Менеджмент в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:54, реферат

Описание

Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления накопленного человечеством, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.
В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:

Работа состоит из  1 файл

management.docx

— 49.03 Кб (Скачать документ)

Введение.

Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления накопленного человечеством, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.

В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:

1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

В соответствии с общими функциями управления в настоящее время менеджмент делится на три составных части: производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.

Менеджмент в здравоохранении.

Менеджмент – система  управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производства товаров  и услуг в условиях рыночного  хозяйствования.

Цель менеджмента –  достижение высокой эффективности  производства, качества продукции и  услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры.

Принципы, функции, методы и  стиль управления.

Современный руководитель в своей повседневной деятельности выполняя управленческие функции, использует различные принципы и методы управления, придерживаясь определенного стиля управления. Принципы управления по сути представляют собой определенные правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления.

На разных этапах развития управления принципы управления менялись. В условиях административно-командной системы управления ведущими принципами управления являлись дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общественным, централизация управления и др. В настоящее время по мнению ведущих специалистов в области управления ведущими принципами являются:

— лояльность к работающим;

— ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

— коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;

— атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников организации;

— установление долевого участия каждого работника в общих результатах деятельности;

— методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

— умение слушать окружающих: покупателей, поставщиков, подчиненных, руководителей;

— непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;

— честность и доверие к людям;

— этика бизнеса;

— опора на фундаментальные основы менеджмента;

— своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

— четкое представление о перспективах развития организации.

Методы управления

Большое значение для эффективного управления имеет оптимальное сочетание различных методов управления.

Методы управления представляют собой способы и совокупности приемов воздействия на коллективы людей или отдельных работников в процесса их трудовой деятельности.

Методы управления делятся на три основные группы:

1. Административные.

2. Экономические.

3. Социально-психологические.

Административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.

В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе:

з) стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания действию, рамки деятельности. К стабилизирующим методам относятся: Положения (об учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ и т.д.), нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.;

б) распорядительные методы направлены на решения конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами.

Следует отметить, что в управлении могут использоваться две формы реализации распорядительного метода: документальная и устная. Так, директивы и постановления оформляются только документально, а приказы, распоряжения и указания могут быть даны и устно, и письменно;

в) дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской. Административные методы обычно быстро дают результаты в отличие от экономических и социально-психологических способов воздействия, результаты которых, как правило, проявляются с определенным шагом времени» (то есть с определенной задержкой). Однако, в современных условиях жесткое администрирование, игнорирование мотиваций коллектива и отдельных работников нередко приводит к ухудшению социально-психологического климата в медицинском учреждении (подразделении), снижению качества медицинской помощи, созданию отрицательного имиджа ЛПУ.

Экономические методы управления можно представить как совокупность способов по осуществлению воздействия с помощью экономических категорий.

Они основаны на применении экономического стимулирования производственных коллективов, создании материальной заинтересованности отдельных членов коллектива в достижении поставленной цели. Эти методы позволяют путем активизации экономических интересов объекта управления ориентировать его деятельность в направлении эффективного использования имеющихся ресурсов без непосредственного постоянного вмешательства субъекта управления (то есть руководителя).

Широкое применение экономические методы управления получили в период внедрения в практику здравоохранения принципов нового хозяйственного механизма. В новых условиях хозяйствования развивались прогрессивный формы организации и оплаты труда: бригадный, коллективный и арендный подряд. Оплата труда каждого работника была увязана не только с объемом, но и со сложностью и с качеством выполненной работы.

Социально-психологические  методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению воздействия на духовные интересы работников, формирование их мировоззрения. Они основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудовых коллективов.

Социально-психологические методы управления можно разделить на две группы:

— прямые методы;

— косвенные методы.

Прямые методы социально-психологического воздействия включают: а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека);

б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств);

в) подражание (воздействие на основе личного примера);

г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов);

д) принуждение (применение авторитета и власти руководителя);

е) побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы).

Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.

