Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:48, контрольная работа
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию (нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата). В России разработкой методических приемов по ринолалии занимались Е.Ф.Pay, 1933; Ф.A.Pay, 1933; 3.Г.Нелюбова, 1938; В.В.Куколь, 1941; А.Г.Ипполитова, 1955, 1963; С.Л.Таптапова, 1963; Т.Н.Воронцова, 1966; 3.А.Репина, 1970; И.И.Ермакова, 1980, 1984; Г.В.Чиркина, 1987; Т.В.Волосовец, 1995, и др. Несмотря на комплексный подход, своевременное использование массажа, пассивных и активных упражнений, физиотерапевтических процедур (электрофорез с дибазолом или с йодистым калием), возможности увеличения подвижности артикуляционного аппарата довольно ограничены.
Введение с.3
1.Методы российских ученых с.3-4
2.Коррекционная работа по звукопроизношению с.4
3.Принципы коррекции с.4-5
4.Логопедическое воздействие при ринолалии с.5-6
5.Воспитание кинестетических ощущений органов артикуляции с.6-7
6.Последовательность постановки звуков(подготовительный период) с.7-11
7.Основной период с.11-12
8.Приемы озвончения с.12-13
Заключение с.13
Литература с.14
Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится на первых "порах пользоваться звуками-аналогами (задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и др.). Приступая к коррекции, необходимо провести проверку на способность к воспроизведению звуков по подражанию. Это выявляет наиболее доступные для данного ребенка звуки, что в свою очередь сокращает сроки логопедического воздействия и энергетические затраты со стороны детей и взрослых. Подготовительные упражнения для коррекции отдельных звуков могут занимать довольно длительный период, пока у детей не выработается кинестетический стереотип.
6.Последовательность постановки звуков(подготовительный период)
Последовательность постановки звуков зависит от степени активизации мягкого неба. С учетом этого ученые расположили фонемы в следующем порядке: м, и, ф, в, п, б, т, д, с, з, ц, к. г, х, ш, ж, ч, щ, р. Традиционная методика постановки согласных звуков довольно широко описана в специальной литературе.
Однако при ринолалии общепризнанная методика не всегда эффективна. Объяснение этому снижение кинестезии, несформированность слуховых дифференцировок, органические изменения в артикуляционном аппарате: рубцовые изменения губы, ограничивающие ее подвижность, открытый
прикус, прогения, прошатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, что значительно искажает произношение звуков.
Учитывая степень активизации мягкого неба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные в последовательности: ф, с, ш, щ, х. Начинают со звука ф, так как он наиболее легкий, доступный по артикуляции: язык лежит спокойно, нижняя губа слегка подтянута, прикасается к верхним зубам, необходим сильный выдох через середину ротовой полости.
Вначале устно объясняется схема артикуляции звука ф: «Давай подставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через него». Включив голос, получаем звук в. В дальнейшем переходят к постановке взрывных звуков п, б. Для этого ребенку предлагают плотно сжать губы, выдохнуть, нижнюю челюсть слегка опустить. Слышится звук п, а при включении голоса — звук б.
Взрывные звуки в работе более сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Можно предложить ребенку дуть, а в это время указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы. Слышится многократно звук п. Но механическая помощь затрудняет введение звука в самостоятельную речь. Необходимо отметить, что звук п, вызванный похлопыванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевывания» и надувания щек — в обратные.
Наименее разборчив при ринолалии звук т. При его произнесении кончик языка прижимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. От «поплевывания» легко получить межзубный т. Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и «плюнуть», слегка высунув кончик языка. Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, что отключает от артикуляции губы. Этим способом возможно и изолированное вызывание звука, но послоговое произнесение облегчает введение нового звука в слова. Межзубная фонема с позволяет перейти к т при ритмичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык.
Вызывание фонемы от базовых звуков поощряется, поскольку произнесение становится менее напряженным и звуки легче вводятся в слоги, слова. Поставленные фонемы автоматизируются с учетом степени активизации мягкого неба, поэтому вначале их вводят в обратные слоги, затем в прямые, так как при этом степень активизации мягкого неба в два-три раза ниже. Мягкие фонемы требуют также меньшей активизации мягкого неба, чем твердые.
