Приватизация аптечных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание

Несмотря ни на что, российский фармацевтический рынок продолжает жить. И одним из самых актуальных вопросов для него сегодня являются пути развития аптечных предприятий. Сейчас многие аптечные учреждения поставлены перед выбором: остаться в государственном и муниципальном секторе или, несмотря на финансовую нестабильность, перейти к самостоятельной форме хозяйствования посредством приватизации. В этой работе мы рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, что, возможно, окажется полезным для работников аптек при принятии адекватного решения.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Что такое приватизация?....................................................................................3
3. Правовые аспекты приватизации………………………………......................4
4. «Альтернатива» Проблемы, с которыми сталкиваются аптечные учреждения при Приватизации………………………………………………….5
5. Динамика развития приватизации в аптечных учреждениях……………….8
6. Новые правовые аспекты приватизации аптечных учреждений…………....9
7. Мнение населения РФ о приватизации в общем на 2008 год. Все за и против…………………………………………………………………………….12
8. Заключение…………………………………………………………………….12
9. Литература…………………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)
 

Курсовая  работа  

На  тему:

Приватизация  аптечных организаций. 
 
 

Приготовила   

Соловьева Алла

  Александровна 
 

Рязань 2011г.

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Что такое приватизация?....................................................................................3

3. Правовые аспекты приватизации………………………………......................4

4. «Альтернатива» Проблемы, с которыми сталкиваются аптечные учреждения при Приватизации………………………………………………….5

5. Динамика развития приватизации в аптечных учреждениях……………….8

6. Новые правовые  аспекты приватизации аптечных учреждений…………....9

7. Мнение населения  РФ о приватизации в общем  на 2008 год. Все за и против…………………………………………………………………………….12

8. Заключение…………………………………………………………………….12

9. Литература…………………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение:

Несмотря  ни на что, российский фармацевтический рынок  продолжает жить. И  одним из самых  актуальных вопросов для него сегодня  являются пути развития аптечных предприятий.                                                           Сейчас многие аптечные учреждения поставлены перед выбором: остаться в государственном и муниципальном секторе или, несмотря на финансовую нестабильность, перейти к самостоятельной форме хозяйствования посредством приватизации.                                                         В этой работе мы рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, что, возможно, окажется полезным для работников аптек при принятии адекватного решения.  

2. Что такое  приватизация? 

Приватизация - форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.                                                                                                   Приватизация - передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.                                                                                           Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».   
 
 
 
 
 

3.Правовые аспекты приватизации в аптеках. 

Нормативной базой приватизации аптек является Федеральный  Закон РФ от 21.07.97 г. 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ", Государственная программа приватизации государственного имущества (1993 г.) и другие нормативно-правовые акты.                                                                       

Федеральный Закон предлагает следующие основные способы приватизации:

  • продажа имущества на аукционе, в том числе продажа акций открытых акционерных обществ (ОАО) на специализированном аукционе;
  • продажа имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  • продажа акций, созданных в процессе приватизации ОАО, их работникам;
  • выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
  • преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
  • внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и др.

Как видно, по своему содержанию эти способы приватизации значительно различаются между собой. Их объединяет лишь то, что приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения (продажи, отдачи в залог) государственного и муниципального имущества в пользу частных юридических, а также физических лиц.

!!! Приватизация аптек проходит в основном в форме акционирования предприятий.

Согласно  статье 7 Закона об акционерных  обществах общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). Основные различия состоят  в том, что размер уставного капитала для ОАО - не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества, для ЗАО - не менее 100. Число учредителей в ОАО не ограничено, в ЗАО - не более 50. Акционеры открытого общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.                                                                Практика показывает, что аптеки, которые приватизируются коллективом предприятия, как правило, выбирают открытую форму акционерного общества. Это позволяет любому работнику аптеки стать акционером, что создает определенную заинтересованность в своем труде. Правда, справедливости ради нужно отметить, что при таком виде акционирования, например, московские аптеки все же проводят закрытую подписку на свои акции.                                                                                                                                        Порядок проведения закрытой подписки регламентируется типовой методикой размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним, так как всегда существует определенный риск, что акции будут штучно приобретены большим количеством физических или юридических лиц, и тогда надежда на инвестирование предприятия целевыми акционерами не оправдается. При этом используется второй вариант льгот, предоставленный Государственной программой приватизации: 51% - контрольный пакет акций - продается работникам аптеки.                                                                                                               Пакет обыкновенных акций (25%) закрепляется в собственности субъекта федерации или города, что дает возможность осуществлять контроль за деятельностью ОАО и влиять на принятие различного рода решений. Оставшиеся 24% акций обычно подлежат продаже на аукционах и коммерческих конкурсах.  

