Медицина в Древней Руси и Скифии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:53, реферат

Описание

1. Скифы как предвестники медицины Руси.
2. Гиппократ о скифах.
3. Лекарства скифов.
4. Цари-лекари.
5. Лекарство от всех болезней.
6. Медико-санитарный уровень в Древней Руси.
7. Больницы в монастырях.
8. Знаменитые врачи Руси.
9. Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси.

Работа состоит из  1 файл

Медицина в Древней Руси и Скифии.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

Медицина в Новгороде  как пример медицины на Руси. 
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. 
Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб. 
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX - начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб. 
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань. 
Красивая и удобная одежда - не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения. 
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно только состоятельным жителям. Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой. 
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов - этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи. 
Волхвы были знатоками “зелий”, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и “язвенным” больным. 
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий “волхв”, “врачь”, “лечець”, “зелейник”, “чародей”. По древнерусскому представлению, волшебство - это высокое искусство, мастерство (”влъшебная хытрость”), а волхв - есть “премудр”, человек с большим опытом и знаниями. 
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты “мудрых”, “хитроков”, “филозофов”. 
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов. 
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей. 
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища. 
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и “свитошные” (прачечные). 
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш. 
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства. 
Почетом в древнем Новгороде были окружены “резальники” (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению. 
Первое официальное лечебное заведение (военный госпиталь) был открыт в Новгороде в 1667г. С этого времени начинается новый – более современный этап развития медицины на Руси.

Список литературы 
1.Т. С. Сорокина. История медицины, том 1, М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 1992. 
2.Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России. 1891 г. 
3.Змеев Л. Былое врачебной России. Спб., 1890, кн. 13. 
4.Л. Е. Горелова. Целители древней Руси. 
5.Архив номеров КФВ. 
6.Татьяна Можаровская. Лечили и князей, и бедняков. 
7.Л.Е. Горелова Памятники русской медицинской письменности. 
8. Ф.Л.Герман “Врачебный быт допетровской Руси”. Харьков. 1891. 
9. А.А. Будко, Е. Ф. Селиванов. Госпитальное и больничное дело. Газета “Социальная политика”, 19 Ноября 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина древней  Руси 

Исторические параллели:

Уже в первые века нашей  эры скифам было известно бальзамирование. Оно сопровождалось изъятием полостных  органов и заменой их ароматическими травами, в первую очередь — сельдереем. Эта трава, которая широко использовалась народной медициной, в изобилии росла  в бассейне  Днепра. Для приготовления бальзамирующих жидкостей применяли масло,  смолу  и деготь. Заканчивался процесс тугим пеленанием «лентиями».


МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  В ДРЕВНЕРУССКИХ СОЧИНЕНИЯХ

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской  паровой бане, целебная сила которой  была известна на Руси с самых древних  времен. Издавна в ней здесь  лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли  вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных  лечебных банок. В «Повести временных  лет» приведен легендарный рассказ  Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрас - Баня в Древней на, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве».

Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с  потребностью оказания врачебной помощи при травмах н ранениях, полученных на войне. При описании хирургических  операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей» , «распластание телес».

Сведения по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в.), который переписывался на Руси до XVIII в. Наиболее ранний  из русских списков этого произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 г. Особенно много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и владыкой» человеческого тела. Интересное объяснение находит и его «преклонение на левую сторону» тела. Поскольку она является более «ветреной», «воздушной» по сравнению с правой, то нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела «нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата», как и сердце. Позже представление о жизненном цикле человека связывалось в первую очередь с формированием сердца в его теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в древней Руси были известны и другие варианты Шестоднева. Большое внимание в них уделено учению о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления заранее намеченного («обреченного») Богом развития. Отмечается особая роль сердца среди других органов: сердце «огнеобразно», хотя «внутри себя не имеет ни единой искры».

При описании рта упомянуты  верхняя и нижняя губа — «ус» и «брада», твердое небо вызывает у автора ассоциацию с небом —  обителью Бога. Такой символизм в  анатомических описаниях часто  встречается в христианских сочинениях. Твердое небо, например, называется в них «горница», «палата», «небесник».

Исторические параллели:

Символизм подобного рода характерен и для западных средневековых  энциклопедий, в которых сведения по анатомии сопровождались комментариями  к библейским текстам и назидательными историями. Так, например, автор энциклопедии «Этимологии» Исидор Севильский (ок. 560—636 г.), говоря о телесном образе человека, видит на нем отпечаток латинских слов «Homo dei» («Человек божий»). Эти слова можно было прочесть на лице следующим образом. Два глаза обозначают две буквы «О». Брови и помещенный между ними нос дают очертания буквы «Т». Поскольку латинское «Н» — не настоящая буква, а только придыхание, она не имеет на лице явного отпечатка. С другой стороны, она символизирует одушевление человека Богом, который «вдохнул» душу в свое творение, и поэтому должна стоять первой. Так получается слово «homo». Далее — ухо имеет форму буквы «D», ноздри с их перегородкой, если смотреть на них в поперечном направлении, образуют «е», рот также в поперечном направлении имеет форму «i». Упоминание о божественных словах, начертанных на лице человека, позже встречается во многих средневековых энциклопедиях.

