной дуги;
• слишком мелкие или деформированные зубы;
• наличие диастемы (щели между верхними резцами).
Аномалии в строении языка:
• слишком большой язык;
• слишком маленький язык;
• короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая языку подниматься вверх (рис. 6).
Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при общем физическом и умственном недоразвитии ребенка.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
• расщелины мягкого и твердого нёба (рис. 7);
Рис. 7. Расщелины мягкого и твердого неба.
• слишком высокое (готическое) твердое нёбо;
•
слишком низкое твердое нёбо.
Аномалии в строении губ:
• расщелина верхней губы (рис. 8);
• недоразвитие губ.
Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины неба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая (не более 1,5–2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишают ребенка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. [13]
Короткая
уздечка языка чаще всего приводит
к неправильному произношению звука
«р», иногда – «л» и даже шипящих
верхней артикуляции, поскольку
для нормального
Аномалии
в строении губ отражаются преимущественно
на произношении губных звуков. Что
касается слишком массивного языка,
то это может приводить к
Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.
Во-первых,
в этих случаях одновременно страдают
целые группы звуков, имеющие какие-то
общие моменты в артикуляции.
Например, при наличии у ребенка
открытого переднего прикуса
обычно наблюдается межзубное
Во-вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляторного аппарата звучание получается искаженным. (Например, «р» произносится картаво, но не заменяется другим звуком.) Правда, вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание «р» от картавого).
Однако
дефекты в строении артикуляторного
аппарата играют роль лишь предрасполагающего
момента и только в 33 % случаев
приводят к неправильному произношению
звуков. Чаще же всего физически и психически
здоровые дети самостоятельно находят
пути компенсации имеющихся у них анатомических
дефектов. Особенно большое компенсирующее
воздействие в этих случаях оказывает
благоприятное речевое окружение и должное
внимание со стороны взрослых к речи ребенка.
[13]
1.2.2. Функциональная
дислалия.
Функциональной
дислалией называется такой вид
неправильного
Причины возникновения – биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношения).
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для её воспроизведения. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.
Произносительная сторона очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которым овладевают дети, прислушиваясь к речи окружающих. При этом каждый ребенок встречается с затруднениями, которые большинство детей постепенно преодолевают. Но у некоторых они остаются, что часто приводит к рассогласованности между механизмами слухового контроля и приёма, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой. [3]
При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Первоначально, центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут не точными, грубыми, недифференцированными. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладится, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводится ошибочно, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании их центральное управление может перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем. [15]
Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличать одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития вырабатывается фонематический слух, с его помощью осуществляются операции различия и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этом случае им оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков – акустические или артикуляционные – оказались несформированными, звуковые замены будут различны.
В
других случаях у ребенка оказываются
сформированными все
Список литературы: