Психическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 00:27, реферат

Описание

Длительное время здоровье трактовалось, как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение, главным образом, для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье во все возрастающей степени осмысляется, как значимый феномен собственно социального бытия, «структурообразующий фактор социальности». Предпринимаются попытки исследовать здоровье в его объективной всеобщности, пространстве социальной эволюции, отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определенном этапе становления. Иными словами, здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Понятие о психическом здоровье 4
§2. Критерии психического здоровья 7
§3. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)


13

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

§1. Понятие о психическом здоровье                                                                  4                                                   

§2. Критерии психического здоровья                                                                  7

§3. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция                                           8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Длительное  время  здоровье трактовалось,  как проблема индивидуально-личностного  бытия, имеющая значение,  главным  образом,  для  выживания и  развития  отдельного индивида. В настоящее время здоровье во все возрастающей степени осмысляется,  как  значимый феномен  собственно  социального  бытия, «структурообразующий фактор  социальности». Предпринимаются  попытки  исследовать  здоровье  в  его  объективной  всеобщности,  пространстве  социальной эволюции, отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определенном этапе становления. Иными словами, здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие о психическом здоровье

 

Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.

Современная наука определяет психическое здоровье посредством суммы медицинских и психологических критериев, а также социальных норм и ценностей. Пограничные состояния данного аспекта здоровья человека являются наиболее обширной и труднодиагностируемой группой психических проявлений.

Достаточно сложно провести четкую границу между психическим здоровьем и психическим расстройством, если оно клинически явно не проявляется. Пограничная полоса, пролегающая между ними и, в то же время, соединяющая их друг с другом, достаточно широкая, а границы, отделяющие болезнь от здоровья, являются неустойчивыми и неопределенными.

Психическое здоровье – это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни.

Выделяют три уровня психического здоровья человека:

        уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы);

        уровень индивидуально-психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности);

        уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).

Очевидно, что каждый уровень психического здоровья человека имеет свою медико-психологическую и социально-ценностную систему критериев нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях.

Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.).

Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).

С целью предупреждения рождения ребенка с наследственным психическим заболеванием используется медико-генетическое консультирование. Это особый вид медицинской помощи, суть которого заключается в определении вероятности (риска) рождения больного ребенка у конкретной родительской пары.

Для возникновения патологий с наследственной предрасположенностью, таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, нетравматические формы эпилепсии, некоторые виды слабоумия, необходимо сочетание генетических факторов с неблагоприятным действием окружающей среды.

Профилактика этого вида наследственных изменений включает раннее диагностирование заболевания, медико-генетическое консультирование и создание такой среды обитания, которая будет препятствовать их развитию.

Существуют психические дефекты, не имеющие очевидной наследственной природы. Во время беременности их причинами могут быть инфекции и интоксикации, во время родов – психические и физические воздействия или черепно-мозговые травмы.

Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка. Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка.

Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни: формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков. Следует научиться контролировать свои эмоции и противостоять стрессогенным нагрузкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Критерии психического здоровья

     Одним  из  определяющих  критериев  психического  здоровья, довольно  часто  применяемых  в  современных  психотерапевтических методиках  разной  направленности,  служит  сопоставление  образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую  степень  совпадения реального «Я»  с идеальным принято считать  хорошим  показателем  психического  здоровья.  Для  психически здорового  человека  неприемлемы  идеи  заброшенности,  одиночества, пессимистические  настроения.  Он  обладает  достаточным  запасом жизненных  сил,  позволяющим  ему  поддерживать  духовную  бодрость  и придерживается оптимистических идеалов.

      Особое  значение  среди  критериев  психического  здоровья  личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, уравновешенности,  а  также  таким  составляющим  ее  направленности,  как  духовность (доброта, справедливость и т.д.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

      Исходя из приведенных теоретических подходов к основным критериям психического здоровья следует отнести:

     -  соответствие  между  образами  отражаемых  объектов  действительности и реакциями субъекта на них;

     -  соответствие между возрастом и уровнем зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

     -  успешность социальных контактов;

     -  способность  ставить  перед  собой  долговременные  определенные цели и достигать их.

      На основании выделенных критериев возникает такое определение психического  здоровья:  отсутствие  выраженных психических  расстройств,

определенный     резерв    сил    для    преодоления  неожиданных затруднений, состояние внутриличностного равновесия между человеком и

окружающим миром.

§3. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция

 

Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств. Любое переживание – это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувство – это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида.

Существующая условная классификация все потребности человека распределяет на три большие группы:

        Витальные – потребности биологического порядка: в пище, сне, воде, в продолжении рода и др.

        Социальные – потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам.

        Идеальные – потребности познания себя и окружающего мира, смысла и значения своего существования и др.

Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, морально-нравственными качествами личности и потребностями общества.

Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния. Эмоции – кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. По характеру изменения в течение физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых – снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

Эмоции – это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе.

Соматический компонент эмоций выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Он вызывает изменение подвижности век и глазного яблока.

Вегетативные выражения эмоций подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующей определенное эмоциональное проявление.

Эмоции влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, изменяя ритм сердцебиения, артериальное давление, кровоток. Они вызывают нарушения ритма дыхания, соотношения длительности вдоха и выдоха.

На эмоции реагирует вся пищеварительная система. При этом возникает торможение двигательной активности пищеварительного тракта, тошнота, угнетение слюноотделения, нарушение секреции и моторики желудка. Они изменяют обмен веществ, состав и свойства крови.

Вегетативные реакции могут вызвать и положительные эмоции, но, в отличие от отрицательных, они не приводят к нарушениям физиологических функций.

Эмоции одного и того же типа могут вызывать различные состояния у разных людей. Так, известно, что у одних гнев подавляет аппетит, а у других – увеличивает его. Страх может вызвать как прилив деятельности и активности, так и состояние оцепенения.

Предельно кратковременные, бурно протекающие эмоции, связанные с двигательной активностью, называются аффектами.

Это могут быть состояния ужаса, испуга, ярости, восторга и другие. Аффект является «эмоциональным взрывом», при котором человек может полностью терять контроль над своими действиями.

Эмоциональные состояния – более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К ним относятся страсть и настроение.

Страсть – достаточно продолжительное и средневыраженное эмоциональное состояние, которое подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека и стимулирует его активную деятельность к удовлетворению совершенно определенных желаний.

Настроение – наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека.

Особым видом эмоциональных состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения.

Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь разную силу и длительность:

Информация о работе Психическое здоровье