Интересно сопоставить эту  символику с рассуждениями о  физическом и духовном теле человека в «Книге о святой Троице» московского  священника Ермолая, в монашестве Еразма, жившего в Москве в первой половине XVI столетия. Анатомические представления он использует для иллюстрации догмата о троичности. Приведем несколько примеров. «Бесплотная» часть человека «тривещна»: «первое ум, второе слово, третье душа». В физическом отношении человек также «тричастен есть»: все тело делится на три части: голову, туловище и конечности. Голова состоит из лба, верхней и нижней челюсти, рука — из мышцы, локтя и длани, длань — из «трехчленовенных» пальцев. Даже в случае видимого несоответствия тричастности, недостающая часть добавляется из «невидимых умных». Так, к двум глазам добавлено «невидимое умное око», к двум ушам — третье, «душевное».

Сочинение одного из крупнейших византийских мыслителей Иоанна Дамаскина (VIII в.) «Источник знания», известное в русских списках XII в., упоминает о том, что человеческое тело, как и все тела в природе, состоит из четырех стихий. В организме им соответствуют четыре жидкости: земле — «черная кручина» (черная желчь), воде — «глен» (флегма), воздуху — кровь, огню — «желтая кручина» (желчь). Выдержки из медицинских представлений Гиппократа и Галена содержатся в сочинении «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», которое приписывалось Аристотелю. В действительности эта небольшая книжка представляла собой перевод фрагментов из трудов арабского врача Разеса и еврейского философа и врача Моисея Маймонида, Псевдо-аристотелевская рукопись «Проблемы» содержит выражения, близкие к афоризмам Салернский школы»: «Зерцало, трава, воды течение дают очесам утешение»

Исторические параллели: В «Шестодневе» и «Источнике знания», как и в западноевропейских сочинениях, много места уделено рассуждениям о целесообразном строении и разумном поведении живых существ. В этом видели проявление Божьего промысла. Например, «Шестоднев» Георгия Писида, написанный в VII в. на греческом языке, в русском переводе носит название «Премудрого Георгия Писида похвала Богу о сотворении всеа твари». Здесь подробно описывается целесообразность строения тела человека и животных — козла, кита, верблюда, жука, паука, пчелы и многих других. Особенное восхищение автора вызывает пчела, «мудрая делателъница», умеющая искусно делать соты — «ятрикровные храмы шестигранные».

В русских сказаниях сохранились  имена женщин-врачевательниц. Крестьянская девушка Феврония, дочь бортника, успешно занималась врачебной практикой, дочь черниговского князя Евфросинья была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях». По мнению некоторых исследователей, автором первого отечественного медицинского трактата была Евпраксия Мстиславовна (ок. 1108—ок. 1180 гг.), дочь князя Мстислава Владимировича и внучка Владимира Мономаха. С ранних лет она интересовалась медициной и успешно занималась лечением, за что получила прозвище «Добродея». В 30-х гг. XII в. она написала медицинский трактат на греческом языке «Мази» — сочинение в пяти частях, которое систематизирует разрозненные медицинские сведения того времени и содержит собственные наблюдения, особенно о женских болезнях и уходе за новорожденными. Вот названия некоторых глав: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребенком».

Хотя переводные византийские сборники XI— XIII вв. под названием  «Измарагд» («Изумруд»), «Златая цепь» содержали немало описаний «площадных» (публичных) вскрытий, анатомические представления в XV и XVI столетиях развивались на Руси весьма медленно. Даже при просвещенном Борисе Годунове не обсуждали вопрос о возможности анатомических вскрытий. Когда в Москве от дизентерии умер датский принц, жених его дочери Ксении, Борис отговорил сопровождавших гостя датских врачей от того, чтобы анатомировать тело перед бальзамированием и отправкой на родину. Внутренние органы человека, как правило, изображались в книгах назидательного содержания. Так, на первом плане русской миниатюры XVI в. «баныцик Прохор» — молодой человек, созерцаемый толпой «сердоболей», представлял грешника, живот которого растерзал когтями дьявол.

Исторические параллели:

Обязательное привлечение  врачей для вскрытия трупов умерших  от насильственной смерти было определено только воинским указом Петра в 1718 г.: «Коль скоро кто умрет, который  в драке был бит, колот или  прободен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали и подлинно разыскали, что какая причина смерти его была».

В XV—XVII вв. на Руси получили широкое распространение различные  травники и лечебники, в которых  был представлен опыт народной медицины. Они состояли из кратких описаний лекарственных растений и указаний к их применению. Вот пример такого описания. «Трава мачиха, растет лопушниками, одна сторона бела, а листочки что копытцы, а корень по земле тянется, цвет желт, а у иной цвету нет... Аще у кого утроба болит, корень парь да хлебай, — поможет». Описания растения при переводе снабжались комментариями: «растет на Руси», «растет на Коломне». Иногда действие лекарственного растения объяснялось, исходя из лечения «противоположного противоположным»: избыток холодного лечили горячим, избыток влажного — сухим. Вот пример такого объяснения в лечебнике XVII в.: с помощью лука «горячество лукавое истребляет мокрость вредительную студеную».

Травники и лечебники  содержали сведения о лечении  бытовых травм и болезней, в  том числе «ожаров» (ожогов), «огневицы» (сыпного тифа), «червивой болести» (глистов), об избавлении от нательных паразитов. Вот описание блохи в лечебнике XVII в.: «Блоха есть червячок чорн и лих и резв добре, а коли укусит, тогды что иглою уколет».  

В 1534 г. «по повелению господина  преосвященного Даниила митрополита  всея Руси» была впервые переведена с немецкого книга «Сад здоровья». Название книги «Прохладный вертоград» соответствует латинскому названию «Hortus amoenus» («Приятный сад»). По таким книгам, содержащим кроме описания болезней и рекомендаций по их лечению обширный материал о животных и минералах, обучались врачи в российских лекарских школах XVI-XVII вв.

Информация о работе Медицина в Древней Руси и Скифии