Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:28, контрольная работа
Голос человека — явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов, связанной с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.
Наша речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего головного мозга и других отделов нервной системы. Нормальная деятельность нервных речевых зон, расположенных в коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.
Введение
1. Определение. Общее представление о дизартрии.
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3.Механизмы дизартрии
4. Основные направления лечения и коррекционной работы
Заключение
Список литературы
Тема
«Определение, классификация, механизмы
дизартрии».
Содержание
Введение
1. Определение. Общее представление о дизартрии.
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3.Механизмы дизартрии
4. Основные направления лечения и коррекционной работы
Заключение
Список
литературы
Введение
Голос человека — явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов, связанной с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.
Наша речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего головного мозга и других отделов нервной системы. Нормальная деятельность нервных речевых зон, расположенных в коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.
Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.
Дизартрия
относится к группе сенсомоторных расстройств,
затрагивающих артикуляторный уровень
речеобразования. При дизартрии расстройства
произношения звуков вызваны, прежде всего,
нарушениями фонетических (моторных) операций.
1. Общее представление
о дизартрии
Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.[9].
Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.
Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.
Основные проявления дизартрии:
Названные
нарушения проявляются в разной
степени и в различных комбинациях в зависимости
от локализации поражения в центральной
или периферической нервной системе, от
тяжести нарушения, от времени возникновения
дефекта. Нарушения артикуляции и фонации,
затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие
членораздельной звучной речи, составляют
так называемый первичный дефект, который
может привести к возникновению вторичных
проявлений, осложняющих его структуру.
Клиническое, психологическое и логопедическое
изучение детей с дизартрией показывает,
что эта категория детей очень неоднородна
с точки зрения двигательных, психических
и речевых нарушений
2. Классификация форм дизартрии
Классификация
клинических форм дизартрии основывается
на выделении различной
Формы дизартрии:
Рассмотрим
более подробно некоторые из форм
дизартрии.
2.1
Бульбарная дизартрия
Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.[8]
У
детей с описываемой формой дизартрии
наблюдается атрофия мышц языка
и глотки, снижается также тонус
мышц (атония). Паретическое состояние
мышц языка является причиной многочисленных
искажений звукопроизношения. Речь невнятная,
крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка
с бульварной дизартрией амимично.
2.2 Корковая дизартрия
Представляет
большие трудности для
Однако,
в отличие от детей с моторной
алалией, у детей с этой формой
дизартрии не наблюдается нарушений
в развитии лексико-грамматической
стороны речи. Корковую дизартрию
следует также отличать от дислалии.
Дети с трудом воспроизводят артикуляционную
позу, их затрудняет переход от одного
звука к другому. При коррекции обращает
на себя внимание тот факт, что дефектные
звуки быстро исправляются в изолированном
произнесений, но с трудом автоматизируются
в речи. [8]
2.3
Псевдобульбарная дизартрия
Наиболее
часто встречающаяся форма
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1.
Легкая степень
Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.
Дети
с подобным нарушением не могут успешно
обучаться в
3.
Тяжелая степень
Информация о работе Определение, классификация, механизмы дизартрии