После автоматизации звуков т, д переходим к постановке небных звуков: к, г. х. Эти звуки ставим от базовых слогов, в четыре этапа путем задвижения языка в глубину рта указательным пальцем ребенка до второй фаланги. С
помощью этого метода переносим смычку с кончика языка при звуке т на спинку языка, выгибающуюся к твердому небу (ка ставим от та, кя — ка).
Исправление задненебных звуков невозможно при узком, высоком готическом твердом небе или при выраженном укорочении мягкого неба, когда спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях не следует тормозить глоточную артикуляцию звука, так как акустически она незначительно отличается от нормального звучания. Звук г ставим от базового слога да или путем озвончения к. При постановке звука ж предлагаем ребенку «погреть» озябшие ручки при открытом рте. В отдельных случаях звук х ставим от базового слога са—ся—хя—ха.
Свистящие с, з, ц и шипящие ш,ж,щ,ч требуют длительной, кропотливой работы, больших энергетических затрат как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых: педагогов и родителей. Звук с чаще исправляют традиционным способом: учат дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами, а затем придвинутый к нижним резцам. Но дутье должно быть тихим, беззвучным.
Для постановки звука с ребенку предлагается сделать ротовой выдох через оскаленные зубы. Если спонтанно артикуляция звука с при фиксации на оскале зубов не создается, необходимо уточнить положение кончика языка. Он должен быть у нижних резцов. У ребенка обычно есть тенденция к межзубной артикуляции, но использовать ее нужно осторожно, потому что постановка звука через дефектную межзубную артикуляцию не ускоряет темп работы, а затягивает. Лучше подсказать ребенку, что при этом выдохе зубы почти смыкаются, и язычок «спит за зубами». Можно предложить ребенку сомкнуть зубы так, как будто он их чистит. К механической помощи обращаться желательно в крайнем случае, если ни массаж, ни дифференцированная гимнастика не дают ожидаемого результата. Особенность коррекции звука с при небноглоточной недостаточности состоит в невозможности использования упражнений с утрированным дутьем.
Важно учитывать, что когда дети приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, возможен переход на патологический выдох глоткой. Чтобы предупредить это нарушение и заранее подготовить образование желобка на языке, рекомендуют дутье через соломинку, которую кладут на середину высунутого языка (она задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами). Учим дуть через нее на руку, вату или пух, придерживая их сначала губами, затем только зубами и языком. Постепенно соломинку убирают изо рта и ребенок самостоятельно воспроизводит правильный звук.
Звук с можно использовать в качестве теста с целью прогноза эффективности постановки согласных. Это объясняется максимальной плотностью смыкания неба и глотки при его артикуляции. Звук з вызывают путем озвончения с.
Трудности коррекции шипящих звуков связаны с их сложным артикуляционным укладом. Сближенные зубы препятствуют зрительному
контролю, поэтому все элементы артикуляции шипящих приходится изучать отдельно (положение губ, языка, подача воздушной струи). При постановке звука ш особенно много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика». Обучающимся трудно регулировать направление воздушной струи вверх, одновременно удерживая язык в форме «ковшика» в полости рта. Вместо целенаправленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом. Поэтому подготовку к дутью начинают задолго до упражнений в поднимании языка.
Для постановки звука ш можно ввести игровое объяснение: «Давай сделаем во рту парусную лодку. Язык поднимем, как парус, вверх и подышим на него, чтобы лодочка могла плыть. Зубы закроем». При постановке звука ш обращаем внимание на положение языка; губы самостоятельно располагаются в соответствии с положением языка в силу их мышечной взаимосвязанности. Логопеду необходимо своевременно подсказать и закрепить необходимую артикуляцию.
В тетради для индивидуальных занятий рисуем парусную лодочку, а рядом с ней поднятый вверх язык, это напомнит ребенку о том, что парус «делается» во рту поднятием кончика языка к твердому небу.
