Профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание

Одним из показателей здоровья детей и подростков следует считать состояние их осанки. Актуальность изучения состояния осанки у детей и подростков обусловлена, с одной стороны, ее значимостью в формировании здоровья, а с другой стороны, отсутствием научно обоснованных методических подходов к объективной ранней диагностике нарушений осанки при проведении массовых профилактических осмотров. Следует особо подчеркнуть существенное несоответствие низкого уровня методических разработок и высокой значимости состояния осанки.

Содержание

1. Профилактика нарушения осанки……………………………………………..3
2. Профилактика сколиоза………………………………………………………. 7
3. Профилактика плоскостопия…………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

Копия основы педиатрии.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

• для учащихся средних классов: 5-6-х – не более 2,5 кг, для 7-8-х – не более 3,5 кг;

• для учащихся старших классов: 9-11-х и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – не более 3,5–4 кг. В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплектов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе.

Полезны заплечные ранцы, так как они исключают неравномерность  нагрузки на плечевой пояс и возможность  возникновения боковых искривлений позвоночника. Вес ранца без учебников для учащихся 1-4-х классов должен быть не более 500–700 г. Ранец должен иметь широкие лямки (4–4,5 см), достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине учащегося и равномерное распределение веса. С физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10 % массы тела его владельца.

Интерес вызывает сравнение  частоты распространения сколиоза среди девочек и мальчиков. В  раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий между ними практически нет, но в школьном возрасте девочки заболевают в 4–6 раз чаще, чем мальчики. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически более развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и меньшей подвижности происходит прогрессирование деформации.

При первых признаках  сколиоза, не связанного с повреждением (травма) или заболеванием костей и  суставов, после обязательной консультации врача необходим режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, богатое витаминами питание, ровная жесткая постель и достаточный сон. Показаны воздушные и солнечные ванны, подвижные игры и утренняя гимнастика.

Лечение сколиоза основано на применении общеукрепляющих и специальных гимнастических упражнений, исправляющих форму позвоночника. Выполнять самостоятельно (без контроля врача) гимнастику для коррекции сколиоза нельзя.

Следует обратить особое внимание родителей на то, что для  предотвращения прогрессирования сколиоза и осложнений, связанных с этим заболеванием, ребенок должен постоянно, ежедневно заниматься лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой для поддержания правильного мышечного корсета, даже в период выздоровления (реконвалесценция) после инфекционных и простудных заболеваний.

 

3. Профилактика плоскостопия.

 

Движение тела, плавность, грациозность походки зависят от строения стоп и ног человека. Скелет стопы имеет два свода: продольный и поперечный, благодаря которым  стопа спереди опирается на головки плюсневых костей, а сзади на пяточную кость. Такое расположение костей стопы удерживается связками и мышцами стопы голени. Сводчатость стоп позволяет им пружинить, а, следовательно, оберегает человека от различных толчков и сотрясений во время ходьбы, прыжков и бега.

Однако нередко наблюдается  уплощение, а иногда и полное исчезновение сводов стопы, что носит название «плоскостопие».

При уплощении продольного  свода стопа делается длиннее; из-за этого обувь, которая прежде была впору, становится мала. Если же продолжать носить такую обувь, пальцы начинают сгибаться и постепенно деформируются. При уплощении поперечного свода стопа делается более широкой и плоской, как «лапа гуся», при этом пальцы на ногах начинают расходиться и в дальнейшем при отсутствии коррекции один палец начинает накладываться на другой.

Плоскостопие выражается в быстрой утомляемости ног при  ходьбе, в появлении болей в  подошвах, икрах, бедрах, пояснице, пальцах, на которых образуются мозоли. Боли возникают от растяжения связок и суставов, а в некоторых случаях от давления костей на нервы, идущие к пальцам.

