Профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание

Одним из показателей здоровья детей и подростков следует считать состояние их осанки. Актуальность изучения состояния осанки у детей и подростков обусловлена, с одной стороны, ее значимостью в формировании здоровья, а с другой стороны, отсутствием научно обоснованных методических подходов к объективной ранней диагностике нарушений осанки при проведении массовых профилактических осмотров. Следует особо подчеркнуть существенное несоответствие низкого уровня методических разработок и высокой значимости состояния осанки.

Содержание

1. Профилактика нарушения осанки……………………………………………..3
2. Профилактика сколиоза………………………………………………………. 7
3. Профилактика плоскостопия…………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Копия основы педиатрии.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

1. Профилактика нарушения  осанки……………………………………………..3

2. Профилактика сколиоза………………………………………………………. 7

3. Профилактика плоскостопия…………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Профилактика нарушения осанки.

 

Заболеваниями (патологическими  состояниями) костно-мышечной системы являются деформации позвоночника и стоп. Деформации позвоночника бывают трех видов: вперед (патологический лордоз), назад (патологический кифоз) и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. Деформации стоп выражаются в уплощении или полном исчезновении сводов стопы, что носит название плоскостопие.

Эти деформации затрудняют работу сердца, уменьшают жизненную  емкость легких, при этом ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения и др., что, в свою очередь, приводит к быстрому утомлению, головокружению и частым головным болям. Ухудшается аппетит, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее.

Одним из показателей  здоровья детей и подростков следует  считать состояние их осанки. Актуальность изучения состояния осанки у детей  и подростков обусловлена, с одной  стороны, ее значимостью в формировании здоровья, а с другой стороны, отсутствием  научно обоснованных методических подходов к объективной ранней диагностике нарушений осанки при проведении массовых профилактических осмотров. Следует особо подчеркнуть существенное несоответствие низкого уровня методических разработок и высокой значимости состояния осанки.

Осанку надо рассматривать  как навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела в пространстве, обусловленный определенным комплексом условных рефлексов. Это положение может быть правильным (хорошая осанка) или иметь те или другие дефекты, например неодинаковый уровень плеч и лопаток, неодинаковое расстояние от позвоночника до лопаток, чрезмерный наклон головы вперед, согнутая круглая спина и др. т. е. неправильным (плохая осанка).

Различают следующие  типы осанки: нормальная осанка, сутулая, выпрямленная, лордическая, кифотическая, сколиотическая .

Осанка считается правильной (нормальной), если при стоянии и ходьбе естественные изгибы позвоночника человека выражены умеренно, он свободно без напряжения держит голову и корпус, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне, опущены и слегка развернуты (они не приподняты, не слишком низко опущены и не выдвинуты вперед), живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены, походка правильная.

Одним из необходимых  условий нормального развития костно-мышечной системы является формирование с детских лет правильной осанки, так как эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию деформаций и нарушений его развития. Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых людей большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому детские кости менее крепки и тверды, а более гибки и эластичны (легче поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20–23 годам. Особенно поздно заканчивается формирование костей кисти и стопы. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной.

Согласно современным  взглядам, осанка может быть интегральной характеристикой состояния организма и отражать результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний среди детей и подростков с нарушениями осанки.

В формировании осанки большую  роль играет позвоночник, являющийся связующим  звеном всего скелета человека. Позвоночник  в какой-то степени можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном положении многочисленные растяжки. В теле человека роль растяжек выполняют связки и мышцы, протягивающиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, костям таза, черепу и т. д. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Особенно важно, чтобы мышцы с правой и левой стороны позвоночника были развиты, напрягались и расслаблялись равномерно. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Таким образом, правильное положение тела определяется степенью развития и тонусом мышц и связок, окружающих позвоночник. Кроме того, хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.

