Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………………..3
Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................4
1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического развития.......................................................................4
1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................5
1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................6
Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................7
2.1. Методика и организация экспериментального изучения..........................................................................................7
2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений.....................................................................................9
Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................10
Список использованных источников……………………….........……15

Работа состоит из  1 файл

онтогенез .docx

— 42.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………...…………………………..3

Глава I Современное  состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................4

1.1. Грамматические  умения детей с задержкой психического  развития.......................................................................4

1.2.Грамматический  строй речи детей с общим  недоразвитием речи.........................................................................5

1.3.Грамматический  строй речи детей с моторной  алалией.............................................................................................6

Глава II Особенности  грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................7

2.1. Методика  и организация экспериментального  изучения..........................................................................................7

2.2. Результаты  изучения особенностей грамматических  умений.....................................................................................9

Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................10

Список использованных источников……………………….........……15   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших школьников или старших дошкольников и разработаны методы их преодоления. Что же касается старших школьников, в литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции грамматического строя речи старших школьников, поэтому наша работа поможет выявить динамику развития определённых, выделенных нами, грамматических умений детей с тяжёлыми нарушениями речи и указать основные направления их коррекции.

Цель  исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи  исследования:

  • провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • провести теоретический и экспериментальный  анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Объект  исследования – грамматические умения старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследованияособенности совершенствования грамматических умений старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Гипотезой исследования является: особенности развития грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методологическая  основа исследования. В основу подхода к исследуемой проблеме положены следующие психологические и педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка в норме и при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).  

На теоретическом  уровне применялись следующие методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, обобщение сведений; на эмпирическом – констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.       
 
 
 
 

Глава I

Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического  строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.1.Грамматический  строй речи детей  с задержкой психического  развития.

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как  парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического  строя речи осуществляется выделение (первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение  их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого  и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.

Формирование  языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической  деятельности ребёнка: умения анализировать  звуковую, морфологическую структуру  слов, выделять общее и специфическое  в различных формах одного и того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.

Только овладев  определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные  речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Исследование  грамматического  строя речи у детей  с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Г.Н. Рахмакова,   Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова, А.А. Хохлова,   Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Исследования  Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.

Система словоизменения глагола, как указывают авторы, сформирована лучше, что связано с большим обьёмом и сложностью парадигмы существительных. Допущенные ошибки проявляются, главным образом в недостаточно точном употреблении глаголов /дети катаются – дети едут, мальчик собирает – мальчик убирает/, в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа, в нарушении чередования в основе глагола /мальчик бежит – дети бежат; дети бегут – мальчик бегит/.   
 
 

При согласовании прилагательного с существительным  старшие дошкольники с задержкой психического развития пользуются формами как единственного так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем , что каждая из этих форм не связывается в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного.

Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В., Слепович Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:

  • существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь – дождинка, снег - .../, со значением частички целого);
  • приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);
  • относительных прилагательных.

Таким образом можно сделать вывод о несформированности функции словообразования у старших дошкольников с задержкой психического развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования. Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с задержкой психического развития  недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования.

1.2.Грамматический  строй речи детей  с общим недоразвитием  речи.

Ещё в прошлом  столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую  категорию детей, у которых наблюдается  недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием  речи, в зависимости от уровня  речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения грамматического строя речи.

  • Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие или наличие зачаточного состояния понимания значений грамматических изменений слова. Как отмечает Волкова Л.С., если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, глагола прошедшего времени, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.
  • На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм /"едет машину" вместо на машине/, нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени, а употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам /"два каси" – два карандаша, "де тун" – два стула/, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
  • На третьем уровне речевого развития отмечается следующий аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Исходя из анализа  литературных источников можно сделать  следующие выводы: аграмматизм является чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К. Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н. Шаховская, 1969/.

1.3.Грамматический  строй речи детей  с моторной алалией.

При моторной алалии отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи при  алалии. Выявляются трудности построения фразы и усвоения грамматического  строя, недостаточность развития подражательной деятельности, неполноценность всех форм произвольной речи.   Волкова Л.С. отмечает неоднородность проявлений моторной алалии: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т.е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение – несформированность операций комбинирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.

Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения грамматического строя речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и союзов, употребление существительных преимущественно в именительном падеже, глаголов в неопределённом наклонении. Жаренкова Г.И.  в своих работах отмечает недостаточное понимание грамматических форм моторными алаликами, как следствие недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

Л.В. Мелихова /1960/ указывает, что с накоплением  словаря у учащихся с моторной алалией увеличивается и количество ошибок, связанных с грамматически  правильным оформлением высказывания.

Так, В.К. Орфинской /1959/ разработаны принципы логопедической работы с детьми с моторной алалией по формированию у них системы грамматического словообразования и словоизменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей с моторной алалией посвящены работы Л.П. Голубевой /1952/, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой /1973, 1990/, Л.Ф. Спировой /1980/. Исследования  С.Н. Шаховской /1969/, Л.В. Трофимовой /1992/ направлены на формирование у детей с моторной алалией морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению данных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.

Таким образом, на основании анализа специальной  литературы по теме исследования можно  сделать следующие выводы:

1.  Для учащихся с задержкой психического развития характерно недоразвитие грамматического строя речи.

Информация о работе Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи