Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:41, контрольная работа
На Руси по-разному относились к психически больным. Те, кто не представлял опасности для общества и отличался необычным поведением малопонятными высказываниями, испытывал галлюцинации, «видения» и т.д. часто почитались. Опасные психически больные, особенно совершившие правонарушения религиозного и антигосударственного характера, содержались в особых помещениях в Соловецком и других монастырях и никакого лечения не получали.
Введения
На Руси по-разному относились к психически больным. Те, кто не представлял опасности для общества и отличался необычным поведением малопонятными высказываниями, испытывал галлюцинации, «видения» и т.д. часто почитались. Опасные психически больные, особенно совершившие правонарушения религиозного и антигосударственного характера, содержались в особых помещениях в Соловецком и других монастырях и никакого лечения не получали.
Права
граждан на жизнь и здоровье относят
к самым значимым, влияющим прямо
или косвенно на взаимоотношения граждан
и государства в целом, а также на их материальное
положение. До последнего времени между
юристами шел спор о гражданско-правовом
методе регулирования отношений, возникающих
между гражданами и медицинскими учреждениями
по поводу оказания медицинской помощи.
Предметом
нашего исследования будет правовое
регулирования на оказание психиатрической
помощи.
В процессе
оказания гражданам психиатрической
помощи возникают правовые отношения,
нуждающиеся в законодательном
регулировании. Определяющим в этих отношениях
является то обстоятельство, что психические
расстройства нарушают социальное функционирование
личности, а нередко полностью лишают
ее способности к принятию осознанных
решений и целенаправленному поведению,
в результате чего оно может стать даже
опасным. В силу этого психиатрическая
помощь в ее разных видах издавна связана
с возможным ограничением личной свободы
пациента и применением различных недобровольных
мер. Вместе с тем психическая болезнь,
ограничивающая полноценное функционирование
личности в обществе, требует определенной
социальной защиты лиц, страдающих психическими
расстройствами, предоставления им привилегий
и льгот.1
Сотрудники
психиатрических учреждений, принимающие
участие в оказании психиатрической
помощи, тоже нуждаются в предоставлении
им определенных прав по применению специфических
видов психиатрической помощи, а также
в мерах защиты, связанных с особо трудными
и опасными условиями деятельности, создании
некоторых привилегий по сравнению с другими
медицинскими работниками.
Учитывая
остроту проблемы и серьезность
последствий, ее решению уделяется
первостепенное внимание.
В России
в 1992 г. принят специальный Закон
РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании» ВСНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1913.
.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность данного исследования.
Так же
данной работе мы рассмотрели проблемы,
возникающие при оказании гражданам психиатрической
помощи:
-проблемы
правового положения лиц, страдающих
психическими расстройствами; защита
их прав и законных интересов;
При подготовке
и написании данной работы были использованы
учебники и учебные пособия по курсу «Медицинское
право», так же нормативно-правовые акты.
1. История
развития законодательства Российской
Федерации о психиатрической помощи
До последнего времени у нас не существовало закона, регулирующего деятельность психиатрической службы и правовое положение лиц, страдающих психическими расстройствами. Известно, что попытки разработки такого закона предпринимались в дореволюционной России, но в связи с начавшейся первой мировой войной закон не был принят. 2
В советское
время деятельность психиатрических
учреждений регулировалась ведомственными
приказами и инструкциями Минздрава СССР,
которые в печати не публиковались и общественности
не были известны и существенно ущемляли
конституционные права граждан. Слишком
общие и недостаточно определенные формулировки
ведомственных подзаконных актов в сочетании
с отсутствием вневедомственного контроля
над деятельностью врачей-психиатров
и отсутствием права на судебное обжалование
в сфере оказания психиатрической помощи
создавали почву для вольных или невольных
злоупотреблений. Наложившись на вышеуказанные
стереотипы общественного сознания, они
привели к распространению в обществе
антипсихиатрических настроений, падению
престижа профессии психиатра, а главное
- к ущемлению прав лиц, страдающих психическими
расстройствами. Усилия, направленные
на становление правового демократического
государства, потребовали разрешения
многочисленных проблем в российской
психиатрии и создания для этого адекватной
правовой базы.
Отсутствие
законодательного регулирования и
закрытость психиатрических учреждений
создавали условия для правового
произвола при оказании психиатрической
помощи, использования психиатрии в немедицинских,
в том числе политических, целях. С этим
связаны и обвинения отечественных психиатров
в злоупотреблениях, на наш взгляд, однако,
не всегда – обоснованные.
В 1987 г.
была создана межведомственная комиссия
для разработки проекта законодательного
акта об оказании психиатрической помощи
населению. В нее входили представители
Минздрава, правоохранительных ведомств,
Института государства и права, ВНИИ судебной
психиатрии им. В.П. Сербского. Комиссией
было подготовлено Положение об условиях
и порядке оказания психиатрической помощи,
утвержденное Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 5 января 1988 г. Ведомости
СССР. 1988. №2. Ст.19.. и введенное в действие
с 1 марта 1988 г. Хотя указанный документ
охватывал недостаточно широкий круг
вопросов, связанных с деятельностью психиатрической
службы, он все же позволил проверить на
практике ряд нововведений, направленных
на расширение и защиту прав и законных
интересов лиц, страдающих психическими
расстройствами, получить данные о необходимости
пересмотра некоторых заложенных в него
положений и процедур. Опыт работы показал
обоснованность и выполнимость основных
требований Положения, а также достаточную
подготовленность сотрудников психиатрических
и психоневрологических учреждений к
их адекватному применению на практике.