Позвоночник здорового  человека (если на него смотреть сбоку) имеет четыре физиологических изгиба: в шейном и поясничном отделах  они обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), в грудном и крестцовом отделах они обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Образуются эти изгибы по мере роста ребенка. У новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба – шейного лордоза – начинается вскоре после рождения под воздействием работы мышц, когда малыш поднимает голову. Когда ребенок садится и ползает на четвереньках, начинают формироваться грудной и крестцовый кифозы. Позже, когда ребенок начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием четвертого изгиба – поясничного лордоза. Эти физиологические изгибы смягчают вертикальные нагрузки на позвоночник при движении (хождении, прыжках, падении на ноги и др.), тем самым выполняя амортизационную функцию.

Изменения физиологических  изгибов позвоночника создают патологические типы осанки.

Сутулая осанка. Увеличивается  глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный изгиб, голова наклонена  вперед, плечи опущены.

Лордическая осанка. Голова наклонена вперед, шея кажется укороченной, плечи сведены вперед, живот сильно выступает и свисает, резко увеличен поясничный лордоз, ягодицы значительно выступают.

Кифотическая осанка (круглая спина). Голова заметно наклонена  вперед, резко выделяется 7-й шейный позвонок, плечи сведены вперед, нижние углы лопаток выступают, грудной кифоз выраженно увеличен, шейный и поясничный лордоз уменьшены, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. При этом типе нарушения осанки школьник нередко сохраняет устойчивое положение лишь при согнутых в коленях ногах, а иногда и с согнутыми в локтях руками. У детей с круглой спиной связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевых суставах, поэтому школьники с круглой спиной часто не могут поднять руки вверх полностью.

Выпрямленная осанка (плоская спина). Голова расположена  прямо, шея прямая, плечи заметно  опущены, «крыловидные лопатки», уменьшение поясничного лордоза и грудного кифоза, живот втянут, ягодицы плоские. Плоская спина, для которой характерно слабое развитие нормальных изгибов позвоночника, как правило, результат функциональной мышечной слабости. Именно мышечная слабость не обеспечивает нормального наклона таза и формирования физиологических изгибов позвоночника. При плоской спине в наименьшей степени выражены рессорные функции позвоночника, что чревато неблагоприятными последствиями при занятиях физкультурой и спортом, особенно опасны бег, прыжки, соскоки, конный и велосипедный спорт. Дети с плоской спиной особенно предрасположены к боковым деформациям позвоночника, т. е. к формированию сколиотической осанки или сколиозу. Кроме того, многие специалисты считают, что сглаженность физиологических изгибов – первая стадия остеохондроза позвоночника.

Сколиотическая осанка. Голова наклонена в одну из сторон, одно плечо ниже другого (чаще правое), лопатки асимметричны, позвоночник отклонен от средней (вертикальной) линии в ту или другую сторону, видно неравенство треугольников талии, живот выпячен.

Помимо основных изгибов, в позвоночнике имеются места перехода одного отдела в другой, а также максимальные точки изгибов лордозов и кифозов: место сочленения черепа и 1-го и 2-го шейных позвонков, шейно-грудной переход, грудопоясничный, пояснично-крестцовый, крестцово-копчиковый отделы, а также места максимальных изгибов: шеи, спины, поясницы. Эти анатомические образования становятся наиболее уязвимыми при нарушении осанки. В этих зонах, как правило, начинается и распространяется остеохондроз, кроме того, они наиболее подвержены травмам.

Осанка как двигательный навык относится к группе трудно формируемых и быстро исчезающих при отсутствии контроля и самоконтроля. Если забывать и не контролировать правильность осанки, то другие меры, ее обеспечивающие, становятся малоэффективными.

Кроме того, хорошая осанка может ухудшиться в определенные периоды жизни. Первым таким периодом риска считается первый год учебы  в школе, а вторым – период полового созревания.

Следует обратить внимание на тот факт, что у девочек в  период полового созревания быстро развивается грудь, они стесняются этого, выдвигают плечи вперед и сутулятся, что часто приводит к нарушению осанки.