Это опосредование может осуществляться:

1) условиями труда, то есть созданием определенной ритмичности, привлекательности, степени нагрузки.

Так, в поликлинике определенная ритмичность и оптимальная степень нагрузки обеспечивается распределением потока больных работниками регистратуры, использованием формы «самозаписи» к врачам, организацией доврачебного кабинета, наличием полной и доступной для пациентов информации о режиме деятельности подразделений, времени приема врачей-специалистов и т.д.;

2) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования;

3) путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.

Стиль управления

Под стилем управления понимается система сложившихся отношений между руководителями и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений.

Стиль управления формируется и под влиянием преимущественно используемых руководителями методов управления. Принято выделять 3 основных стиля:

1. Авторитарный (автократический) стиль управления характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. Решение подчиненным навязывается, мотивация осуществляется посредством угроз. Менеджеры, придерживающиеся этого стиля исходят из теории Х Мак — Грегора. Преобладают административные методы управления. Деятельность подчиненных строго регламентируется.

2. Либеральный стиль управления представляет собой полную противоположность авторитарному. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем.

3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении основаны на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации или подразделений, так и к контролю за их достижениями. Менеджеры полностью доверяют своим подчиненным. Основной мотивацией является возможность вознаграждения, поощрения. Персонал во всех подразделениях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует множество коммуникативных связей и большие возможности для коллективной деятельности. Менеджеры этого стиля исходят из теории У. Мак-Грегора, в управлении преобладают социально-психологические и экономические методы. Организации, где такой стиль доминирует, характеризуются высокой степенью децентрализации, активным участием сотрудников в принятии решений. Важно также подчеркнуть, что в медицинских учреждениях авторитарный стиль управления с преобладанием административно-командных методов управления в современных условиях, характеризующихся отсутствием необходимых средств для обеспечения лечебно-диагностического процесса и низким уровнем заработной платы, наименее эффективен. К тому же, в лечебно-профилактических учреждениях нередко возникают ситуации, когда требуется выполнить какие-то дополнительные виды работ, больший их объем (например, выполнение квартирных вызовов с другого участка, прием больных с участка врача, работающего в другую смену), и вряд ли использование принудительных методов воздействия в этих случаях уместно.

Функции управления

Основными функциями управления являются:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Координация и регулирование.

4. Стимулирование и мотивация.

5. Контроль.

Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения.

Функция планирования имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование, программирование.

Первым этапом планирования является прогнозирование, то есть метод научно-обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Так, при планировании открытия офиса общеврачебной практики в составе территориальной поликлиники заранее нужно предусмотреть изменение распределения потоков больных между ВОП и врачами-специалистами, изменение потребностей в различных видах исследований и т.д.

Важной подфункцией планирования является и моделирование различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода. Например, для успешной реализации Программы реструктуризации коечного фонда и его дифференциации по степени интенсивности лечения и ухода, необходимо прежде всего создать модели новых типов стационарных учреждений: больницы интенсивного лечения, больницы для долечивания и восстановительного лечения, больницы длительного пребывания больных, больницы сестринского ухода, хосписы.

Задачей третьей подфункции планирования является программирование перевода системы в новое заданное состояние. Данный этап включает разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбор научных средств и методов управления.

Планирование может быть долгосрочным (15 — 20 лет), среднесрочным (обычно на 5 лет) и краткосрочным или текущим (обычно на год). Текущее планирование является необходимым элементом управленческой деятельности в любой организации. В последние годы некоторые медицинские учреждения (в первую очередь с негосударственной формой собственности) составляют бизнес-планы, позволяющие решать следующие задачи:

— определить долговременные и краткосрочные цели учреждения (фирмы), стратегию и тактику их достижения;

— определить конкретные направления деятельности учреждения, его место на рынке медицинских услуг; — выявить соответствие ресурсов поставленным целям и направлениям развития ЛПУ;

— сформулировать перечень маркетинговых мероприятий учреждения по изучению рьшка медицинских услуг и т.д. Важной функцией управления является организация работ, включающая следующие элементы:

Информация о работе Менеджмент в здравоохранении