Вместе с тем, как это отмечалось в критических
выступлениях в печати, в нем были недостаточно
защищены права лиц, страдающих психическими
расстройствами, допущены некоторые противоречия,
общие места; отдельные принципиально
правильные положения, например, о помощи
адвоката, о судебном обжаловании, носили
декларативный характер, поскольку не
имели соответствующего материального
и процедурного подкрепления.
В связи
с отмеченными недостатками было принято
решение о подготовке нового нормативного
акта - закона, регулирующего правовые
проблемы психиатрии. В основу его лег
проект, разработанный в Институте государства
и права.3 Специальное внимание авторы
уделили дальнейшему усилению правовых
гарантий лиц, получающих психиатрическую
помощь, уточнению критериев применения
недобровольных видов такой помощи. Работа
над проектом вначале велась на базе Института
им. В.П. Сербского коллективом специалистов,
созданным Минздравом СССР. Затем он передается
в рабочую группу Верховного Совета СССР
под руководством депутата А.Е. Себенцова.
После распада СССР подготовительная
работа над законопроектом была завершена
рабочей группой Верховного Совета РСФСР
во главе с депутатом Л.И. Коганом. В состав
группы входили специалисты (юристы и
психиатры), включая и представителей
Независимой психиатрической ассоциации,
принимавшие активное участие в работе
на всех этапах подготовки законопроекта.
Необходимо
добавить, что на разных этапах готовности
законопроект обсуждался на форумах общественности,
преимущественно психиатрической - совещании
главных психиатров, пленуме Правления
Всесоюзного общества психиатров, пленуме
Правления Российского общества психиатров,
публиковался в «Медицинской газете»
(дважды), «Журнале невропатологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова». Результаты этих обсуждений
и отклики на публикации были учтены и
использованы при подготовке проекта
Закона.
2 июля
1992 г. Закон Российской Федерации
«О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании» (далее по
тексту - Закон) был принят Верховным Советом,
а затем подписан Президентом РФ.
С этого
времени данный Закон является основным
нормативно-правовых актом, единственным
источником, который регулирует оказание
в Российской Федерации психиатрической
помощи гражданам.
2. Понятие
и сущность психиатрической помощи
В силу
недостаточной определенности понятий
«психическое заболевание», «душевнобольной»
эти термины и производные от
них не употребляются в Законе. В качестве
родового собирательного понятия, охватывающего
всех людей, нуждающихся в психиатрической
компетенции, в Законе применена формула:
«лица, страдающие психическими расстройствами»,
поскольку она включает в себя и собственно
психически больных, и лиц с пограничными
нервно-психическими расстройствами,
и пациентов с так называемыми психосоматическими
заболеваниями или симптоматическими
нарушениями психики при общесоматических
заболеваниях. Дифференциация этого обширного
контингента с целью определения показаний
к тем или иным видам психиатрической
помощи, в том числе осуществляемой в недобровольном
порядке, проводится с помощью дополнительных
критериев, учитывающих степень и глубину
расстройств, уровень социальной адаптации
и т.п., что обеспечивает возможность принятия
индивидуальных решений.4
Психиатрическая
помощь включает: консультативно-
Психиатрическая
помощь гарантируется государством
и осуществляется на основе принципов
законности, гуманности и соблюдения
прав человека и гражданина.
Диагноз
психического расстройства ставится в
соответствии с общепризнанными международными
стандартами и не может основываться только
на несогласии гражданина с принятыми
в обществе моральными, культурными, политическими
или религиозными ценностями либо на иных
причинах, непосредственно связанных
с состоянием его психического здоровья.6.
Психиатрическую
помощь оказывают получившие на это
разрешение государственные, негосударственные
психиатрические и
Для получения
лицензии в лицензионную комиссию при
органе государственного управления представляют
заявление с указанием видов
медицинской деятельности по оказанию
психиатрической помощи и установленные
документы (устав, учредительный договор,
документы, подтверждающие квалификацию
работников, заключение о техническом
состоянии здания и др.). Лицензионная
комиссия рассматривает заявление в двухмесячный
срок. При отказе в выдаче лицензии комиссия
сообщает в письменном виде заявителю
причину отказа, который может быть обжалован
в судебном порядке.
Учреждения
и частнопрактикующие врачи-психиатры,
получившие лицензию, вносятся в соответствующий
единый государственный реестр. В лицензии
указываются полное наименование учреждения
или фамилия, имя, отчество частнопрактикующего
врача-психиатра, их юридический адрес
и виды медицинской деятельности по оказанию
психиатрической помощи, на осуществление
которых дается разрешение. Приостановление
действия и аннулирование лицензии осуществляется
по решению суда.
Право
на врачебную деятельность по оказанию
психиатрической помощи имеет врач-психиатр,
получивший высшее медицинское образование
и подтвердивший свою квалификацию
в установленном законодательством
порядке. Иные специалисты и медицинский
персонал, участвующие в оказании психиатрической
помощи, должны пройти специальную подготовку
и подтвердить свою квалификацию для допуска
к работе с лицами, страдающими психическими
расстройствами.
При оказании
психиатрической помощи врач-психиатр
независим в своих решениях и
руководствуется только медицинскими
показателями, врачебным долгом и
законом. Врач-психиатр, мнение которого
не совпадает с решением врачебной
комиссии, вправе дать свое заключение,
которое приобщается к медицинской документации.7
Информация о работе Правовое регулированиев оказании психиатрической помощи