Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:48, контрольная работа
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию (нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата). В России разработкой методических приемов по ринолалии занимались Е.Ф.Pay, 1933; Ф.A.Pay, 1933; 3.Г.Нелюбова, 1938; В.В.Куколь, 1941; А.Г.Ипполитова, 1955, 1963; С.Л.Таптапова, 1963; Т.Н.Воронцова, 1966; 3.А.Репина, 1970; И.И.Ермакова, 1980, 1984; Г.В.Чиркина, 1987; Т.В.Волосовец, 1995, и др. Несмотря на комплексный подход, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, физиотерапевтических процедур (электрофорез с дибазолом или с йодистым калием), возможности увеличения подвижности артикуляционного аппарата довольно ограничены.
Введение с.3
1.Методы российских ученых с.3-4
2.Коррекционная работа по звукопроизношению с.4
3.Принципы коррекции с.4-5
4.Логопедическое воздействие при ринолалии с.5-6
5.Воспитание кинестетических ощущений органов артикуляции с.6-7
6.Последовательность постановки звуков(подготовительный период) с.7-11
7.Основной период с.11-12
8.Приемы озвончения с.12-13
Заключение с.13
Литература с.14
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ
Введение
1.Методы российских ученых
2.Коррекционная работа
по звукопроизношению
3.Принципы коррекции
4.Логопедическое воздействие
при ринолалии
5.Воспитание кинестетических
ощущений органов артикуляции
6.Последовательность
7.Основной период
8.Приемы озвончения
Заключение
Литература
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию (нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата). В России разработкой методических приемов по ринолалии занимались Е.Ф.Pay, 1933; Ф.A.Pay, 1933; 3.Г.Нелюбова, 1938; В.В.Куколь, 1941; А.Г.Ипполитова, 1955, 1963; С.Л.Таптапова, 1963; Т.Н.Воронцова, 1966; 3.А.Репина, 1970; И.И.Ермакова, 1980, 1984; Г.В.Чиркина, 1987; Т.В.Волосовец, 1995, и др. Несмотря на комплексный подход, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, физиотерапевтических процедур (электрофорез с дибазолом или с йодистым калием), возможности увеличения подвижности артикуляционного аппарата довольно ограничены.
Следовательно, в коррекционной работе важно учитывать не только компенсаторные возможности ребенка, но и знать нюансы, специфику логопедического воздействия.
Большое значение имеет система, разработанная А.Г.Ипполитовой, которая предложила начинать занятия с дооперационного периода, использовать сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, соблюдать определенную последовательность отработки звуков, использовать «опорные». Своеобразие метода А.Г.Ипполитовой состоит в том, что первоначально внимание ребенка направлено только на артикулему. Содержание занятий включает формирование речевого дыхания, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных, дифференциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных фонем, аффрикат, постановку мягких звуков.
Существенное влияние на совершенствование коррекции звуков оказал рентгенографический метод, позволяющий прогнозировать возможность восстановления функции мягкого неба логопедическими приемами (Н.И.Сереброва, 1969). Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективности логопедического воздействия от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между ними, от ширины средней части глотки. Сопоставление полученных данных еще до начала логопедической работы позволяет спрогнозировать степень компенсации речевой патологии общепринятыми средствами. Приемы дифференцированной логопедической работы с учетом анатомических и функциональных особенностей артикуляционного аппарата разработаны Т. Н. Воронцовой (1966).
И.И.Ермакова (1980,1984) установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнения. Она разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. И.И.Ермакова считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки.
С.Л.Таптапова (1963) разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предлагает своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.
Г.В.Чиркина (1988) при составлении индивидуального плана рекомендует параллельно с нормализацией звуковой стороны речи устранять лексико-грамматическое недоразвитие.
2.Коррекционная работа по звукопроизношению
Коррекционная работа включает несколько разделов:
1.звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации (обращается внимание на нарушение артикуляции и степень назализации)
2. ритмико-слоговая структура (отрабатывается произношение звуков при стечении согласных, в многосложных словах);
3. фонематическое восприятие, состояние слухового контроля за своей речью (рекомендуются вокальные упражнения).
В 1-м периоде ученые предлагают уточнить произношение гласных звуков а, э, о, у, ы, согласных п, ф, в, т, их мягкие варианты; провести постановку и закрепление к, х, с, г, л, б, их мягких пар;
во 2-м периоде — постановку и автоматизацию и, д, з, ш, р;
в 3-м — отработать ж, аффрикаты (ч, ц), уточнить артикуляцию пройденных ранее звуков, устранить назальный оттенок, дифференцировать ротовые и носовые звуки: м—п, н—д, и—иг, м—б и их мягкие варианты.
Основные принципы коррекции речи при ринолалии:
1.-учет механизмов расстройства и особенностей симптоматики (состояние небноглоточного затвора и его функции, особенности дыхания, моторики речевого аппарата, своеобразие артикуляторной позы языка, губ, нижней челюсти, нарушение фонематического слуха и т. д.), что подчеркивает необходимость смещения артикуляционного уклада языка в переднюю и передне-среднюю части ротового резонатора;
2.-опора на сохранные функции и анализаторы, особенно на кинестетический, зрительный и слуховой;
3. -единство речевой системы, что предполагает одновременную активизацию небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания путем увеличения функциональной нагрузки на эти системы;
4. -воспитание естественного функционирования механизмов речи с опорой на закономерности фонетического строя русского языка: использование мягкой голосоподачи, отбор, построение и использование речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений;
5. -учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, мобилизация его силы, тонуса, сосредоточенности и терпения на преодоление неправильных навыков и привычек; организация ротоглоточных полостей (объем, конфигурация, целесообразное их использование).