4. «Альтернатива». Проблемы с которыми сталкиваются аптечные учреждения  при Приватизации.

Существование на грани банкротства, отсутствие методик  рационального ведения  экономической и  финансовой деятельности в условиях приватизированного предприятия привели к тому, что приватизация аптечных структур пошла по пути включения муниципальных аптек в так называемые альтернативные розничные сети крупных дистрибьюторов фармацевтической продукции. По имеющимся у нас данным (в том числе по данным ассоциации дистрибьюторов "Фармрос") сейчас наиболее значимыми из таких сетей являются "Мультифарма", ЗАО "36,6", "ICN", "Экохелп Фарма", "Натур - Продукт", "Фармакор". Основу подобного эксперимента в столице заложило Постановление Правительства Москвы от 12 августа 1997 г. №593 «Об альтернативной аптечной сети».                                                                                                                                            Еще до кризиса 17 августа многие крупные оптовые компании, накопив достаточные средства и опыт, увидели в создании собственного розничного звена возможность получить еще один, помимо оптового, рынок сбыта лекарственных средств. Кризис только подхлестнул процесс создания аптечных сетей. И это понятно. Дистрибьюторам нужны были гарантированные каналы сбыта своей продукции, возможность диктовать свою политику при розничной реализации товара, расширение сфер бизнеса, которые бы по возможности охватывали все основные составляющие фармацевтической отрасли. Сейчас этот процесс идет по нескольким направлениям: аренда аптечных предприятий, выкуп пакета акций и другие. Эксперты утверждают: несмотря на то, что окупаемость сетевых проектов достаточно продолжительна, приватизация аптек посредством включения их в альтернативную аптечную сеть активно будет продолжаться и в дальнейшем.                                                                                                 Изначально концепция создания альтернативных аптечных сетей была направлена на улучшение снабжения населения доступными по цене препаратами и помощь финансово неустойчивым аптечным предприятиям в выживании в сложной экономической ситуации. Предполагалось, что в альтернативные аптечные сети будут браться только убыточные аптеки, чтобы таким образом они смогли избежать банкротства. Однако все пошло не совсем так, как хотелось бы. В аренду стали передаваться вполне стабильные муниципальные аптеки. Заведующие, получив обещания финансовых или иных перспектив, убеждали коллективы своих предприятий вступить в структуру аптечной сети, принадлежащую крупному оптовику. Настораживают и масштабы развития таких сетей со стороны некоторых компаний. Например ЗАО "36,6" планирует довести количество московских аптек, входящих в их сеть, до 150, что граничит с монополизацией розничного аптечного звена.                                                                                                      При этом следует учесть тот факт, что при передаче аптек в альтернативную сеть различных частных структур они теряют статус муниципальных предприятий и статус юридического лица. При переходе в сеть государственных предприятий (например, ГУП "Фармация", "Фармакоптево", "Аптечный склад №1" и т.д.) они не меняют формы собственности.                                                                                                                                              Для перехода аптеки в альтернативную сеть необходимо решение трудового коллектива. После этого постановлением администрации города, муниципальные аптечные предприятия реорганизуются, т.е. происходит их ликвидация и передача закрепленного имущества в аренду сроком на 5 лет новому собственнику. Вероятнее всего, после истечения этого срока будет реализовано право выкупа этих предприятий. С муниципальными аптеками при этом расторгаются контракты "О закреплении недвижимости, находящейся на правах хозяйственного ведения" или договоры аренды и оформляются договоры аренды помещений с владельцем альтернативной сети.                                                                                                                 Договором аренды предусмотрено, что имущество будет использоваться по прямому назначению для реализации лекарственных средств по ценам, доступным всем слоям населения, в том числе, малоимущим. Владелец альтернативной сети обязуется сохранить рабочие места, обеспечивающие трудоустройство работников ликвидируемых предприятий (правда, как правило, не оговаривается на какой срок), провести необходимый ремонт в арендуемых помещениях, заменить аптечное оборудование и организационную технику, установить автоматизированную компьютерную сеть и т.д. Правда, несмотря на все эти внешние блага, на конференции "Аптечная сеть России" прозвучали выступления аптечных работников, где они выражали свое желание выйти из-под юрисдикции аптечных сетей. Кого-то не устраивала оплата труда, кого-то бесправие в отношении вопросов ценообразования, формирования ассортимента и т.д. (как правило, в системе альтернативных аптечных сетей существует единая схема закупок, ценообразования, обслуживания - от одинаковых часов работы до унифицированного подхода к общению с покупателями. Все это регулируется соответствующими подразделениями акционерного общества).                                                                                                               Стоит отметить, что не все альтернативные аптечные сети базируются на муниципальных аптечных предприятиях. Многие из них, такие, например, как ЗАО "Фармакор" , "Мультифарма"  придерживаются принципиально иной позиции: если уж организовывать розничную торговлю медикаментами, то только создавая новые точки. Как правило, алгоритм открытия таких розничных сетей приблизительно одинаков.                            Приобретается (в основном в собственность) помещение - от 150 до 200 м., разрабатывается проект, проводится ремонт... А дальше, как при организации стандартных альтернативных аптечных сетей - единая база данных, единая система снабжения, единая ценовая политика. Кстати, от отсутствия "родственных связей" с муниципальными аптеками финансово-экономические и ценовые показатели таких сетей, видимо, не страдают. Проверка Комитета здравоохранения С.-Петербурга показала, например, что в аптеках "Фармакора" цены на достаточно длинный список препаратов на 20-30% ниже тех, что зафиксированы в государственных и частных, принадлежащих другим фирмам, аптеках.                                                                                                                        В частности, нежелание при организации аптечной сети проводить экспансию муниципальных аптек иногда объясняется довольно простыми причинами: организаторы сети считают, что переучивать персонал муниципальных аптек, менять уже сложившийся стиль работы, ремонтировать обветшалые помещения - дело хлопотное и бесперспективное.  
 
