Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:53, реферат
1. Скифы как предвестники медицины Руси.
2. Гиппократ о скифах.
3. Лекарства скифов.
4. Цари-лекари.
5. Лекарство от всех болезней.
6. Медико-санитарный уровень в Древней Руси.
7. Больницы в монастырях.
8. Знаменитые врачи Руси.
9. Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси.
Первым переводчиком вертограда на русский язык был «полоняник литовский, родом немчин, люблянин» — придворный врач и астролог царей Ивана III и его сына Василия Ивановича, уроженец Любека Николай Немчин (Nikolaus Buelow), он же — Николай Булев или Люев.
Прожив долгое время на Руси, он изучил русский язык, перевел с немецкого несколько книг астрологического и медицинского характера. Вертоград 1534 г. впервые знакомил русского читателя с экспериментированием на животных для изучения действия ядовитых веществ. Например, для того, чтобы проверить, уменьшается ли селезенка у поросенка под влиянием коры ясеня, предлагалось кормить его девять дней хлебом с примесью этой коры. Затем животное забивали и производили осмотр селезенки, который подтверждал факт уменьшения ее до самой малости: «Селезень истреблен, а собою вельми мелок». В лечебниках XVI—XVII в. излагалось учение о четырех стихиях, содержались простейшие анатомические представления.
Медицина времен древних славян и скифов
Славяне издревле населяли
южные берега Балтийского моря, берега
Вислы, Днепра, Днестра и их притоков.
Через южные степные просторы
нашей Родины пролегали пути многих
кочевых народов, с которыми восточным
славянам приходилось вести ожесточенную
борьбу, отстаивая право на существование
и свои земли. Предки славян, как
свидетельствуют многочисленные археологические
раскопки, жили большими поселениями.
Их поселения - городища были укреплены
земляными валами и рвами. Во время раскопок
таких городищ найдены не только остатки
жилищ, но и следы гончарного, кузнечного
и литейного ремесел. По более поздним
летописям, племена славян отличались
между собой обычаями и бытом, «имяху бо
обычаи свои и закон отець своих и преданья,
каждо свой нрав» (Лаврентьевская летопись).
Занимались они главным образом земледелием,
выращивали сельскохозяйственные культуры,
разводили скот, занимались охотой, рыболовством.
К Х в. все они были язычниками. Как ведущую
верховную силу славили бога солнца, верили
в существование всяких сверхъестественных
существ, которые якобы живут в болотах,
лесах, на полях, в источниках, жилищах
людей. Среди этих сверхъестественных
существ были добрые и злые существа, которые
могли вселяться в человека и вызывать
различные болезни. Уже в те времена среди
славян были мужчины и женщины, которые
лучше других разбирались в целебном действии
растений, умели помогать при болезнях
и ранах. Это были волхвы, знахари, ведуны.
Старославянская религия имела свои обряды,
святилища-храмы, которые строились обычно
из дерева на берегах рек и озер. Арабский
писатель Аль-Масуди (первая половина
Х в. Н.э.) пишет, что у славян был храм на
Черной горе, который окружали прекрасные
источники с целебными водами. В храме
стоял большой идол, которому и приносили
жертвы. Культовые обряды, как и у других
древних народов, предусматривали также
мероприятия гигиенического характера.
Исследователи древнего быта восточных
славян считают, что местом культа предков
были бани. Об обязательном обычае пользоваться
ими свидетельствует договор Руси с Византией
907 г., в котором отдельно отмечается право
русичей при посещении Константинополя
пользоваться банями - «... и да творят им
мовь (баню) елико хотят».
Арабские писатели Ибн-Донстара и Ибн-Фадлан
(XII в. Н.э.) рассказывают о славянах: «Я
видел русов, когда они прибыли по своим
торговым делам. Я не видел (людей) с более
совершенными телами, чем они. Они подобны
пальмам, белокуры, красны лицом, белы
телом». Греческий историк Диакон пишет
о воинах Святослава: «Этот народ отважный
до безумия, храбрый, сильный».
Из древних народов, населявших степные
южные земли и с которыми наши предки имели
отношения, больше всего памятников оставили
после себя скифы. Скифы в VII в. до н. э населяли
Крым и территорию между Днепром и Дунаем.
Они создали крупное объединение племен.
В V-IV в. до н. э. часть скифов-кочевников
начинает переходить к оседлости, у них
образуется примитивное государство с
пережитками первобытнообщинных отношений.
Скифы имели торговые и культурные связи
с греческими городами-колониями: Ольвией
- в устье Днепровско-Бугского лимана,
Тирой - в устье Днестра, Херсонесом - возле
современного Севастополя, Пантикапеем
- на месте нынешней Керчи.
О скифах мы узнаем из раскопок многочисленных
могильников, городищ по Днепру, в Крыму,
из литературных источников греческих
писателей, в частности из трудов греческого
историка Геродота, который посетил наши
южные земли. О них упоминает в своих трудах
и Гиппократ, но он в Скифии не бывал. Скифы,
как и южные славянские племена, торговали
с греками продуктами скотоводства, пушниной,
хлебом, лекарственными растениями, деревом,
а получали от них разные ремесленные
изделия, предметы быта, посуду, украшения.
Скифы, как и каждый народ, имели определенные
знания относительно лечения различных
заболеваний, как приобретенные эмпирическим
путем, так и мистического характера. У
них были свои знахари. Во время раскопок
Чертомлицкого кургана близ Никополя,
Куль-Обского кургана недалеко от Керчи
были найдены золотые и серебряные вазы
с изображением скифов. На одной из них
изображены скифы, которые оказывали врачебную
помощь (перевязка нижней конечности,
извлечение зуба). Некоторые скифы были
знакомы с медициной античных греков,
имели большую врачебную практику в Афинах
(Анахарсис, Томсарис).