Наиболее частая причина  плоскостопия – это слабость мышечно-связочного аппарата стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительные ходьба и  стояние, ношение тяжестей, тучность) или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Развитие плоскостопия в детском возрасте нередко связано  с походкой, когда ходят, широко расставляя ноги и развернув стопы, для сохранения равновесия. Это искусственно увеличивает площадь опоры, но в то же время увеличивает и нагрузку на внутреннюю часть стоп, уплощая их.

Другой причиной развития плоскостопия в подростковом возрасте у девочек-подростков является хождение на высоких каблуках. При постоянном ношении обуви на высоких каблуках поперечный свод стопы под тяжестью уплощается, а затем исчезает, на подошве под ним образуется мозоль.

При увеличении высоты каблуков тяжесть тела перемещается вперед тем  дальше, чем выше каблуки. При высоте каблука 7 см передний отдел стопы перегружается почти в 3 раза.

При высоком каблуке  стопа сползает вниз, и большой  палец упирается в носок обуви, отчего этот палец отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина  стопы, но у основания пальца начинает выбухать косточка.

Избежать деформации стоп помогает правильно подобранная обувь.

Девушкам до 18 лет, из-за еще не сформировавшейся стопы, не окрепших связок, мышц голени и стопы, вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках. Такую обувь  можно надевать изредка и всего на несколько часов, только после того, как стопа сформировалась и окрепла.

Нельзя также носить в течение всего дня обувь  совершенно без каблуков, например, валенки или тапочки, которые  можно надеть для отдыха ног на короткое время. Домашние туфли тоже должны иметь каблук.

Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и  слишком свободную обувь, так  как она не может поддерживать своды еще не окрепших связок и  мышц голени и стопы. Следует рационально  подбирать спортивную обувь (кеды, чешки, тапочки, кроссовки, туристические ботинки, конькобежные и лыжные ботинки и т. д.).

При первых признаках  плоскостопия следует обратиться к  врачу-ортопеду. Основу лечения плоскостопия составляет ежедневная специальная  гимнастика. При этом индивидуально  подобранные упражнения полезно сочетать с обычными, укрепляющими мышечно-связочный аппарат.

Хорошо также помогают ежедневные теплые ванны для ног (Т=35–36 °C) и массаж стоп и голеней. В ряде случаев применяются специальные стельки-супинаторы, которые приподнимают уплощенный свод стопы. Эффективность лечения плоскостопия во многом зависит от стадии его развития.

Чтобы избежать плоскостопия, очень важно иметь: правильные осанку и походку, т. е. всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе; нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни.

Мышечно-связочный аппарат  как ног, так и всего организма  укрепляют ежедневная гимнастика, занятия  спортом и массаж.

Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться на продолжительную ходьбу, тем самым укрепляя мышцы ног. В комплекс утренней гимнастики хорошо включать упражнения для укрепления мышц стопы и голени (приседания с предварительным подниманием на поставленные параллельно пальцы ног, пружинящие прыжки на месте в том же положении ног), хождение на носках и пятках, на повернутых внутрь стопах, на наружных краях стоп.

Положительно сказываются  на осанке и формировании свода стопы  занятия в группах фигурного  катания на коньках. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке, скошенной, траве, двигать пальцами голых ног.

Если длительное время  приходится находиться на ногах, то необходимы кратковременные (по 5-10 мин) перерывы для отдыха сидя, а также опираясь на наружные края стоп. Хорошо укрепляют мышцы стоп массаж их наружного и внутреннего края, а также передних и внутренних мышц голени.

Самомассаж ног рекомендуется  производить при появляющемся чувстве  утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопы. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы.

Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, массаж стопы  – от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе – поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).

 

Список литературы

 

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2. Журнал «Здоровье» №1 за 1991 год

3. М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности - ПСИХОЛОГИЯ. - Минск.: Изд-во МИУ, 2009

4. Опорно-двигательный аппарат, спланхнология, центральная нервная система. Методическое пособие по изучению анатомии человека. Казань, 1972.

5. Пенькова И.В., Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Учеб.-метод. пос. - Тюмень: Вектор БУК, 2000. - 40 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профилактика нарушения осанки, сколиоза, плоскостопия