 

 

5.Динамика развития приватизации в аптечных учреждениях

Проблема  собственности - ключевой вопрос рыночной экономики. Для розничных  предприятий фармацевтического  сектора он тем  более актуален, так  как имеет ряд  отличительных особенностей.                                      Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений России в 2000 г. осуществляло более 16000 аптек и около 50000 аптечных киосков и пунктов, из них доля аптек, находящихся в частной собственности, в среднем по России составила лишь 30%.                        Остальные по-прежнему остаются государственными или муниципальными унитарными предприятиями.                                                                                  При этом нужно отметить, что распределение негосударственной формы собственности аптечных учреждений по регионам довольно неравномерно. Например, в Самаре почти вся розничная сеть - частная, а в Перми из 313 аптек лишь 44 - частные.                                                                                            Процесс приватизации розничного звена фармацевтического рынка происходит спорадически, но не слишком торопливо.                           Проследить динамику этого процесса можно на примере фармацевтического рынка Москвы. По данным Департамента государственного и муниципального имущества на 1.01.2005 г. в Москве насчитывалось 1825 аптечных предприятий, из них 542 аптеки, 335 аптечных пунктов, 323 аптечных киоска и 625 аптечных складов. Из 542 аптек - 338 (72%) были в государственной и муниципальной собственности, остальные 154 аптеки - частной собственности и ведомственном подчинении. Другое соотношение в мелкорозничной сети. Из 335 аптечных пунктов - 190 (57%) относятся к негосударственной собственности, из 323 аптечных киосков статус негосударственных имеют 303 (94%). Причем, негосударственные аптечные учреждения возникали, как правило, не в результате приватизации, а путем регистрации новых аптечных предприятий.                                                                                                                      С тех пор соотношение на фармацевтическом рынке аптек государственной и частной формы собственности не слишком изменилось. В настоящее время заявки на приватизацию подали 45 московских аптек, но пока еще не все из них получили право собственности, т.к. ими не полностью выкуплен пакет акций.                                                                                                                     Таким образом, очевидно, что процессы передела собственности, которые бурно происходили на оптовом рынке, аптеки затронули в меньшей степени. Что же тормозит процесс приватизации аптек в России? Помимо всем известных финансовых трудностей и бюджетных долгов, по мнению экспертов, не последнюю роль в этом процессе играет сложившийся консерватизм аптечной системы.                                                                             Аптечная сеть России до сих пор во многом сохранила привычки и стиль работы советских времен.                                                                           Заведующие муниципальными и государственными аптеками - это, как правило, люди, стаж работы которых в аптечной структуре исчисляется не одним десятком лет. Для них слово "приватизация" звучит почти ругательством.                                                                                                   Кроме того, для принятия правильного решения у работников аптек не хватает объективной информации. Тема приватизации аптек до недавнего времени была информационным вакуумом. Круглый стол, проведенный в рамках Четвертой Всероссийской конференции "Аптечная сеть России", в этом году был чуть ли не первым открытым обсуждением проблем приватизации аптечных предприятий. Ситуация сложилась таким образом, что приватизации стали просто бояться. Практически не ориентируясь в теме, аптечные работники плохо представляют, что им может дать процесс акционирования предприятия.  