Умение правильно держать  свое тело не только делает фигуру стройной и красивой, но имеет большое значение для здоровья. У людей с хорошей осанкой внутренние органы находятся в правильном положении. Сердце, легкие, печень, желудок, кишечник, органы мочеполовой системы и др. работают в нормальных условиях (хорошо снабжаются кровью и кислородом), движения выполняются свободно, без излишнего напряжения. Искривления позвоночника могут развиться вследствие перенесенного в раннем детстве рахита, в результате травмы позвоночника, но чаще всего в детском и подростковом возрасте из-за плохой осанки.

Причинами плохой осанки могут стать: продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм, в их числе такие как аденоидиты и тонзиллиты; ожирение, нарушение здорового образа жизни (ЗОЖ), недостаточный по времени сон и отдых, малая физическая и двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильное привычное положение тела во время работы и отдыха, нарушения питания, как по режиму, так и по составу пищи, не соответствующая росту мебель, неудобная одежда и обувь.

Таким образом, большую  роль в формировании правильной осанки имеет соблюдение навыков ЗОЖ, целенаправленное внимание на состояние осанки и навыки самоконтроля.

Выработать правильную осанку помогает правильная поза, стоя (например, в очереди или на автобусной остановке): пятки вместе, голова приподнята, спина прямая, лопатки сведены, колени выпрямлены. Далее расслабиться, отставив в сторону левую или правую ногу. Напоминает воинскую команду «смирно – вольно».

Исправлению неправильной осанки помогают постоянные занятия  физкультурой. Это общеукрепляющие упражнения, частью которых является утренняя зарядка, специальные упражнения, развивающие правильную осанку и корригирующие уже появившиеся нарушения. Помогут также свежий воздух, спорт и массаж.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнями, но они создают условия для заболеваний не только опорно-двигательного аппарата, но и внутренних органов.

 

2. Профилактика сколиоза.

 

Сколиоз (от греческого «сколиозис» – кривой, искривление). Это тяжелое и прогрессирующее заболевание (сколиотическая болезнь), для которого характерно как боковое искривление позвоночника, так и его скручивание вокруг вертикальной оси (торсия). Одной из причин сколиоза может стать сколиотическая осанка, которой часто способствуют такие вредные привычки, как постоянное ношение тяжести (портфеля, сумки с книгами, продуктами и т. п.) в одной руке, стояние, опираясь на одну ногу, длительное, неправильное и неподвижное положение в одной и той же позе в классе за партой, когда голова и туловище повернуты в сторону учителя или доски. В этих случаях одно плечо становится выше другого.

Если вовремя не принять  меры для исправления наметившихся деформаций костей и мышц, то может развиться боковое искривление позвоночника, т. е. сколиоз.

Среди ортопедических заболеваний, которые встречаются у детей  школьного возраста, сколиоз занимает одно из первых мест (16–38 %). Бывает, что он обнаруживается у детей еще в дошкольном возрасте, но во время учебы в школе прогрессирует. Приобретенный сколиоз вначале проявляется легким искривлением позвоночника вбок, особенно при утомлении мышц спины; после отдыха искривление уменьшается. Со временем оно становится более выраженным, изменяется форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника располагаются выше, чем на вогнутой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Всякое физическое напряжение утомительно. Часты жалобы на боли в спине. При этом изменяется положение внутренних органов, что неблагоприятно сказывается на их функциях.

Наиболее принято разделение сколиоза на 4 степени, по В.Д. Чаклину: I – деформация с углом искривления  до 175°; II – до угла 155°; III – до угла 100° и IV – тяжелое искривление, угол которого приближается к прямому (т. е. менее 100°).

Чтобы избежать развития сколиоза, прежде всего, необходимо постоянно следить за правильностью своей осанки. Если возникла привычка носить тяжести в одной руке, то нужно поскорее от нее избавиться. Для этого следует чаще перекладывать портфель или сумку из одной руки в другую или распределять тяжесть равномерно, нагружая обе руки. Если школа близко, можно взять за правило: идя в школу, сумку (портфель) держать в правой руке, а из школы в левой.

В соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами вес ежедневного  комплекта учебников и письменных принадлежностей должен составлять:

• для учащихся начальных классов: 1-2-х – не более 1,5 кг, для 3-4-х – не более 2,5 кг;

Информация о работе Профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия