Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, доклад
Проблема, связанная с нервно-психическими расстройствами у детей становится все более актуальной. Нельзя упускать ни малейшего шанса для ее решения. Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии [3]. По мнению Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка состояния нервно-психического здоровья ребенка-это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей [3].
Введение……………………………………………………………..стр.2
Основная часть……………………………………………………...стр.3
1.Причины неврозов……………………………………………...стр.3
2.Особенности поведения нервных детей………………………стр.4
3.Профилактика неврозов………………………………………. стр.8
Заключение……………………………………………………….....стр.9
Список литературы………………………………………………...стр.10
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1.Причины
неврозов……………………………………………...
2.Особенности поведения нервных детей………………………стр.4
3.Профилактика неврозов………………………………………. стр.8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение. Проблема,
связанная с нервно-психическими расстройствами
у детей становится все более актуальной.
Нельзя упускать ни малейшего шанса
для ее решения.
Состояние нервно-психического здоровья
– неотъемлемая часть здоровья индивида
и общества в целом. И в личном, и в общественном
плане нарушения нервно-психической сферы
имеют не меньшую, если не большую значимость,
чем отклонения в соматическом статусе
или физическом развитии [3]. По мнению
Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка
состояния нервно-психического здоровья
ребенка-это констатация наличия факторов
и условий для последующего оптимального
развития, гарантия достижения к взрослому
периоду жизни биологически детерминированных
уровней физического, интеллектуального
и нравственного совершенства, а также
возможности длительной, безболезненной
и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое
развитие обеспечивает интеллектуальные
способности и реализацию личности, должный
уровень и качество жизни, являясь значимым
фактором, определяющим здоровье детей
[3]. В настоящее время в России рождение
детей, относящихся к группе риска по нарушениям
нервно-психического развития, составляет
от 85 до 93 % [5].Данные дети формируют особую
группу часто болеющих детей со склонностью
к хронизации процессов, множеством сопутствующей
патологии различных органов и систем,
заболеваниями кожи и респираторными
аллергозами. Частыми являются отсутствие
или позднее развитие общих моторных навыков
и мелкой моторики пальцев кисти, задержка
развития гуления, лепета, эмоций, игровой
деятельности, а в дальнейшем речевых
навыков и когнитивных функций, психо-соматических
дисфункций, а также органической патологии
ЦНС, снижение адаптивных возможностей
и уровня интеллекта. Значимыми последствиями
являются возникновение детского церебрального
паралича, эпилепсии, эмоциональных и
поведенческих нарушений [2].
Нервно–психические
нарушения обусловлены
Причины, лежащие в основе неврозов:
2.Отсутствие правильного режима (нарушение режима трудовой деятельности, сна и бодрствования, питания, переутомление и т.д.).
3.Заболевания — острые и хронические, отравление ЦНС.
4.Всякие длительно действующие раздражители, которые носят характер или постоянный, или сверхпороговый (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха).
5.Отрицательные эмоции, которые могут носить постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы. В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем носят функциональный характер.
Нервность чаще всего развивается у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: подолгу не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка.
Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.
У детей с легковозбудимой нервной системой тормозной процесс резко ослаблен: они недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны.
У детей уравновешенно подвижного и уравновешенно медленного типа высшей нервной деятельности нервность встречается значительно реже и проявляется менее заметно.
При
неврозах у детей наблюдается не только
повышенная нервность, но и расстройства
функций различных органов (речи, мочевыделения,
пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами,
свойственны необоснованные страхи, нарушение
сна, навязчивые движения, анорексия, рвота,
энурез и т. д. У некоторых детей может
быть лишь один из перечисленных симптомов,
у других их бывает несколько. Все расстройства
нервной системы протекают на фоне резкого
изменения поведения ребенка.[4]
2.Особенности поведения нервных детей.
Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у одних детей сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) приобретают над ними полную власть. Заторможенность, пассивность, нерешительность, чрезмерная стеснительность - эти состояния появляются чаще всего у детей тогда, когда взрослые не учитывают естественного стремления ребенка к самостоятельности, непрерывно опекают его, лишая уверенности в своих силах, когда стремление ребенка к движению, его любознательность всегда пресекаются: он на каждом шагу слышит слова «нельзя», «нет». Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: они отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом. Повелительный тон, насилие взрослых при проявление ребенком негативизма не только не помогут, но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.