6. НОВЫЕ правовые аспекты приватизации аптечных предприятий.

 
Федеральный закон N 178-ФЗ "О  приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.01 отражает политику государства  в данной сфере, регулирует отношения, возникающие  при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними вопросы управления государственным и муниципальным имуществом. Данный Закон вступил в силу 26 апреля 2002 г. и существенно изменил процесс приватизации государственного имущества и правила игры на рынке. Так, в связи с введением Закона N 178-ФЗ отменено право на участие трудового коллектива предприятия как субъекта приватизации, отменена в т.ч. закрытая подписка на акции для работников приватизируемых предприятий - его представители могут выступать покупателями наравне с любыми другими лицами. 
Законом введена процедура отчуждения приватизируемого имущества от государства к частному собственнику на основе передаточного акта. Передаточный акт составляется на основании инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия и аудиторского заключения о достоверности данных бухгалтерского учета. 
В передаточном акте указываются все виды, подлежащего                     приватизации ,имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги. В том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. 
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. 
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. 
Законом N 178-ФЗ введена нормативная и стартовая (начальная) цена унитарного предприятия. Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества; она определяется в порядке, установленном Правительством РФ. 
Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. 
В тексте Закона подробно изложены новые механизмы продажи, такие как продажа имущества без объявления цены и продажа пакетов акций по результатам доверительного управления. 
Новым положением, нашедшим отражение в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества", является возможность приватизации земельных участков под приватизируемым предприятием. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. 
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, в двухнедельный срок со дня обращения. 
Немаловажным для аптечных предприятий стал введенный ст. 31 данного Закона механизм обременения приватизируемого имущества. Так, решение об установлении обременения принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. В отношении аптек этот механизм может быть использован для сохранения определенного профиля предприятия - как в отношении социально значимого объекта. Следует отметить, что в рамках московского законодательства при приватизации московских предприятий механизм обременения для сохранения профиля используется на протяжении ряда лет. 
Еще одним важнейшим документом, регулирующим процесс приватизации аптечных предприятий, является Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" N 161-ФЗ от 14.11.02. Он определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия. 
Закон резко ограничивает круг деятельности государственных и муниципальных предприятий, значительно ограничил права их руководителей и позволяет проводить ликвидацию этих предприятий с 1 июля 2003 г., если к тому времени их устав не будет приведен в соответствие с нормой этого Закона. Унитарные предприятия остаются для решения стратегических государственных задач либо задач социальной сферы. 
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: 
- слияния двух или нескольких унитарных предприятий; 
- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; 
- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; 
- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; 
- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных данным Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. 
Законом N 161-ФЗ введена норма преобразования унитарного предприятия по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Эта норма ранее отсутствовала в ГК РФ, но была введена в него этим Законом. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Однако стоит отметить, что унитарное учреждение обладает еще меньшими правами, чем унитарное предприятие, и полностью финансируется по смете из бюджета.
 
 

Информация о работе Приватизация аптечных учреждений