Межполушарная ассиметрия головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
Эволюционная теория асимметрии.
Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Содержание

1. История изучения межполушарной асимметрии головного мозга
2. Объяснения причин возникновения
3. Основные функции полушарий и связь между ними
4. Доминантность полушарий
5. Связь асимметрии мозга с полом
6. Межполушарной асимметрия и мышление

Работа состоит из  1 файл

контр. нейрофизиология.docx

— 38.95 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Красноярский  государственный педагогический университет

 «им. В.П.  Астафьева»

Институт  специальной педагогики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

« Основы нейрофизиологии  и ВНД»

Тема: «Межполушарная асимметрия головного мозга»

 

 

 

 

                                                                             Работу выполнил : Попова Н.А.

1 курс з/о специальность «Логопедия»

Проверил: к.м.н., доцент Бардецкая Я.В.

 

 

 

 

Красноярск  – 2013

 

Содержание

 

  1. История изучения межполушарной асимметрии головного мозга
  2. Объяснения причин возникновения
  3. Основные функции полушарий и связь между ними
  4. Доминантность полушарий
  5. Связь асимметрии мозга с полом
  6. Межполушарной асимметрия и мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История изучения межполушарной асимметрии головного мозга

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь — моторная афазия. Брока посчитал, что открыл центр речи. «Мы говорим левым полушарием» - Брока 1865г.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в  голову идея необычного лечения безнадежных  случаев эпилепсии. Речь шла о  таких тяжелых эпилептических припадках  с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности. В основе таких распространенных судорог  лежит принцип порочного круга: патологическая (эпилептическая) электрическая  активность, возникнув в одном  полушарии мозга, распространяется на другое полушарие по многочисленным нервным связям, которые эти полушария  соединяют.

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить  правое и левое полушария головного  мозга, рассечь нервные связи  между ними, чтобы предотвратить  систематическое распространение  эпилептических разрядов на весь мозг.

Операция  по рассечению «мозолистого тела» была произведена на нескольких больных, она действительно облегчила  их страдания и одновременно привела  к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 году Нобелевской премии.

Что же произошло  после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и  это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек  ел, совершал повседневные поступки, ходил  и беседовал с другими людьми без серьезных видимых изменений.

Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции…

Один пациент  пожаловался, что он странно ведет  себя с женой и не в состоянии  контролировать свое поведение; в то время, как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача; в то время, как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду.

Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая  рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина. Правая рука управляется  левым полушарием, а левая –  правым. Однако на первом этапе исследования этому наблюдению не придали должного значения.

Когда же простое  наблюдение за поведением испытуемых сменилось систематическим изучением  их психических функций, исследователи  были просто поражены. Очень многое из того, что для человека с сохранным мозолистым телом не составляет никакого труда, для пациентов с рассеченными связями оказалось недоступным.

Правая рука, на которую большинство из нас  привыкло полагаться во всех случаях  жизни, подводила при самых простых  задачах: она не могла перерисовать элементарные геометрические фигуры, она не могла сложить простые  конструкции из кубиков, она не могла  найти на ощупь бытовые предметы.

Левая рука прекрасно справлялась со всеми  этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова. Впрочем, и без пересечения мозолистого  тела правши обычно не пишут левой  рукой.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой  рукой, во всех действиях, за исключением  письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась  недоступна, кроме письма, также  функция речи. Правда, правое полушарие  было способно к пониманию речи, если грамматические конструкции не были очень сложными. Но продукция  речи оказалась ему недоступна. Впрочем, врачи давно знали, что при  повреждении левого полушария нарушается речь, даже если правое полушарие полностью  сохранно.

Работы Роджера  Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают серьезные нарушения психических функций. Рассечение мозолистого тела, соединяющего левое и правое полушария, может привести к тому, что одна половина мозга не будет знать, что делает другая. Как показали результаты при расщеплении - левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, оно специализируется на оперировании словами, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом, то есть оно отвечает за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.

            «Мысль правого полушария - это образ, она служит основой догадки, интуиции. Эта мысль нерасчлененная, не имея языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя. Драма мысли и слова начинается в правом и заканчивается в левом полушарии. Пройдя этот путь, став мыслью левого полушария, она становится годной для сообщения другому, и раскрывается для себя. На этом пути теряется догадка и интуиция, но появляется суждение и умозаключение, освещенное прожектором осознанности»  ( лауреат Нобелевской премии 1981г.- Роджер Сперри ).             

         В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969, 1973 и др.)

 

 

 

 

 

Объяснения  причин возникновения

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций  многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Объяснение с точки  зрения этологии

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она была обнаружена у дельфинов и птиц (от попугая до канарейки), и весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  функции полушарий и связь  между ними

Установлено, что оба полушария способны к  восприятию слов и образов и к  их переработке, но эти процессы протекают  у них по-разному. Они функционируют  во взаимосвязи, внося свою специфику  в работу мозга в целом.

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в  мышлении.

Правое полушарие  способно воспринимать информацию в  целом, работать сразу по многим каналам  и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его  частям. С работой правого полушария  принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми  его составными элементами. Таким  образом, логика левого полушария без  правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций  полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных  названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды  названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие  ответственно за формирование жестких  связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным  цветным образом предметного  мира.

Левое полушарие  обеспечивает словесное кодирование  цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно  соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, вишневый, цвет морской волны и т.п.

Организация речи

Каждое полушарие  формирует свои принципы организации  речи:

правое формирует  целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает  ассоциации на основе наглядно-чувственных  представлений о предмете; левое  полушарие обеспечивает теоретическое  мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.

Формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого  населения имеет локализацию  речевых функций в левом полушарии,  более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.

Люди с  поврежденным правым полушарием в большей  мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т.п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

         Выявлены тонкие различия в  способах переработки информации  обоими полушариями. Полагают, что  левое полушарие перерабатывает  полученную информацию аналитически  и последовательно, а правое  одновременно и целостно. Правое  полушарие не рассматривает отдельные  части, оно склонно воспринимать  цельные конструкции. Левое полушарие  полностью сохраняет способность  к речевому общению, способствует  пониманию обращенной к человеку  речи, как устной так и письменной, помогает давать грамматически  правильные ответы, оперировать  цифрами и математическими формулами. Но в отличии от правого полушария – левое не способно  различать ни интонацию, ни модуляции голоса. Оно не чувствительно к музыке, но реакция на ритм в звуках имеется.

Информация о работе Межполушарная ассиметрия головного мозга