Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:32, контрольная работа
Актуальность выбранной тематики заключается в том, что категория «здоровье» - это самое главное в жизни человека. В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Следовательно, в понятие «здоровье» в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации возможностей человек, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей.
Введение……………………………………………………………………3
1. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний…………………………………………………………………4
1.1 Теоретические понятия первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний………………………………………………4
1.2 Роль учителя и его место в изучаемых профилактиках………9
2. Определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких………………………………………….11
3. Помощь при ударах электрическим током……………………………15
Заключение…………………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Контрольная работа
по дисциплине: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Вариант № 8
Выполнил:
Проверил:
2011
Содержание
Введение………………………………………………………… | 3 |
1. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний………………………………………………… | 4 |
1.1 Теоретические понятия первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний………………………………………………… | 4 |
1.2 Роль учителя и его место в изучаемых профилактиках………. | 9 |
2. Определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких…………………………………………. | 11 |
3. Помощь при ударах электрическим током……………………………… | 15 |
Заключение…………………………………………………… | 18 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 19 |
Введение
Актуальность выбранной тематики заключается в том, что категория «здоровье» - это самое главное в жизни человека. В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Следовательно, в понятие «здоровье» в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации возможностей человек, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей.
Так в данной контрольной работе будут рассмотрены такие вопросы, как первичная и вторичная профилактика заболеваний, помощь при ударах электрическим током, а также будет дано определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких.
1. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний
Профилактика - это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа, Авиценны - является профилактика заболеваний. В переводе с греческого профилактика означа
В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
1.1 Теоретические понятия первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний
Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Её контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодёжи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования аддикции, развитие невосприимчивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика является наиболее эффективной, поскольку полностью стремится избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может быть начат патогенетический процесс. Усилия первичной профилактики меняют одни развивающиеся формы поведения на другие и направлены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения[1].
Первичная профилактика имеет следующие задачи:
Совершенствование, повышение эффективности используемых ребёнком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий;
Увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивой Я - концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.)
Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами[2].
Вторичная профилактика у детей, подростков и молодёжи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию.)
По своей направленности на контингенты риска вторичная профилактика является массовой, оставаясь индивидуальной в отношении конкретного ребёнка или подростка. Проводимые в рамках вторичной профилактики мероприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией в популяции путём вмешательства на ранних донозологических этапах её развития. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного дисфункционального поведения риска на адаптивную форму, прерыв эволюции патогенетического процесса.
Вторичная профилактика имеет следующие задачи:
Развитие активных стратегий проблем - преодолевающего поведения;
Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов;
Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).
Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодёжи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.
Концепция профилактики наркоманий среди детей, подростков и молодёжи базируется на следующих понятиях
Понятие превентивного пространства
Понятие преодолевающего поведения
Понятие реабилитационного пространства
Понятие превентивного пространства включает в себя понимание того, что первичная, вторичная и третичная профилактика наркоманий являются компонентами единой профилактической цепи и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Разделение контингентов здоровых, групп риска и злоупотребляющих наркотиками на практике достаточно условно.
Профилактика употребления психоактивных веществ не может рассматриваться изолированно от профилактики других нарушенных форм поведения, так как наркотизация является лишь одним из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска[3].
Поведение риска или отклоняющееся поведение является результатом неадекватных, дезадаптивных поведенческих форм, проявляющихся в детско-подростковом и молодом возрасте и имеющих целью самоактуализацию личности, проявление поиска независимости, отстаивание персонального пространства и личностных границ, поиск социальной и психологической поддержки, потребность включения в референтную группу сверстников и т.д. В связи с этим профилактика должна предусматривать, прежде всего, систему развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач. В основе профилактики должно лежать не пресечение основных направлений развития ребёнка и подростка, а изменение его поведения на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля.
Понятие преодолевающего поведения включает в себя понимание того, что поведение человека, его жизненный стиль являются результатом формирующего взаимодействия ресурсов личности и социальной среды, с требованиями которой личность пытается справиться. В связи с этим профилактика, ставящая целью развитие здоровых социально адаптивных и эффективных форм поведения, должна быть направлена на развитие личностных ресурсов, поведенческих стратегий и социально-поддерживающих сетей.
Понятие реабилитационного пространства означает территориальную систему ведомств, служб, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск, организацию, профилактическую и реабилитационную активность среди несовершеннолетних.
Выполнение всех вышеперечисленных программ профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами – психотерапевтами, психологами, педагогами и сетью непрофессионалов – членов групп само- и взаимопомощи, консультантами.
1.2 Роль учителя и его место в изучаемых профилактиках
В профилактике заболеваний извес
Учитель выполняет в процессе учебной деятельности следующие требования:
- следит за тем, чтобы в классе регулярно выполнялись санитарно-гигиенические правила (проветривание классной комнаты; периодическая влажная уборка помещения и др.);
- а также за тем, чтобы ребенок (особенно младшего возраста) выполнял все требования личной гигиены в противном случае учитель должен обратить на это внимание родителей ученика;
- вовремя выявляет в классе детей, болеющих инфекционными заболеваниями. При обнаружении в классе больных детей следует обратиться в медицинский пункт при учебном заведении с целью подтверждения диагноза, а если диагноз подтвердился; то в учебном заведении может быть объявлен карантин;
- допускает к занятиям детей только в случае, если посещение занятий одобрено врачом (нарушение этого правила может быть опасным как для болеющего ученика; так и для окружающих);
- сам соблюдает все правила и нормы личной гигиены, чтобы своим примером показывать образец правильного поведения (опрятно выглядеть и др.);
- при возникновении чрезвычайных ситуаций несет ответственность за жизнь и здоровье детей, т. е. предпринимает все необходимые меры для спасения детей (осуществляет грамотную эвакуацию детей из школы; принимает меры по герметизации помещения и др.)[5].
Одежда школьника должна соответствовать определенным правилам.
1. ребенку нельзя носить тесную; сковывающую движения одежду, так как это может привести к патологии в развитии мышечных и костных структур.
2. одежда ребенка должна быть чистой; так как его иммунитет окончательно не сформирован, а находящиеся на одежде бактерии могут стать причиной возникновения раздражений и инфекционных заболеваний.
3. желательно; чтобы одежда ребенка была изготовлена из натуральных материалов, что позволяет коже «дышать» и предотвращает появление на ней раздражений.
4. обувь ребенка должна быть удобной; на небольшом каблуке. это связано с тем; что при отсутствии каблука или, напротив; если каблук слишком высокий, ребенок быстрее устает при ходьбе; повышается вероятность
Информация о работе Основы медицинских знаний и здорового образа жизни