Организация медицинской помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Медицинская помощь представляет собой комплекс лечебно–диагностических, профилактических мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов. Основным элементом системы является эффективность медицинской помощи, представляющая собой характеристику данного объекта, отражающую степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах. Под конкретными результатами в зависимости от оцениваемого объекта могут подразумеваться динамика состояния пациентов, состояние здоровья определенного контингента, трудовой политики, удовлетворенность потребителя, которым может быть пациент, медицинский работник, назначивший какие–либо исследования, консультации и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Введение полная курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

     3. Преемственность и непрерывность медицинской помощи – это координация деятельности в процессе оказания пациенту медицинской помощи в разное время, различными специалистами и лечебными учреждениями. Преемственность при оказании медицинской помощи в значительной степени обеспечивается стандартными требованиями к медицинской документации, техническому оснащению, процессу и персоналу. Такая координация деятельности медработников гарантирует стабильность процесса лечения и его результата.

     4. Эффективность и действенность — соответствие фактически оказанной медицинской помощи оптимальному для конкретных условий результату. Эффективное здравоохранение должно обеспечивать оптимальную (при имеющихся ресурсах), а не максимальную медицинскую помощь, т. е. соответствовать стандартам качества и нормам этики. Согласно определению ВОЗ, оптимальная медицинская помощь – это должное проведение (согласно стандартам) всех мероприятий, которые являются безопасными и приемлемыми в смысле затраченных средств, принятых в данной системе здравоохранения.

     5. Ориентированность на пациента, его удовлетворенность означает участие пациента в принятии решений при оказании медицинской помощи и удовлетворенность ее результатами. Этот критерий отражает права пациентов не только на качественную медицинскую помощь, но и на внимательное и чуткое отношение медперсонала и включает необходимость информированного согласия на медицинское вмешательство и соблюдение других прав пациентов.

     6. Безопасность процесса лечения — критерий гарантии безопасности для жизни и здоровья пациента и отсутствия вредных воздействий на больного и врача в конкретном медицинском учреждении с учетом санитарно-эпидемиологической безопасности.

     Безопасность  и эффективность лечения конкретного  пациента в значительной мере зависят  от полноты информации, которой располагает  лечащий врач. Поэтому безопасность процесса лечения, как и другие критерии, зависит от стандартизации процесса лечения и подготовки врача.

     7. Своевременность медицинской помощи: оказание медицинской помощи по мере необходимости, т.е. по медицинским показаниям, быстро и при отсутствии очередности. Своевременность оказания помощи конкретизирует и дополняет критерий ее доступности и в значительной степени обеспечивается высокоэффективными диагностическими процедурами, позволяющими своевременно начать лечение, высоким уровнем подготовки врачей, стандартизацией процесса оказания помощи и установление требований к медицинским документации.

     8. Отсутствие (минимизация) врачебных ошибок, затрудняющих выздоровление или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, а также повышающих риск возникновения нового. Эта составляющая качественной медицинской помощи напрямую зависит от уровня подготовки врача, использования современных диагностических и лечебных технологий, а также установления критериев квалификации на конкретном рабочем месте в форме инструкций, лицензий, аккредитаций и обеспечения санитарно-гигиенических и метрологических требований.

     9. Научно-технический уровень. Важнейшим компонентом качества медицинской помощи является научно-технический уровень применяемых методов лечения, диагностики и профилактики, что позволяет оценить степень полноты оказания помощи с учетом современных достижений в области медицинских знаний и технологий. Эта характеристика КМП иногда включается в критерий адекватности.

     Несмотря на закрепленное в конституциях многих стран право на доступную и качественную медицинскую помощь, механизмы реализации этого права в разных государствах различаются, что во многом зависит от типа действующей системы здравоохранения. В большинстве стран основными механизмами, обеспечивающими доступность и надлежащее качество медицинской помощи, являются нормативно-правовая база отрасли, регламентирующая оказание, управление и контроль медицинской помощи; стандартизация отрасли, осуществляемая посредством нормативно-технических документов, и система экспертизы.

