Определение, классификация, механизмы дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:28, контрольная работа

Описание

Голос человека — явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов, связанной с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.
Наша речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего головного мозга и других отделов нервной системы. Нормальная деятельность нервных речевых зон, расположенных в коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.

Содержание

Введение
1. Определение. Общее представление о дизартрии.
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3.Механизмы дизартрии
4. Основные направления лечения и коррекционной работы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Логопедия.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

     2.4 Стертая форма дизартрии 

     Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить: токсикоз беременности, хроническую гипоксию плода, острые и хронические заболевания матери в период беременности, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода, легкую асфиксию, родовые травмы, острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте.[11]

     Раннее  речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При  этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

     Общая моторная сфера детей со стертой  формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

     У детей со стертой формой дизартрии  наблюдаются также и нарушения  мелкой моторики пальцев рук, которые  проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.[12] 

 

      3.Механизмы.

       Нарушение моторики артикуляционного  аппарата приводит к неправильному  развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.

       Большинство специальных проб, выявляющих  уровень звукового анализа, детям-дизартрикам  недоступно. Они не могут правильно  отобрать картинки, названия которых  начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.

     Дети  с более сохранившимся произношением  допускают меньше ошибок, например отбирают на звук "с" следующие  картинки: сумку, осу, самолет, шар.

     Детям, страдающим анартрией, такие формы  звукового анализа недоступны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Основные направления лечения и коррекционной работы 

     Данные  особенности речевого развития детей  с дизартрией показывают, что они  нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи, исправление нарушений письма и чтения. Такие коррекционные задачи решаются в специальной школе для детей с нарушениями речи, где ребенок получает образование в объеме девятилетней общеобразовательной школы.

     Дети  дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического  и лексико-грамматического строя  речи. Проводятся такие занятия в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. [5]

     Логопедическая  работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта  при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой  моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию речевого развития детей в сфере лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной функции речи. У детей школьного возраста учитывается состояние письменной речи.

     Положительные результаты логопедической работы достигаются  при условии соблюдения следующих  принципов:

  • взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.[2]

     В процессе систематических и в  большинстве случаев длительных занятий осуществляются постепенная  нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных  движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.

     Логопедическую  работу необходимо начинать в младшем  дошкольном возрасте, создавая тем  самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление отклонений в общей моторике.[5]

     Дети  дошкольного возраста с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, владеющие навыками самообслуживания и имеющие нормальный слух и полноценный интеллект, обучаются в специальных детских садах для детей с нарушениями речи. В школьном возрасте дети с тяжелой степенью дизартрии обучаются в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где получают образование в объеме девятилетней школы с одновременной коррекцией речевого дефекта. Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям.

     Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.[8]

     Во  всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит  родителям. Прежде всего это относится  к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

     Логопедическое  воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

     Логопедическая  работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических  занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями. 

 

      Заключение 

     Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

     Существуют  несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная.

     В педагогической практике наиболее часто  встречается псевдобульбарная форма  дизартрии, которая возникает при  двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

     При дизартрии требуется комплексное  лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным  лечением и ЛФК. Особое значение приобретает  использование при коррекции  произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах. 

 

      Список литературы 

  1. Беккер  К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  2. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973.
  3. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. с. 75.
  4. Ковшиков В.А. Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика // Детская речь: норма и патология. Самара, 1996. С. 52-62.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
  6. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики, с. 104, М., 1975.
  7. Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом, с. 135, М., 1985.
  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  9. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  10. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
  11. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.
  12. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 1, 1982. — С. 350

Информация о работе Определение, классификация, механизмы дизартрии