Медицина в Древней Руси и Скифии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:53, реферат

Описание

1. Скифы как предвестники медицины Руси.
2. Гиппократ о скифах.
3. Лекарства скифов.
4. Цари-лекари.
5. Лекарство от всех болезней.
6. Медико-санитарный уровень в Древней Руси.
7. Больницы в монастырях.
8. Знаменитые врачи Руси.
9. Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси.

Работа состоит из  1 файл

Медицина в Древней Руси и Скифии.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

Первым переводчиком вертограда на русский язык был «полоняник литовский, родом немчин, люблянин» — придворный врач и астролог царей Ивана III и его сына Василия Ивановича, уроженец Любека Николай Немчин (Nikolaus Buelow), он же — Николай Булев или Люев.

Прожив долгое время на Руси, он изучил русский язык, перевел  с немецкого несколько книг астрологического и медицинского характера. Вертоград 1534 г. впервые знакомил русского читателя с экспериментированием на животных для изучения действия ядовитых веществ. Например, для того, чтобы проверить, уменьшается ли селезенка у поросенка  под влиянием коры ясеня, предлагалось кормить его девять дней хлебом с примесью этой коры. Затем животное забивали и производили осмотр селезенки, который подтверждал факт уменьшения ее до самой малости: «Селезень истреблен, а собою вельми мелок». В лечебниках XVI—XVII в. излагалось учение о четырех стихиях, содержались простейшие анатомические представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина времен древних славян и скифов

Славяне издревле населяли южные берега Балтийского моря, берега Вислы, Днепра, Днестра и их притоков. Через южные степные просторы нашей Родины пролегали пути многих кочевых народов, с которыми восточным  славянам приходилось вести ожесточенную борьбу, отстаивая право на существование  и свои земли. Предки славян, как  свидетельствуют многочисленные археологические  раскопки, жили большими поселениями.  
 
Их поселения - городища были укреплены земляными валами и рвами. Во время раскопок таких городищ найдены не только остатки жилищ, но и следы гончарного, кузнечного и литейного ремесел. По более поздним летописям, племена славян отличались между собой обычаями и бытом, «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» (Лаврентьевская летопись). Занимались они главным образом земледелием, выращивали сельскохозяйственные культуры, разводили скот, занимались охотой, рыболовством. К Х в. все они были язычниками. Как ведущую верховную силу славили бога солнца, верили в существование всяких сверхъестественных существ, которые якобы живут в болотах, лесах, на полях, в источниках, жилищах людей. Среди этих сверхъестественных существ были добрые и злые существа, которые могли вселяться в человека и вызывать различные болезни. Уже в те времена среди славян были мужчины и женщины, которые лучше других разбирались в целебном действии растений, умели помогать при болезнях и ранах. Это были волхвы, знахари, ведуны.  
 
Старославянская религия имела свои обряды, святилища-храмы, которые строились обычно из дерева на берегах рек и озер. Арабский писатель Аль-Масуди (первая половина Х в. Н.э.) пишет, что у славян был храм на Черной горе, который окружали прекрасные источники с целебными водами. В храме стоял большой идол, которому и приносили жертвы. Культовые обряды, как и у других древних народов, предусматривали также мероприятия гигиенического характера.  
 
Исследователи древнего быта восточных славян считают, что местом культа предков были бани. Об обязательном обычае пользоваться ими свидетельствует договор Руси с Византией 907 г., в котором отдельно отмечается право русичей при посещении Константинополя пользоваться банями - «... и да творят им мовь (баню) елико хотят».  
 
Арабские писатели Ибн-Донстара и Ибн-Фадлан (XII в. Н.э.) рассказывают о славянах: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам. Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом». Греческий историк Диакон пишет о воинах Святослава: «Этот народ отважный до безумия, храбрый, сильный».  
 
Из древних народов, населявших степные южные земли и с которыми наши предки имели отношения, больше всего памятников оставили после себя скифы. Скифы в VII в. до н. э населяли Крым и территорию между Днепром и Дунаем. Они создали крупное объединение племен. В V-IV в. до н. э. часть скифов-кочевников начинает переходить к оседлости, у них образуется примитивное государство с пережитками первобытнообщинных отношений. Скифы имели торговые и культурные связи с греческими городами-колониями: Ольвией - в устье Днепровско-Бугского лимана, Тирой - в устье Днестра, Херсонесом - возле современного Севастополя, Пантикапеем - на месте нынешней Керчи.  
 
О скифах мы узнаем из раскопок многочисленных могильников, городищ по Днепру, в Крыму, из литературных источников греческих писателей, в частности из трудов греческого историка Геродота, который посетил наши южные земли. О них упоминает в своих трудах и Гиппократ, но он в Скифии не бывал. Скифы, как и южные славянские племена, торговали с греками продуктами скотоводства, пушниной, хлебом, лекарственными растениями, деревом, а получали от них разные ремесленные изделия, предметы быта, посуду, украшения. Скифы, как и каждый народ, имели определенные знания относительно лечения различных заболеваний, как приобретенные эмпирическим путем, так и мистического характера. У них были свои знахари. Во время раскопок Чертомлицкого кургана близ Никополя, Куль-Обского кургана недалеко от Керчи были найдены золотые и серебряные вазы с изображением скифов. На одной из них изображены скифы, которые оказывали врачебную помощь (перевязка нижней конечности, извлечение зуба). Некоторые скифы были знакомы с медициной античных греков, имели большую врачебную практику в Афинах (Анахарсис, Томсарис).  
 
