Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Введение…………………………………………...…………………………..3
Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................4
1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического развития.......................................................................4
1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................5
1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................6
Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................7
2.1. Методика и организация экспериментального изучения..........................................................................................7
2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений.....................................................................................9
Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................10
Список использованных источников……………………….........……15
Оглавление
Введение…………………………………………...………
Глава I Современное
состояние изучения особенностей совершенствования
грамматического строя речи у детей с
тяжелыми нарушениями речи..........................
1.1. Грамматические
умения детей с задержкой
1.2.Грамматический
строй речи детей с общим
недоразвитием речи............
1.3.Грамматический
строй речи детей с моторной
алалией.......................
Глава II Особенности
грамматических умений старших школьников
с ТНР.........................
2.1. Методика
и организация
2.2. Результаты
изучения особенностей
Глава III Методические
рекомендации по коррекции грамматических
нарушений у детей с тяжелыми
нарушениями речи..............
Список использованных
источников……………………….........……
Введение
Актуальность темы. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших школьников или старших дошкольников и разработаны методы их преодоления. Что же касается старших школьников, в литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции грамматического строя речи старших школьников, поэтому наша работа поможет выявить динамику развития определённых, выделенных нами, грамматических умений детей с тяжёлыми нарушениями речи и указать основные направления их коррекции.
Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
Объект исследования – грамматические умения старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности совершенствования грамматических умений старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотезой исследования является: особенности развития грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая основа исследования. В основу подхода к исследуемой проблеме положены следующие психологические и педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).
На теоретическом
уровне применялись следующие
методы исследования: анализ психологической
и педагогической литературы, обобщение
сведений; на эмпирическом – констатирующий
эксперимент, статистическая обработка
данных.
Глава I
Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.1.Грамматический строй речи детей с задержкой психического развития.
Овладение грамматическим
строем речи предполагает усвоение как
парадигматических, так и синтагматических
связей. В процессе формирования грамматического
строя речи осуществляется выделение
(первоначально – на практическом,
неосознанном уровне) морфем и соотнесение
их с лексическим или
Формирование языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.
Только овладев
определёнными языковыми
Исследование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Г.Н. Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова, А.А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.
Система словоизменения
глагола, как указывают авторы, сформирована
лучше, что связано с большим обьёмом
и сложностью парадигмы существительных.
Допущенные ошибки проявляются, главным
образом в недостаточно точном употреблении
глаголов /дети катаются
– дети едут, мальчик
собирает – мальчик
убирает/, в нарушении дифференциации
глаголов единственного и множественного
числа, в нарушении чередования в основе
глагола /мальчик бежит
– дети бежат; дети бегут
– мальчик бегит/.
При согласовании
прилагательного с
Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:
Таким образом можно сделать вывод о несформированности функции словообразования у старших дошкольников с задержкой психического развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с задержкой психического развития недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования.
1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.
Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в зависимости от уровня речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения грамматического строя речи.
Исходя из анализа литературных источников можно сделать следующие выводы: аграмматизм является чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К. Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н. Шаховская, 1969/.
1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.
При моторной алалии отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи при алалии. Выявляются трудности построения фразы и усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности, неполноценность всех форм произвольной речи. Волкова Л.С. отмечает неоднородность проявлений моторной алалии: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т.е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение – несформированность операций комбинирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения грамматического строя речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и союзов, употребление существительных преимущественно в именительном падеже, глаголов в неопределённом наклонении. Жаренкова Г.И. в своих работах отмечает недостаточное понимание грамматических форм моторными алаликами, как следствие недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Л.В. Мелихова /1960/
указывает, что с накоплением
словаря у учащихся с моторной
алалией увеличивается и
Так, В.К. Орфинской /1959/ разработаны принципы логопедической работы с детьми с моторной алалией по формированию у них системы грамматического словообразования и словоизменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей с моторной алалией посвящены работы Л.П. Голубевой /1952/, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой /1973, 1990/, Л.Ф. Спировой /1980/. Исследования С.Н. Шаховской /1969/, Л.В. Трофимовой /1992/ направлены на формирование у детей с моторной алалией морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению данных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.
Таким образом, на основании анализа специальной литературы по теме исследования можно сделать следующие выводы:
1. Для учащихся с задержкой психического развития характерно недоразвитие грамматического строя речи.