     Очевидно, что эффективное управление качеством  медицинской помощи невозможно без создания нормативно-правовой базы, регламентирующей МП на всех уровнях ее оказания. Нормативно-правовая база отрасли – это система взаимоувязанных НПА от закона до нормативно-технического документа, обязательных к исполнению всеми учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности и регламентирующих правовые основы оказания медицинской помощи, ее качества, доступности и контроля. В каждой стране нормативно-правовая база отрасли формируется с учетом национальных традиций оказания медицинской помощи.

     Основой создания системы обеспечения, оценки и контроля качества медицинской помощи во всех странах является стандартизация организации лечебно-диагностического процесса. Создание и внедрение в каждом ЛПУ системы, обеспечивающей надлежащий уровень медицинских услуг, включает следующие основные этапы: внедрение стандартов оказания медицинской помощи; лицензирование медицинской деятельности; сертификация медицинских услуг; лицензирование и аккредитация медицинских организаций; аттестация и сертификация специалистов; создание материально-технической базы, позволяющей выполнять стандарты медицинской помощи. Медицинская помощь надлежащего качества оказывается квалифицированным врачом в соответствии с территориальными стандартами медицинской помощи и выражается в отсутствии врачебных ошибок. Таким образом, стандарт медицинской помощи — это нормативный документ, устанавливающий требования к процессу оказания медицинской помощи при конкретном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретной системы медицинской помощи, обеспечивающий ее надлежащее качество.

     Медицинские технологии (МТ) наряду со стандартами  играют важную роль в системе повышения  КМП, так как обновление стандартов происходит при совершенствовании и внедрении в практику новых МТ. Поскольку МТ требуют оценки и регистрации, в каждой стране существуют свои технологии и организации, обеспечивающие их внедрение в практику. В России оценкой МТ и стандартов занимаются межрегиональная организация «Общество фармакоэкономических исследований» и Общество специалистов доказательной медицины, Технический комитет 466 по медицинским технологиям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, Комитет по этике, Фармкомитет и другие организации.

     Международный опыт создания системы управления качеством медицинской помощи включает следующие основные организационные задачи:

  • межведомственное взаимодействие структур управления, лечебно-профилактических учреждений и учреждений системы медицинского страхования, медицинских ассоциаций, общественных организаций и пациентов;
  • разработка единой методики внутри- и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, а также показателей (индикаторов) качества медицинской помощи и методов оценки этих показателей;
  • разработка и внедрение системы мониторинга качества медицинской помощи, направленной на сбор информации с последующим анализом и принятием управленческих решений по совершенствованию долгосрочного планирования;
  • развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации в здравоохранении;

     разработка  и внедрение системы мотивации  и экономических механизмов стимулирования медицинских работников в зависимости от объема проделанной работы, качества и результатов оказания медицинской помощи.

     Таким образом, суть концепции управления качеством медицинской помощи заключается в принятии управленческих решении на основе анализа целевых показателей (или результатов) деятельности, которые имеют многоступенчатую (иерархическую) структуру и формируются по принципу «дерева целей» для учреждения в целом, каждого управленческого блока (вида деятельности), отдельно взятого подразделения и выражаются в количественных показателях. 

     2.1 Критерии доступности и качества медицинской помощи

     Территориальной программой устанавливаются целевые  значения критериев доступности и качества медицинской помощи, на основе которых проводится комплексная оценка уровня и динамики следующих показателей:

  • удовлетворенность населения медицинской помощью;
  • число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;
  • число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;
  • смертность населения;
  • смертность населения в трудоспособном возрасте;
  • смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
  • смертность населения от онкологических заболеваний;
  • смертность населения от внешних причин;
  • смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • смертность населения от туберкулеза; материнская смертность;
  • младенческая смертность;
  • охват населения профилактическими осмотрами, проводимыми с целью выявления туберкулеза;
  • доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
  • эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других), в том числе показатели обеспеченности населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.

