Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………...…………………………..3
Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................4
1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического развития.......................................................................4
1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................5
1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................6
Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................7
2.1. Методика и организация экспериментального изучения..........................................................................................7
2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений.....................................................................................9
Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................10
Список использованных источников……………………….........……15

Работа состоит из  1 файл

онтогенез .docx

— 42.50 Кб (Скачать документ)

2.     Образование новых слов при помощи приставок:

™   образование существительных: рост – нарост; краска– покраска /здесь следует вспомнить правило о правописании приставок с корнем и предлогов со словами/;

™   образование глаголов от глагольных основ /шел – ушёл, отошёл, пришел, вышел; летел - ...; бежала - .../.

У учащихся с  моторной алалией следует обратить внимание на употребление различных  глагольных форм. Для этого используются действия самих детей, серии картинок с различными видами действия /мальчик  идёт в школу ... подошел к школе...пришел в школу... вышел из школы/.                  

III.   Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие умения употреблать в речи простые и сложные предлоги работа идёт в двух направлениях:

¯  работа над пониманием роли предлогов в речи;

¯  обучение правильному употреблению предлогов в речи.

Работу над  предлогами следует начинать с наиболее простых предлогов "в", "на", "под".

Первоначально проводится работа по уточнению понимания  детьми данных предлогов. Для этого  можно предложить упражнение: "Положи ручку на стол, под стол, в стол".

Работу по обучению правильному употреблению предлогов "в", "на", "под" начинают с одного предлога. С этой целью  используются следующие задания:

¯  ответы на вопросы: куда я положила мяч? /в шкаф/; куда ты положил машинку? /в карман/ и т. д. - исправление "ошибок " логопеда.

С целью дифференциации предлогов "в – на – под"  можно использовать упражнения:

¯  показать на рисунке птицу на ветке, белку в дупле, зайца под деревом;

¯  где лежит кубик? /на столе, в столе, под столом/.

¯  Закончить предложение "Я убрал коробку... /в стол, под стол, на стол/".

Затем учащихся знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до", "из", "за", "к". Для этого со всеми учащимися можно использовать следующие приёмы:

¯  показать, где на картинке мальчик идет за девочкой, с девочкой, к девочке;

¯  знакомство с данными предлогами сопровождать действиями: подойти к столу, достать из стола, взять у учителя и т.д.;

¯  дописать недостающие предлоги в предложениях: "Саша подошел ... дому. ... дома вышел мужчина ... собакой. Они подошли ... калитке."

Далее происходит знакомство с наиболее сложными предлогами "из-за", "из-под", "между". Для этого логопед и дети многократно  сопровождают свои действия речью: "Я  поставила стул за шкаф. Я взяла  стул из-за шкафа. Откуда я взяла  стул?" После этого проводится работа по дифференциации предлогов "за – из-за", "под – из-под". Особое внимание в этой работе следует уделить учащимся с моторной алалией. Им требуется многократное создание ситуаций, которые бы предполагали использование данных предлогов.

Результаты исследования показали, что учащиеся с моторной алалией трудно усваивают навыки грамматического оформления высказывания. Детям с моторной алалией требуется  большее количество времени и  образцов для выполнения задания, оказание помощи со стороны взрослого.

Для учащихся с  моторной алалией и задержкой  психического развития особенно важным является привлечение различных  анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают  дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако учащимся с моторной алалией в отличие от детей с задержкой психического развития в силу выраженности нарушений требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве.

В представленной Николаевой С.М. системе работы по преодолению  аграмматизма у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, предложены методические установки к работе в данном аспекте. 

Тема: "Границы  предложения"

Цель: учить находить границы предложения в тексте.

1.   Логопед. Что такое предложение? Что мы о нём знаем?  

 ...законченная мысль. 

 ...в нем есть главные члены: подлежащее и сказуемое.

2.   На доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения:

ударили холодные утренники с деревьев дождём сыплются жёлтые листья спрятались насекомые перелётные птицы собираются в дорогу дрозды жадно клюют рябину в лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон.  

 Найдите ошибки в тексте.  

 ...нет большой буквы; ...нет точек; ...нет предложений; ...трудно читать; ...трудно понять.  

 Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения, поставить соответствующие знаки.

Рассуждение ведётся  следующим образом:

·    О чём говорится в первом предложении?

·    ... об утренниках.

·    Проверим.

·    Что? – утренники. Это подлежащее, подчеркнём его одной чертой.

·    Что говорится об утренниках?

·    ... что они ударили.

·    Проверим. Утренники что сделали? – ударили. Это сказуемое, подчеркнём его двумя чертами.

·    Определим, какие еще слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения. Где заканчивается мысль?

Таким же образом  прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.

3.   Задание: прочитать текст вслух, делая выразительные паузы на точках.

Примечание. Упражнение для закрепления предлагается по усмотрению логопеда.

Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизма у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Мы предполагаем, что проведение названных мероприятий  будет способствовать более эффективному преодолению грамматических нарушений  у разных групп учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.  

Список  использованных источников

1.  Ипполитова М.В. Особенности построения предложений в речи учащихся с церебральным параличом. Основные направления формирования умений построения предложений. – М.,1989.

2.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.

3.  Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

4.  Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1965.

5.  Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР //  Дефектология. – 2000. - № 1.

6.  Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //  Дефектология. – 1987. - № 6.

7.  Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1982.

8.  Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // Дефектология. – 1978. - № 2.

9.  Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.

10.  Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.

11.  Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.

12.  Спирова Л.Ф. особенности речевого развития учащихся с ТНР. – М., 1980.

13.  Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981.

14.  Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. – 1972. - № 5.

15.  Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников // Дефектология. – 1987. - № 5.

16.   Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся с ОПФР: дис. на соискание академ. степ. магистра образования. – Мн., 1998г.

17.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.

18.  Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

19.  Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.  
 
 
 
 

 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи