Межполушарная ассиметрия головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
Эволюционная теория асимметрии.
Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г. Согласно теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела.

Содержание

1. История изучения межполушарной асимметрии головного мозга
2. Объяснения причин возникновения
3. Основные функции полушарий и связь между ними
4. Доминантность полушарий
5. Связь асимметрии мозга с полом
6. Межполушарной асимметрия и мышление

Работа состоит из  1 файл

контр. нейрофизиология.docx

— 38.95 Кб (Скачать документ)

         Правое полушарие – невербальное, образное, зрительное, сенсорное, ассоциативное;  обработка информации в нем  происходит глобально. К функциям  правого полушария относится  хранение памяти о тех стимулах, которые трудны для вербализации. В правом полушарии как бы  находится своеобразная «картотека  памяти».

         Левое полушарие – вербальное, логическое, «рассудочное». Обработка  информации происходит аналитически, последовательно.

        За синхронизацию работы полушарий в основном отвечает «мозолистое тело» кроме него эту задачу решает еще и «передняя спайка». Однако, мозолистое тело, состоящее из 200-250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой плоской полосы. Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают или несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария.

Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь  обоих полушарий. В результате нарушения  специализации полушарий, их совместной деятельности и реализации высших психических  функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека.

 

 

 

 

 

Доминантность полушарий

« Сознание локализуется в левом полушарии, а правое представляет собой

простой автомат» ( Экклз, 1950)

В зависимости  от конкретных условий может сложиться  доминирование лево- или право- полушарного  мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта. 

Функции височной доли и угловой извилины, связанные  с речью и мышлением, обычно хорошо развиты лишь в одном полушарии, которое получило название доминантного. Предполагается, что в процессе постнатального онтогенеза человека возбуждение в  результате проторения преимущественно  направляется в одно и то же полушарие, чаще в левое. В результате этого  более сильное развитие претерпевает именно левое полушарие, которое  и становится доминантным, У 90% людей  доминантно левое полушарие, у остальных - или правое, или оба развиты  одинаково и эквивалентно. Связанные  с доминантной височной долей  определенные отделы моторной и соматосенсорной  коры, контролирующие произвольные моторные функции, становятся также доминантными, благодаря этому большинство  людей - праворуки. Разрушение доминантной  зоны у взрослых людей сопровождается сильным нарушением интеллекта и  кратковременной памяти. Компенсация  возможна лишь частично.

  Интересно,  что у более 95% всех праворуких  людей, не имевших в раннем  возрасте травм или поражений  мозга, язык и речь контролируются  левым полушарием. У остальных  5 % - правым. Большая часть леворуких  – около 70% - также имеют речевые  зоны в левом полушарии. У  оставшейся половины левшей (около15%) речь контролируется одним правым  полушарием, а у другой половины (15%) контроль за речевой функцией  осуществляется и правым и  левым полушариями одновременно.

 

 

 

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия  мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

Психологический половой диморфизм — разные способности  и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и  предпочтение, разная обучаемость и  сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и  с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в  целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной  памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень  у женщин. У женщин гораздо лучше  развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее  развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно  лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и ещё меньше по арифметике. В технических вузах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое и правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее  время, подавляющее большинство  авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что  женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией  полушарий. В большом критическом  обзоре, специально посвященном половым  различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует  впечатляющее скопление данных, позволяющее  допустить, что мужской мозг может  быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так  и невербальным функциям. Эти тенденции  редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого  организма». Вительсон исследовала  тактильное узнавание предметов  левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что  мальчики уже в шесть лет имеют  правополушарную специализацию, а  девочки показывают билатеральное  представительство до 13 лет. Это  и ряд других исследований позволяют  заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, — о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента. Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Для объяснения половых различий было высказано  несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами  развития мужчин и женщин. Такая  трактовка может объяснить, в  лучшем случае, половой диморфизм  у детей и подростков, но не у  взрослых. Леви предположила, что в  основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что  и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали  детей, а это требует словесного общения.

      Стало быть, разной нормы реакции вполне достаточно, чтобы возник психологический половой диморфизм: женский пол специализировался по адаптации к существующим условиям, а мужской пол - в поиске новых путей для будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Межполушарная асимметрия мозга и мышление

Межполушарная асимметрия психических процессов  — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при  осуществлении одних психических  функций ведущим является левое  полушарие, других — правое. Более  чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий  головного мозга у человека свидетельствует  о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших  функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Межполушарная асимметрия человеческого мозга -  основа устойчивости системы мышления.  В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

При некоторых  болезнях или поражениях мозга асимметрия постепенно исчезает, и у человека буквально меняется личность: проявляются  истероидные черты, человек подолгу  не может сделать выбор в очевидной  ситуации. Учеными подмечена способность  асимметрии изменятся с возрастом. Доминирующее полушарие работает экономичнее  и стареет медленнее.

Каждое полушарие  доминирует по свойственному ему  принципу работы, по тому вкладу, которое  оно вносит в организацию психической  функции. Межполушарная организация  психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии(специализации) полушарий  мозга и их взаимодействии в психической  деятельности человека.

Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная  асимметрия вносит существенный вклад  в проявление высокого интеллекта человека.

         Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ильясов Ф. Н. Информационная специализация и функциональная асимметрия мозга // Психологический журнал. 1987. № 6. — с. 44-47.
  2. Геодакян В.А., Теория дифференциации полов в проблемах человека / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 184-185 и 186-187.
  3. Поваляева М.А. « Справочник логопеда». – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 445с.
  4. Смирнова Л. « Полный справочник логопеда». – Минск: Харвест, 2011. – 384 с.
  5. Чуприков А. П., Ковалева Р. И. «Сравнивая левое и правое полушария головного мозга» / Журнал «Здоровье». — 1983. — № 12
  6. http://mikeprass.ru

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межполушарная ассиметрия головного мозга