     С учетом рекомендаций Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации применяются эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат деятельности медицинских организаций (по законченному случаю, на основе подушевого финансового обеспечения оказания амбулаторной медицинской помощи в сочетании с оплатой за единицу объема оказанной медицинской помощи, по средней стоимости стационарного лечения пациента с учетом профиля отделения, по клинико-статистической группе болезней, а также по единице объема оказанной медицинской помощи).

     Выравнивание  финансовых условий реализации территориальных  программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения, а также стимулирование эффективности реализации территориальных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Стандарты медицинской помощи 

     В современных условиях возрастает значимость гарантированного объема медицинского обеспечения, направленного на  улучшение медико-социальной защиты пациента, повышение качества медицинской помощи, усиление мер по охране и укреплению здоровья населения в целом.                

     Гарантированный объем ("стандарт") медицинской помощи предполагает обязательное использование методик, необходимых для   диагностики заболеваний, характера и объема лекарственных средств, манипуляций, процедур, адекватных уровню развития современной науки. Вместе с тем, предлагаемые федеральные стандарты обследования и лечения не исключают использование на территориальном уровне более широкого диапазона методов и средств, позволяющих улучшать качество лечебно-диагностического процесса, учитывающего совершенствование и внедрение в практику новых медицинских технологий. 
                  Стандарты медицинской помощи могут служить базовой основой для оценки полноты и качества выполняемых услуг пациентам,   способствуя при этом определению: правильности выбора медицинской тактики (характера и объема лечебно-диагностических мероприятий, функциональных методов исследования с учетом нозологической формы болезни, индивидуального подхода к больному);  
стоимости медицинских услуг при различных формах заболеваний; нормативов оснащения медицинской техникой и оборудованием лечебно диагностического процесса; недостатков в работе того или иного лечебно-профилактического учреждения или конкретного работника; возможности получения лечебным учреждением лицензии на право оказания медицинской помощи в определенном объеме и высоком уровне ее качества квалифицированными, профессионально подготовленными кадрами.

     Федеральные стандарты подготовлены с учетом рекомендаций специалистов ведущих  Научно-исследовательских институтов, клиник и кафедр медицинских институтов с апробацией их на базе лечебно-профилактических учреждений отдельных территорий страны.         

     В процессе работы проведена экспертная оценка рекомендуемых объемов медицинской помощи населению главными специалистами по соответствующим профилям лечебно-диагностической деятельности и врачами-руководителями подразделений на базе исследуемых территорий, выступавших в качестве экспертов по возможности осуществления больным необходимого объема лечебно -диагностических мероприятий, инструментальных и функциональных методов исследования, консультаций врачей   различного профиля. При этом основной объем лечебно-диагностических процедур и манипуляций не включает методы исследования, выполняемые в связи с обследованием населения на выявление инфекционных заболеваний (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.), предусматриваемых соответствующими приказами Министерства здравоохранения медицинской промышленности РФ, содержание которых конкретизировано инструкциями и методическими рекомендациями. По мнению экспертов разработанные стандарты могут быть реализованы в практическом здравоохранении с целью повышения качества  медицинского обеспечения, защиты прав как пациентов, так и медицинского персонала в условиях реализации системы обязательного медицинского страхования.  
                 Стандарты представлены тремя основными разделами: терапевтическая, хирургическая, специализированная помощь, включающая  около 800 нозологических форм болезней, наиболее часто встречающихся в медицинской практике, дифференцированных по характеру и объему лабораторно-диагностических, лечебных мероприятий и функциональных методов исследования, степени тяжести заболевания, сроков и результатов лечения. 
                  Рекомендуемые модели объемов медицинской помощи представлены по следующим классам заболеваний: инфекционные и   паразитарные болезни, новообразования, болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитета, болезни крови  кроветворных органов, болезни нервной системы и органов чувств, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, осложнения беременности, родов и послеродового периода, болезни   кожи и подкожной клетчатки, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, врожденные аномалии (пороки   развития), травмы и отравления. 

Информация о работе Организация медицинской помощи