Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ методической литературы по совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
определить пути и способы совершенствования грамматических умений у старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Введение…………………………………………...…………………………..3
Глава I Современное состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи............................................4
1.1. Грамматические умения детей с задержкой психического развития.......................................................................4
1.2.Грамматический строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................5
1.3.Грамматический строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................6
Глава II Особенности грамматических умений старших школьников с ТНР.............................................................................7
2.1. Методика и организация экспериментального изучения..........................................................................................7
2.2. Результаты изучения особенностей грамматических умений.....................................................................................9
Глава III Методические рекомендации по коррекции грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................10
Список использованных источников……………………….........……15
2. Образование новых слов при помощи приставок:
™ образование существительных: рост – нарост; краска– покраска /здесь следует вспомнить правило о правописании приставок с корнем и предлогов со словами/;
™ образование глаголов от глагольных основ /шел – ушёл, отошёл, пришел, вышел; летел - ...; бежала - .../.
У учащихся с моторной алалией следует обратить внимание на употребление различных глагольных форм. Для этого используются действия самих детей, серии картинок с различными видами действия /мальчик идёт в школу ... подошел к школе...пришел в школу... вышел из школы/.
III. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие умения употреблать в речи простые и сложные предлоги работа идёт в двух направлениях:
¯ работа над пониманием роли предлогов в речи;
¯ обучение правильному употреблению предлогов в речи.
Работу над предлогами следует начинать с наиболее простых предлогов "в", "на", "под".
Первоначально проводится работа по уточнению понимания детьми данных предлогов. Для этого можно предложить упражнение: "Положи ручку на стол, под стол, в стол".
Работу по обучению правильному употреблению предлогов "в", "на", "под" начинают с одного предлога. С этой целью используются следующие задания:
¯ ответы на вопросы: куда я положила мяч? /в шкаф/; куда ты положил машинку? /в карман/ и т. д. - исправление "ошибок " логопеда.
С целью дифференциации предлогов "в – на – под" можно использовать упражнения:
¯ показать на рисунке птицу на ветке, белку в дупле, зайца под деревом;
¯ где лежит кубик? /на столе, в столе, под столом/.
¯ Закончить предложение "Я убрал коробку... /в стол, под стол, на стол/".
Затем учащихся знакомят с предлогами "у", "с", "по", "до", "из", "за", "к". Для этого со всеми учащимися можно использовать следующие приёмы:
¯ показать, где на картинке мальчик идет за девочкой, с девочкой, к девочке;
¯ знакомство с данными предлогами сопровождать действиями: подойти к столу, достать из стола, взять у учителя и т.д.;
¯ дописать недостающие предлоги в предложениях: "Саша подошел ... дому. ... дома вышел мужчина ... собакой. Они подошли ... калитке."
Далее происходит знакомство с наиболее сложными предлогами "из-за", "из-под", "между". Для этого логопед и дети многократно сопровождают свои действия речью: "Я поставила стул за шкаф. Я взяла стул из-за шкафа. Откуда я взяла стул?" После этого проводится работа по дифференциации предлогов "за – из-за", "под – из-под". Особое внимание в этой работе следует уделить учащимся с моторной алалией. Им требуется многократное создание ситуаций, которые бы предполагали использование данных предлогов.
Результаты исследования показали, что учащиеся с моторной алалией трудно усваивают навыки грамматического оформления высказывания. Детям с моторной алалией требуется большее количество времени и образцов для выполнения задания, оказание помощи со стороны взрослого.
Для учащихся с моторной алалией и задержкой психического развития особенно важным является привлечение различных анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического. Ребёнок должен понаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить его, назвать сам. В результате в сознании ребёнка возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее. Однако учащимся с моторной алалией в отличие от детей с задержкой психического развития в силу выраженности нарушений требуется облегчённый материал, подаваемый в меньшем количестве.
В представленной
Николаевой С.М. системе работы по преодолению
аграмматизма у учащихся с нерезко выраженным
общим недоразвитием речи, предложены
методические установки к работе в данном
аспекте.
Тема: "Границы предложения"
Цель: учить находить границы предложения в тексте.
1. Логопед. Что такое предложение? Что мы о нём знаем?
...законченная мысль.
...в нем есть главные члены: подлежащее и сказуемое.
2. На доске написан текст без точек и большой буквы в начале предложения:
ударили холодные утренники с деревьев дождём сыплются жёлтые листья спрятались насекомые перелётные птицы собираются в дорогу дрозды жадно клюют рябину в лесу свищет холодный ветер деревья погружаются в глубокий сон.
Найдите ошибки в тексте.
...нет большой буквы; ...нет точек; ...нет предложений; ...трудно читать; ...трудно понять.
Будем исправлять ошибки. Надо найти начало и конец каждого предложения, поставить соответствующие знаки.
Рассуждение ведётся следующим образом:
· О чём говорится в первом предложении?
· ... об утренниках.
· Проверим.
· Что? – утренники. Это подлежащее, подчеркнём его одной чертой.
· Что говорится об утренниках?
· ... что они ударили.
· Проверим. Утренники что сделали? – ударили. Это сказуемое, подчеркнём его двумя чертами.
· Определим, какие еще слова в этом предложении связаны по смыслу с главными членами предложения. Где заканчивается мысль?
Таким же образом прорабатывается весь текст, определяются границы предложений.
3. Задание: прочитать текст вслух, делая выразительные паузы на точках.
Примечание. Упражнение для закрепления предлагается по усмотрению логопеда.
Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизма у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Мы предполагаем,
что проведение названных мероприятий
будет способствовать более эффективному
преодолению грамматических нарушений
у разных групп учащихся с тяжёлыми
нарушениями речи.
Список использованных источников
1. Ипполитова М.В. Особенности построения предложений в речи учащихся с церебральным параличом. Основные направления формирования умений построения предложений. – М.,1989.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.
3. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1965.
5. Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.
6. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 6.
7. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1982.
8. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // Дефектология. – 1978. - № 2.
9. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
10. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.
11. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.
12. Спирова Л.Ф. особенности речевого развития учащихся с ТНР. – М., 1980.
13. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. – М.,1981.
14. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. – 1972. - № 5.
15. Тригер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников // Дефектология. – 1987. - № 5.
16. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся с ОПФР: дис. на соискание академ. степ. магистра образования. – Мн., 1998г.
17. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
18. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.
19. Хрестоматия
по логопедии (извлечения и тексты): учебное
пособие для студентов высших и средних
специальных педагогических учебных заведений;
Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова
В.И. – М., 1997.