Страхи. У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: человек в маске, внезапно вымочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естественен и у здоровых детей быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, отказываются подойти к человеку, на котором они видели маску; они пугаются громких звуков.[4]
Нарушение сна. У детей с неврозами нарушение сна наблюдается довольно часто. Эти дети с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука; спина, просят пить, требуют игрушек и т. д. В отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремленным в пространство взглядом. Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все действия ребенок чаще производит молча или говорит что-либо, не относящееся к данной ситуации. Ребенка надо очень осторожно, чтобы не испугать, уложить в постель, не ждать, когда он, в конце концов, ляжет сам. Утром ребенок может ничего не помнить о случившемся.[4]
Двигательные невротические состояния. При неврозе дети могут выражать свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста маленький ребенок изгибается на руках у матери, мышцы его находятся как бы в состоянии судорожного сокращения, тело напряжено; старшие дошкольники нередко с криком падают, беспорядочно бьются руками, ногами, головой об пол, выгибают спину. В некоторых случаях под влиянием сильных психических переживаний у ребенка может возникнуть торможение двигательной сферы — парезы, параличи конечностей, глазных мышц (косоглазие).[4]
Патологические привычки. Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т. д. — эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: запугивание, постоянное одергивание («Вынь пальцы изо рта!») и т. п. Неправильное поведение взрослых приводит к тому, что ребенок фиксирует внимание на этих привычках, при каждом замечании взрослого испытывает чувство страха, виноватости, отчего его невротическое состояние осложняется.[4]
Расстройство речи. Особого внимания в детском учреждении требуют дети с расстройствами речи: во-первых, потому, что таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; во-вторых, ребенку, страдающему расстройствами речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале, в середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергиванием мышц лица, зажмуриванием глаз, высовыванием языка, движениями рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только с крайне тяжелым заиканием ребенка переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.[4] За прошедшее десятилетие значительно увеличилось количество детей с низким уровнем психо-речевого развития, не позволяющим полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений. В дальнейшем только 35% младших школьников имеют удовлетворительный уровень готовности к обучению. По данным НИИ дефектологии до 80% случаев неуспеваемости в школе обусловлены различными состояниями когнитивной недостаточности, включая задержку психического развития, до 20,5% из них приходится на умственные расстройствах.[5]
Ночное недержание мочи (энурез). У детей раннего и дошкольного возраста довольно часто встречается ночной энурез, под которым рассматриваются случаи непроизвольного мочеиспускания во время ночного или дневного сна вследствие того, что в коре головного мозга у ребенка остаются не полностью заторможенные, так называемые «сторожевые пункты», связанные с актом мочеиспускания. Исследования последних лет показали, что под энурезом следует понимать сложный комплекс симптомов, складывающийся в целостный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне; изменение двигательной активности; нарушение эмоционального поведения.
Ночное непроизвольное мочеиспускание происходит в виде «взрыва», пароксизма, который претерпевает определенную возрастную динамику. Возраст от 1,5 до 3 лет следует считать концом физиологической нормы мочеиспускания во сне. Случаи непроизвольного мочеиспускания в ночное время у детей старше 3 лет следует рассматривать как проявление энуреза. Различают простую, невротическую, невропатическую, эндокринопатическую, эпилептическую и диспластическую формы энуреза.[4]
Воспитатели детских дошкольных учреждений должны помнить, что принудительное пробуждение ребенка мя ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.
В начале заболевания ребенок обычно мочится за ночь 1—2 раза, в запущенных случаях — 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими —1—2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит ребенок, могут способствовать ночному недержанию мочи.[4]
Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развивается робость, неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить.[4]
3.Профилактика неврозов. Неврозы — заболевание излечимое, хотя и не всегда быстро. Затянувшееся течение невроза — частый результат тяжелой болезни, ослабившей организм ребенка, несвоевременного ее лечения, систематического нарушения режима жизни. Профилактика нервности детей прежде всего сводится к устранению всех факторов, способствующих ее формированию.