В меньшей степени, чем скифы, имели торговые
и культурные связи с греческими колониями
в те времена и южные племена наших предков.
Во II в. до н. е. на наши южные земли вторглись
с востока кочевые племена сарматов, которые
вытеснили (отчасти ассимилировали) скифов
и заняли степи Приазовья и Нижнего Приднепровья,
столкнувшись непосредственно с южными
славянскими племенами. В I в. н. э приднепровские
сарматы были ассимилированы славянскими
племенами, которые из глубины лесостепи
продвинулись к берегам Черного моря.
Это еще больше способствовало расширению
связей наших предков со странами Востока
и Запада.
Отделение ремесел от земледелия, развитие
ремесел и торговли способствовали разложению
первобытнообщинного строя, возникновению
социального расслоения. Постоянная опасность
нападения воинственных кочевников вынуждала
славянские племена объединяться, создавать
военные отряды способные сопротивляться
сильным врагам. С этим связано выделение
вождей, военной верхушки.
Распад первобытнообщинного строя у наших
предков сопровождался зарождением и
развитием феодального строя, минуя рабовладельческий
период. Основной формой государственного
образования стали княжества, которые,
объединяясь, образовали в конце VIII в.
большие Новгородское и Киевское княжества.
В IX в. возникла мощное раннефеодальное
государство - Киевская Русь.
Отметим еще некоторые особенности медицинских
знаний скифов, сарматов и других племен
и народов Северного Причерноморья. Скифская
медицина - народная медицина. На протяжении
долгих столетий самобытная, а в ряде случаев
вполне оригинальная, скифская медицина
накопила обширный опыт лечения больных
и предотвращения заболеваний. И хотя
она находилась в значительной мере под
религиозным влиянием, что наложило на
нее свой отпечаток (в ее арсенале рядом
с очень ценными, значились также средства,
целесообразность которых весьма сомнительна),
но все же нельзя сказать, что скифская
медицина была только знахарством. В целом
народ враждебно относился к знахарям,
он не верил в их медицинские умения и
даже жестоко наказывал. Это свидетельствует
о том, что скифская медицина выросла на
базе извечного опыта - эмпирии и включает
в себя рациональные основы. Представители
скифской народной медицины получали
свои знания путем непосредственного
знакомства с предметами окружающей природы.
Развитие условий материальной жизни
был основной причиной возникновения
и развития медицины.
Важнейший инструмент скифской медицины
- лечебные средства растительного происхождения.
Оседлое скифское население нашло множество
лекарственных растений в связи с земледелием
и жизнью нередко от лесов, кочевники -
в связи с постоянным выпаса скота. Уже
античные писатели отметили, что пастухи
открыли ряд целебных растений, а это возможно
было только благодаря долгому наблюдение
над прирученными животными. Наблюдая
действия растений на животных, они переносили
свои наблюдения на человека. В течение
долгих веков скифское население изучило
множество целебных растений как диких,
так и выращиваемых на огородах, из которых
значительное количество не потеряло
своего значения и сегодня, не только в
народной, но и в научной медицине. Взять
хотя бы горицвет, сладкий корень, ревень,
подорожник, не говоря уже о луке, чесноке
и многих других растениях.
Среди целебных растений в скифской медицине
было немало сильнодействующих, а то даже
и ядовитых. Они также использовались
скифами для лечения. Для уменьшения токсического
действия сильнодействующих и ядовитых
растений скифская народная медицина
добавляла к ним различные примеси и вывары.
Античные писатели называли только небольшую
часть лечебных растений, употребляемых
скифской народной медициной. Зато они
заметили тот важный факт, что самые ценные
из них скифы культивировали на плантациях
и развозили их по всему древнему мире
как товар.
Широкое применение в скифской медицине
имели также средства животного происхождения
(бобровая струя, жиры, мозг). Скифской
медицине были известны «панты», ценный
медицинский товар из высушенных рогов
молодого пятнистого оленя.
Что касается санитарно-гигиенических
мероприятий у скифского населения, то
здесь необходимо подчеркнуть особое
значение паровой «скифской бани». Достаточно
было у скифов рациональных мер и в уходе
за детьми и охране их здоровья.
Скифская народная медицина пользовалась
издревле также хирургическими методами
лечения и здесь также достигла значительных
успехов. Развилась она из представления
хирургической помощи домашним животным
и направлялась, очевидно, только на лечение
органов и тканей, доступных без вскрытия
полостей. Такие операции, как вправления
вывихов, лечение переломов, разрезание
абсцессов и даже ампутация конечностей,
не говоря уже о вырывании зубов, были
обычны у скифов. При хирургическом лечении
скифы применяли обезболивающие средства,
такие как опьянение, опий, корни мандрагоры
т.д. Для лечения применяли змеиный яд.
Следует отметить, что скифские врачи,
их лечебные средства и методы оказывали
свое влияние на греческих врачей, возможно
даже, что и на Гиппократа.
Мумификация и бальзамирование умерших
проводились скифами на короткое время
и скорее всего с предохранительной целью.
Скифский способ бальзамирования был
оригинальным и разработанным без существенного
чужого влияния.
Медицина скифов обработала за все время
своего развития много рациональных методов
лечения, но было в ней также немало иррациональных
лечебных средств и мероприятий, которые
не имели ничего общего с научной медициной,
а в своей рациональной части медицина
скифов шла по тому же пути, которым шла
китайская медицина, индийская, тибетская
и медицина других народов.