Лекции по "Медицине"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:28, курс лекций

Описание

Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функций и процессов, включая воспроизводство и гармонию в психосоциальных отношениях в семье. Состояние репродуктивного здоровья населения является предметом интереса не только медицинской практики, но и мировой общественности. Репродуктивное здоровье женщин выделяется своей общественно-политической значимостью, так как оно напрямую связано со здоровьем детей, а следовательно, с будущим государства и нации.

Работа состоит из  1 файл

рефераты по оз.docx

— 176.27 Кб (Скачать документ)

Сведения об обращениях здоровых контингентов населения также включаются в отчет, в отдельную таблицу "Факторы, влияющие на состояние здоровья населения  и обращения в учреждения здравоохранения".

№7. Здоровье семьи. Здоровье детей

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой  могут быть связаны брачными или  родственными отношениями (а также  отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья принадлежит к важнейшим  общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального  положения, с момента рождения и  до конца жизни обладает такой  характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья —  это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья  является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные  и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

С позиций воспроизводства  населения весьма важным критерием  построения демографической типологии  семей является стадия жизненного цикла  семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

·   предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца

·   репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей

·    социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)

·     прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью  и моральной ответственностью

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в  соответствии с новыми социальными  условиями. Качественно изменилась функция первичного социального  контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над  нижестоящими членами семьи, а в  той мотивации к труду и  достижениям, которую порождает  семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в  сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться  как наказание за недостойное поведение в семье.

Семейные отношения имеют  большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический  климат семьи положительно сказывается  на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым  источникам, у членов таких семей  в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.

В то же время в семье, где кто-то из ее членов подвержен  наркомании и алкоголизму, создаются  тяжелые условия жизни, особенно для детей. Обстановка в семье  тяжело ранит их психику и часто  вызывает различные расстройства.

Человек становится личностью  в обществе других людей. Формируясь как личность, человек проходит через  процесс социализации, который позволяет  усвоить идеологию и мораль, нравственные ценности и нормы поведения в  обществе, в котором он живет. Процесс  социализации продолжается практически  всю жизнь, но особенно он интенсивен у детей, подростков и юношей. Основными  институтами социализации являются семья и школа, а конкретными  носителями усваиваемых норм и правил выступают родственники, воспитатели, педагоги, сверстники, окружающие взрослые. Последующая профессиональная деятельность также оказывает социализирующее  воздействие на человека, из чего следует, что процесс формирования личности никогда не останавливается.

Этапы формирования личности

В детском и подростковом возрасте закладываются основы здорового  образа жизни, гармоничной системы  отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезни  связаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и  мероприятия наиболее продуктивны, если они реализуются с раннего  детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.

Существуют следующие  возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (до 3 лет), дошкольный (3—6 лет), младший школьный (6—11), средний  школьный (11—15), старший школьный возраст (15— 17 лет).

  • В раннем детском возрасте развитие личности протекает в семье.
  • Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников (чаще всего в условиях детского сада. В раннем детстве ребенок переживает первый кризис! кризис 3 лет. За кризисом 3 лет начинается дошкольный период, где доминирует игровая деятельность.
  • В младшем школьном возрасте ребенок входит в группы одноклассников, учится строить новые отношения, усваивает более сложные нормы и поведенческие правила.
  • В подростковом возрасте отчетливо выражена потребность «быть личностью», самоутвердиться.
  • Главная особенность юношеского возраста — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. В юности завершается формирование личности, происходит профессиональное самоопределение.

Тактики воспитания в семье

Психологи выделили четыре основные тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество (А. В. Петровский).

Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении одними членами семьи инициативы и чувства  собственного достоинства у других его членов. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и  натиск, неизбежно сталкиваются с  сопротивлением ребенка, который может  отвечать на принуждение лицемерием, обманом, грубостью. Если сопротивление  ребенка сломлено, вместе с ним  оказываются сломленными такие  ценные качества личности, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, вера в себя, инициативность.

Опека — это такая система  отношений в семье, при которой  родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека  — явления одного порядка, различия в форме, а не в существе. Однако результат во многом совпадает: у  детей отсутствуют самостоятельность  и инициатива. Эти дети дают большое  число срывов в подростковом возрасте, восставая против чрезмерной опеки.