4.Логопедическое воздействие при ринолалии
Диагностика показывает, что назализация охватывает практически все фонемы, звучание многих приближенно, они взаимозаменяются внутри групп, сходных по акустическим признакам или же по способу образования. Коррекционная работа осложняется длительным стажем патологической артикуляции, органическими дефектами. Логопедическое воздействие при ринолалии целесообразно начинать с коррекции а и э, потому что их артикуляция, в отличие от традиционной методики, начинается с перевода артикуляции в передние и передне-средние отделы ротового резонатора. Эти гласные дают возможность сфокусировать выдыхаемую струю в передний отдел и направить язык к нижним резцам.
Изучив и закрепив с ребенком все виды вдоха и выдоха, приступаем к созданию артикуляционных укладов гласных звуков. Логопед: «Ты хорошо научился делать выдох ртом и удерживать кончик языка у нижних зубов. Теперь будем учиться при выдохе «по-разному» открывать рот. Сделай вдох ртом, а выдох с широко открытым ртом, язык широкий, лежит близко к нижним зубам, он «спит». (Проверяем ротовой выдох с помощью ватки. При таком положении губ и языка во время выдоха получается шепотный звук а. При необходимости артикулему нужно уточнить и закрепить в речи.)
Показать, как можно дышать ртом, рассмотреть артикуляцию звука э, проследить, чтобы ребенок не изменял правильность положения языка. Выдох через рот не должен менять заданное положение губ и языка. При неточности логопед исправляет, но если после двух-трех попыток артикуляция не получается, нужно переходить к новому материалу, оставляя доработку на последующие занятия. Отработка гласных звуков а, э, о, ы, у позволяет перейти к звуку и. Обыгрывая ситуацию, предлагаем ребенку выдыхать с улыбкой.
Сформированный уклад фонемы и создает переход для работы над сочетанием гласных, столь необходимых для постановки йотированных звуков. Логопед: «Сейчас будем делать выдох ртом при двух движениях губ. Будем от улыбки переходить к тем движениям, которые тебе уже известны:
иа = я, ио = ё, иу = ю, иэ = ё. Наряду с этим способом йотированные гласные можно поставить от базовых слогов: за-зя-я; зо-зе-е; зу-зю-ю: зэ-зе-е, путем поэтапного задвижения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка.
Полезно произношение гласных на твердой атаке, так как это активизирует мышцы задней стенки глотки, язычнонебных дуг, нормализует тембр голоса. Наряду с этим упражнения с гласными всемерно способствуют развитию речевого дыхания, голоса, выработке координированных движений речи. При этом гласные произносятся в «маску», громко, без крика и напряжения. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и отсутствие напряженной фонации. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенной ко рту ребенка, так чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на нее. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку для малышей окрашивают в яркий цвет.
Для закрепления нормативного произношения каждого звука важно, чтобы ребенок осознал основные элементы его артикуляции. При этом эффективны такие упражнения, как узнавание звука по беззвучной артикуляции, пиктограмме (рисунку), профилю артикуляции. Важно научить ребенка выделять звук среди других, определять его место в слове, отбирать на заданный звук картинки, предметы, самостоятельно придумывать слова. Формирование гласных не только способствует развитию фонематического слуха, овладению правильной артикуляцией звуков, но и нормализует речевое дыхание.
5.Воспитание кинестетических ощущений органов артикуляции
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, что позволяет почувствовать контрастность положения языка в позиции вперед-назад и направленность выдоха. Четкость кинестетического чувства при продвижении языка вперед обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на первом этапе, когда еще не сформирована слуховая дифференциация нормальной и назализованной речи. Опора на кинестетический и зрительный контроль способствует знакомству с ощущением продвижения языка вперед, степенью напряжения органов артикуляции. В работе с детьми, имеющими ринолалию, большое значение придается восприятию потока воздуха через тактильные и оптические ощущения: дутье в ладоши, отклонение полоски бумаги, ватки, запотевание зеркала и др.
Ребенок, сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи, вырабатывает правильный выдох. Пока дети не дифференцируют особенности своей речи на слух, целесообразно в процессе постановки фонем привлекать зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы.
Тактильный и зрительный контроль не смогут постоянно сопровождать бытовую речь ребенка, в дальнейшем единственным видом контроля остаются кинестезии. Кинестетический контроль осуществляется в момент речи, а слуховой срабатывает позже.
Формирование кинестетических (артикуляционных) представлений начинается с называния и показывания органов речи на основе словесной инструкции, тактильного ощущения (притрагиваемся зондом, шпателем), а ребенок называет и показывает на муляже, профиле, рисунке.
Важным моментом является знакомство со способом и местом образования, так как в русском языке они представляют дифференциальные признаки фонем. Необходимо научить детей ощущать характер выдыхаемой струи, вибрацию голосовых связок, используя тактильно-вибрационный контроль; воспроизводить смычку или щель на основе словесной инструкции (например, сомкнуть кончик языка с верхними зубами), описывать положение органов артикуляции на основе возникших ощущений, ориентироваться в схемах, профилях артикуляций, проводить сравнительный анализ нормы с патологией, характеризовать согласные звуки по участию голосовых связок: звонкий или глухой; по наличию или отсутствию палатализации (дополнительному подъему спинки языка к твердому небу): твердый или мягкий: по подъему (активизации) небной занавески: носовые или ротовые; по месту и способу образования преграды в полости рта.