В меньшей степени, чем скифы, имели торговые и культурные связи с греческими колониями в те времена и южные племена наших предков. Во II в. до н. е. на наши южные земли вторглись с востока кочевые племена сарматов, которые вытеснили (отчасти ассимилировали) скифов и заняли степи Приазовья и Нижнего Приднепровья, столкнувшись непосредственно с южными славянскими племенами. В I в. н. э приднепровские сарматы были ассимилированы славянскими племенами, которые из глубины лесостепи продвинулись к берегам Черного моря. Это еще больше способствовало расширению связей наших предков со странами Востока и Запада.  
 
Отделение ремесел от земледелия, развитие ремесел и торговли способствовали разложению первобытнообщинного строя, возникновению социального расслоения. Постоянная опасность нападения воинственных кочевников вынуждала славянские племена объединяться, создавать военные отряды способные сопротивляться сильным врагам. С этим связано выделение вождей, военной верхушки.  
 
Распад первобытнообщинного строя у наших предков сопровождался зарождением и развитием феодального строя, минуя рабовладельческий период. Основной формой государственного образования стали княжества, которые, объединяясь, образовали в конце VIII в. большие Новгородское и Киевское княжества. В IX в. возникла мощное раннефеодальное государство - Киевская Русь.  
 
Отметим еще некоторые особенности медицинских знаний скифов, сарматов и других племен и народов Северного Причерноморья. Скифская медицина - народная медицина. На протяжении долгих столетий самобытная, а в ряде случаев вполне оригинальная, скифская медицина накопила обширный опыт лечения больных и предотвращения заболеваний. И хотя она находилась в значительной мере под религиозным влиянием, что наложило на нее свой отпечаток (в ее арсенале рядом с очень ценными, значились также средства, целесообразность которых весьма сомнительна), но все же нельзя сказать, что скифская медицина была только знахарством. В целом народ враждебно относился к знахарям, он не верил в их медицинские умения и даже жестоко наказывал. Это свидетельствует о том, что скифская медицина выросла на базе извечного опыта - эмпирии и включает в себя рациональные основы. Представители скифской народной медицины получали свои знания путем непосредственного знакомства с предметами окружающей природы. Развитие условий материальной жизни был основной причиной возникновения и развития медицины.  
 
Важнейший инструмент скифской медицины - лечебные средства растительного происхождения. Оседлое скифское население нашло множество лекарственных растений в связи с земледелием и жизнью нередко от лесов, кочевники - в связи с постоянным выпаса скота. Уже античные писатели отметили, что пастухи открыли ряд целебных растений, а это возможно было только благодаря долгому наблюдение над прирученными животными. Наблюдая действия растений на животных, они переносили свои наблюдения на человека. В течение долгих веков скифское население изучило множество целебных растений как диких, так и выращиваемых на огородах, из которых значительное количество не потеряло своего значения и сегодня, не только в народной, но и в научной медицине. Взять хотя бы горицвет, сладкий корень, ревень, подорожник, не говоря уже о луке, чесноке и многих других растениях.  
 
Среди целебных растений в скифской медицине было немало сильнодействующих, а то даже и ядовитых. Они также использовались скифами для лечения. Для уменьшения токсического действия сильнодействующих и ядовитых растений скифская народная медицина добавляла к ним различные примеси и вывары.  
 
Античные писатели называли только небольшую часть лечебных растений, употребляемых скифской народной медициной. Зато они заметили тот важный факт, что самые ценные из них скифы культивировали на плантациях и развозили их по всему древнему мире как товар.  
 
Широкое применение в скифской медицине имели также средства животного происхождения (бобровая струя, жиры, мозг). Скифской медицине были известны «панты», ценный медицинский товар из высушенных рогов молодого пятнистого оленя.  
 
Что касается санитарно-гигиенических мероприятий у скифского населения, то здесь необходимо подчеркнуть особое значение паровой «скифской бани». Достаточно было у скифов рациональных мер и в уходе за детьми и охране их здоровья.  
 
Скифская народная медицина пользовалась издревле также хирургическими методами лечения и здесь также достигла значительных успехов. Развилась она из представления хирургической помощи домашним животным и направлялась, очевидно, только на лечение органов и тканей, доступных без вскрытия полостей. Такие операции, как вправления вывихов, лечение переломов, разрезание абсцессов и даже ампутация конечностей, не говоря уже о вырывании зубов, были обычны у скифов. При хирургическом лечении скифы применяли обезболивающие средства, такие как опьянение, опий, корни мандрагоры т.д. Для лечения применяли змеиный яд. Следует отметить, что скифские врачи, их лечебные средства и методы оказывали свое влияние на греческих врачей, возможно даже, что и на Гиппократа.  
 
Мумификация и бальзамирование умерших проводились скифами на короткое время и скорее всего с предохранительной целью. Скифский способ бальзамирования был оригинальным и разработанным без существенного чужого влияния.  
 
Медицина скифов обработала за все время своего развития много рациональных методов лечения, но было в ней также немало иррациональных лечебных средств и мероприятий, которые не имели ничего общего с научной медициной, а в своей рациональной части медицина скифов шла по тому же пути, которым шла китайская медицина, индийская, тибетская и медицина других народов.

 

 

 

 

 


Информация о работе Медицина в Древней Руси и Скифии