«Невмешательство» основано обычно на признании целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей. При этой форме отношений  наблюдается обособленность детей  и взрослых в семье, в основе которого лежит пассивность родителей  как воспитателей, которые не вмешиваются  в жизнь ребенка, а предпочитают комфортное сосуществование с ним. Это путь формирования индивидуалиста.

Сотрудничество — тип  воспитания, предполагающий опосредованность межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной жизни. Психологи определяют такой  тип семейных отношений как оптимальный. В ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, он становится прямым соучастником жизни семьи, разрешения общих проблем и трудностей.

№9. Этические  проблемы медицины, связанные со здоровьем.

Этические медицинские принципы направлены на защиту прав и интересов  пациента, и, казалось бы, они должны быть абсолютно гуманны. Однако в реальной жизни все обстоит не так просто. Медики часто бывают поставлены в такую ситуацию, когда им приходится принимать решения противоречащие правилам медицинской этики. В таком случае врач пытается принять решение, которое причинит меньше зла.

 Жизненных примеров  очень много. Например, медицина в чрезвычайных ситуациях или военно-полевая медицинская помощь, когда осуществляется сортировка раненых. По правилам, все раненые делятся на три группы: легкие ранения, тяжелые ранения и безнадежные. Легкораненых перевязывают и отправляют в тыл. Тяжело раненным сначала оказывают максимально возможную помощь на месте, а затем отправляют также в тыл. «Безнадежным» облегчают страдания, но не переводят в тыл.

 На самом же деле, некоторых раненых, попавших в  категорию «безнадежных», еще  можно спасти, если ими займутся  высококвалифицированные врачи  с специализированным медицинским оборудованием. Для этого их срочно надо будет эвакуировать в сопровождение медперсонала. В таком случае, без необходимой медицинской помощи могут остаться легко раненые и тяжело раненные, чье состояние будет ухудшаться.

 Здесь встает медицинская  этическая проблема: с одной стороны,  нельзя оставить человека без  шансов на спасение, с другой  стороны, спасать одного, забыв  о десятках людей тоже нельзя. Этически идеального выхода из  этой ситуации нет. Поэтому  каждый врач берет ответственность  на себя и решает сам как  ему поступать в этой ситуации. Большинство врачей придерживается точки зрения, что необходимо спасти жизнь как можно большему числу людей.

 Также медицинской  этической проблемой является  обучение студента на живых  людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль  пациенту, что противоречит врачебной  этике. Однако как можно подготовить  высококвалифицированного специалиста  без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах  не смогут подготовить специалиста  так, как работа с человеком.  Эта этическая проблема неразрешима.

 С одной стороны  вполне понятно, что молодому  врачу надо практиковаться на  людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов». Двойственность этой ситуации подтверждают результаты опросов в США, согласно которым более 80% добровольцев, согласившихся предоставить свое тело для экспериментов, и около 70% доноров согласились на медицинские манипуляции, находясь в сложном материальном положении. Встает другой вопрос: этично ли воспользоваться материальными затруднениями людей?

 Неразрешимым остается  вопрос о клинических экспериментах  на животных. Сотни и тысячи  животных погибают при экспериментах,  чтобы впоследствии спасти жизнь  человеку. Без таких экспериментов,  которые влекут за собой огромные  жертвы, нельзя опробовать новую  методику или лекарство на  людях. Это еще одна медицинская этическая проблема.

 Сегодня медицинскую  деятельность регламентируют многие  этические и юридические нормы.  Права добровольцев защищают. Принудительное  участие в клинических опытах  признано противозаконным и неэтичным.  Однако общество к этому пришло  относительно недавно. В древней  Александрии было разрешено использовать  для опытов осужденных преступников. В Германии были опубликованы  исследования врачей-нацистов, которые  проводили свои опыты на осужденных  в концентрационных лагерях. Это  примеры, когда врач отвергает  принципы медицинской этики.

№10. Тема здоровья в ежегодных посланиях президента РК народу


Информация о работе Лекции по "Медицине"