Менеджмент в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:54, реферат

Описание

Успех управленческой деятельности в здравоохранении во многом зависит от уровня подготовки руководителей всех уровней по основным разделам менеджмента, грамотного использования опыта управления накопленного человечеством, научно обоснованного подхода к решению проблем учреждения.
В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций:

Работа состоит из  1 файл

management.docx

— 49.03 Кб (Скачать документ)

— разработка структуры управления;

— определение рациональных форм разделения труда;

— распределение работ среди подразделений и отдельных работников;

— регламентация функций, подфункций, работ, операций, выполняемых работниками;

— установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

— подбор и расстановка кадров.

Чрезвычайно значима эта функция при проведении реорганизации учреждений здравоохранения, подразделений и отдельных служб. Эффективность управленческой деятельности тесно связана с функцией регулирования и координации.

Регулирование — это деятельность по поддержанию в динамической системе заданных параметров. Целью данной функции является сохранение состояния упорядоченности как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.

Координация — это обеспечение согласованности действий во времени и в пространстве всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними. В свою очередь, коммуникация — это процесс межличностного и организационного общения при передаче информации внутри организации и при обмене ею с внешней средой. Посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения — их исполнителям. Для успешного достижения целей организации необходимы активизация и стимулирование работников. Стимулирование — это побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов. Стимулирование может быть материальным и моральным. Мотивация — это создание у работников внутреннего побуждения к труду. Место и значение контроля определяются тем, что он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.

Контроль как функция включает выявление соответствия процесса плановым показателям или естественному ходу процессов.

В функцию контроля входят сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин, разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Существует множество классификаций видов контроля. Прежде всего, выделяют стратегический, связанный со стратегическим планированием и тактический или административный контроль за обеспечением выполнения текущих задач, программ и планов.

На разных этапах выполнения управленческих решений осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.

В соответствии с функциональным подходом выделяют: финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества.

Независимо от вида контроля он должен включать три основных этапа: 1) установление норм (стандартов);

2) измерение соответствия выполнения работ этим нормам;

3) коррекция отклонения от норм и планов. В настоящее время контроль деятельности ЛПУ включает в обязательном порядке контроль качества медицинской помощи, который осуществляется субъектами ведомственного и вневедомственного контроля.

Управленческий цикл и его элементы

Управленческий цикл включает следующие элементы:

— сбор, обработку и анализ информации;

— разработку и принятие решения;

— реализацию принятого решения;

— контроль выполнения решения.

Огромное значение в управленческом цикле имеет первый этап, то есть сбор, обработка и анализ информации, представляющей собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также о состоянии окружающей среды.

Информация, используемая для управления, требует тщательной подготовки. Прежде всего, из нее должен быть устранен так называемый информационный шум — та информация, которая не имеет прямого отношения к процессу управления.

Информация должна удовлетворять определенные требования: 1) необходимое и достаточное количество и качество;

2) достоверность и точность информации;

3) своевременность получения информации;

4) полезность информации;

5) оптимальные технологические характеристики (плотность размещения, возможность сохранения, скорость обработки, возможность размножения и т.д.).

Управленческие решения

Управленческие решения принимаются на всех уровнях управления в соответствии с функциями, обязанностями и правами руководителей. Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого числа возможных вариантов действий, из которых нужно выбрать наилучший.

В идеале решение — это выбор определенного оптимального курса действий из возможных вариантов.

По характеру организации разработки и принятия решения выделяют: единоначальные, коллегиальные, коллективные; а по характеру целей: текущие, тактические и стратегические решения.

Процесс принятия решений включает ряд обязательных, последовательных этапов, которые могут быть соединены друг с другом как прямыми, так и обратными связями, образуя интегративные циклы. В конкретных случаях, особенно при разработке массовых «стандартных» решений, отдельные этапы выпадают или интегрируются. Таким образом, фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Процесс разработки и принятия решения осуществляется в такой последовательности этапов:

1. Диагностика проблемы — формулировка и обоснование проблемы, отражающей либо потенциальную возможность повышения эффективности деятельности, либо разницу между существующим и желаемым состоянием системы, либо разницу между полученными и запланированными результатами деятельности. Собственно процесс диагностики проблемы начинается с получения информации о состоянии внешней среды и внутренней среды учреждения. После выявления проблемы главная задача менеджера — ее четкое формулирование, от которого зависит дальнейшее определение целей и задач, позволяющих решить данную проблему.

2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения. К числу ограничений для принятия конкретного управленческого решения можно отнести:

— недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;

— потребность в слишком дорогой технологии;

— невозможность закупить все необходимые ресурсы по приемлемым ценам и тд.

Важным моментом является и формулировка критериев для принятия управленческого решения. Реализация решений, как правило, всегда связана с потреблением трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов. И в качестве критериев выбора варианта решения могут приниматься следующие критерии: наименьшие затраты, максимизация объема производства медицинских услуг, максимальное использование оборудования (например, при развертывании КДЦ в крупных многопрофильных стационарах); ценность решений с социальной точки зрения (например, создание хосписов и отделений сестринского ухода).

3. Формулировка и отбор возможных вариантов решения с помощью прогнозирования и «отсечения» нежелательных вариантов решений, для принятия или реализации которых имеются ограничения. При отборе возможных вариантов используются в основном эвристические методы, основанные на логике.

4, Выбор лучшего, оптимального варианта решения.

По результатам сравнения вариантов решения выбирается наиболее целесообразный для конкретных условий вариант, который обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной цели.

К оптимальному варианту решения применимы следующие требования: всесторонняя обоснованность, своевременность, полнота содержания, полномочность, согласованность с ранее принятыми решениями.

Каждое принятое из решений должно включать: цель; средства и ресурсы, необходимые для его реализации; основные пути и сроки достижения цели; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

5. После того, как управленческое решение принято, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает этап его реализации.

Значение этого этапа определяется тем, что в конечном итоге именно степень полноты реализации принятых решений обеспечивает реальные результаты и смысл функционирующей системы. «Реализуемость» решений — важный показатель эффективности работы системы управления, которая должна действовать по принципу «одна проблема — одно решение».

Принятое управленческое решение может быть выражено в устной или оформлено в письменной форме (приказами, распоряжениями, инструкциями).

6. Важным элементом управленческого цикла является осуществление контроля за реализацией принятого решения.

 

Заключение.

Управление здравоохранением – это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Специфика объекта делает управление им чрезвычайно сложным. Управление здравоохранением в современной России особенно сложно, так как осуществляется в переходный период, в условиях, когда старая система преобразуется постепенно, со сбоями. Для решения этих проблем здравоохранения необходимы ресурсы, которыми не располагает и в ближайшее время не будет располагать общество. В связи с этим особое значение приобретают экономические методы, экономический анализ ресурсов, затрат, результатов деятельности, прогнозирование и оценка экономической эффективности решения, чтобы сосредоточить силы и средства на решении наиболее важных, перспективных проблем наименее затратным путем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Миняев В.А., Вишнякова Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: МЕДпресс-информ, 2003 г.

2. Дорошенко Г.В. Менеджмент в здравоохранении. М.: Инфра-М, 2006 г.

3. Лисицын Ю.П. Общественное  здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Менеджмент в здравоохранении