При наличии проторного звука р ставим ш от шепотной фонемы р при сближенных зубах и округленных губах. Если ребенку легче дается по подражанию нижняя артикуляция звука ш, то вводим в речь ее. Показаниями к постановке шипящих нижнего варианта обычно считают дефекты переднего отдела твердого неба, массивную подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифференцировок. Чтобы вызвать звук ж, предлагаем, используя тактильно-вибрационный контроль, дополнительно включить голос. Напоминаем, что воздушная струя должна быть сильной, целенаправленной, а не рассеиваться во рту. Поставленные звуки автоматизируются по общепринятой схеме: в слогах, словах, словосочетаниях.
Для исправления звука щ достаточно произнести с, округлив губы и оттянув назад кончик языка. Используя этот прием, можно сразу произнести прямые слоги: ся, се, се, сю, си. Если кончик языка слегка отодвинут назад, то слышатся соответственно: ща, ще, що, щу, щи. Можно получить щ от ш. Предлагаем протяжно произнести звук ш-ш, опустив широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными. В тех случаях, когда ребенка затрудняет изменение положения органов артикуляции по инструкции, можно вызвать щ как мягкий вариант ш, предварительно объяснив, что согласный звук можно произнести по-разному: строго, твердо или ласково, мягко. Напряженность органов артикуляции легче проследить на таких фонемах, как п, б, м, н, т, д, л и их мягких вариантах. Иногда для постановки щ предлагаем произносить длительное смягченное шъ-шъ и в это время шпателем поднимаем кончик языка к верхним резцам, язык напряжен и образует щель у альвеол. При нижнем варианте рекомендуем прижать кончик языка за нижние резцы. Для произнесения шипящих звуков требуется
большая тренированность кончика языка, его боковых краев, спинки, а также губ, челюстей, мягкого неба. Важно объяснить, что язык поднимается к верхним резцам или прижимается к нижним, при нижнем варианте произнесения при ротовом выдохе слышится звук, похожий на шипение масла на сковородке, когда жарят котлету.
Таким образом, содержание подготовительного периода работы обеспечивает формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков: гласных в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных. Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка при зрительном подражании артикуляции логопеда и устном описании, когда мы рассказываем о положении губ, языка и степени открывания рта. Основными особенностями коррекционной работы в этом периоде являются: параллельность в работе над речевым дыханием и артикуляцией, максимальное отвлечение ребенка от слухового контроля во время произнесения звуков и систематическое повторение усвоенного комплекса упражнений перед подачей нового материала.
Основной период содержит включение голоса при длительном ротовом выдохе, формирование короткого ротового выдоха при взрывных согласных звуках, дифференциацию короткого и длительного, ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков, аффрикат и мягких фонем. При укороченном небе, когда при разжимании носа давление падает и звучание резко ослабевает, можно также временно зажимать одну ноздрю. Подушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу, но не к носовой перегородке. Иногда этот прием дает положительные результаты даже до операции. Можно посоветовать положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос, что ограничит утечку воздуха.
При нарушении звука л постановка осуществляется в дидактической игре «Чей пароход гудит лучше» или от межзубных гласных: ы или а, удерживая зубами высунутый кончик языка. Протяжное произнесение гласного ы с прикушенным кончиком языка позволяет вызвать изолированный л, а ритмичное покусывание напряженного языка во время фонации а стимулирует слоги типа ла-ла-ла.
Коррекция вибранта проводится традиционными способами, и наиболее часто исходными фонемами служат д, ж и з. Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности небноглоточного смыкания, так как воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизации небной занавески. Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию кончика языка только при зажимании крыльев носа. В некоторых случаях обучают одноударному или проторному
звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых дифференцировок, особенно при обучении грамоте.
Смычно-проходные носовые звуки м, н могут нарушаться при закрытой ринолалии. Исправление этих недостатков не вызывает затруднений. Детям предлагают сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добиваясь ощущения вибрации в носу. Получив таким образом м, просят воспроизвести его, зажав язык между зубами. При этом четко слышится межзубный я.
В литературе имеются данные, что при ринолалии воспроизведение и разборчивость глухих взрывных и фрикативных согласных фонем страдают больше, чем звонких. Тем не менее начинают коррекцию с глухих звуков, так как отсутствие вокализации облегчает реализацию задач, уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет при необходимости готовить звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патологической установки.