Пследствия родовой травмы у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:13, реферат

Описание

Несмотря на то, что беременность и роды это физиологические процессы, новорождённый может подвергнуться нежелательным механическим воздействиям, способным привести к деформации черепа и другим травмам, не видимым невооруженным глазом, но которые могут создать ребенку проблемы на всю оставшуюся жизнь. Нормальные для мамы роды не являются залогом отсутствия стресса и микротравм на уровне черепа младенца. Даже самая совершенная медицинская помощь не исключает ситуации, следствием которой может стать родовая травма новорожденного. Чтобы оградить себя от напрасных волнений, рекомендуется заранее узнать об этих проблемах.

Содержание

1. Понятие родовой травмы и её последствия…………………………4
2. Характеристика последствий родовых травм……………………….7
3. Профилактика родовых травм……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

родовые травмы.docx

— 43.29 Кб (Скачать документ)

Кривошея

Кривошея  – это недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной  мышцы, при котором происходит ее укорочение, при этом голова наклоняется  в пораженную сторону и поворачивается в противоположную, состояние может  сопровождаться болевыми ощущениями, при попытке повернуть голову в противоположную сторону. Кривошея подразделяется на приобретенную (наиболее часто встречающуюся в результате родовой травмы) и врожденную, причиной которой могут стать: вынужденное положение головки ребенка во внутриутробный период, состояние здоровья роженицы – наличие хронических заболеваний. Во время родов часто происходит повреждение шейных позвонков и мышц шеи и плечевого пояса, в результате чего может ухудшаться кровообращение головного мозга, появляться мышечная боль и спазм мышц. Организм старается адаптироваться к этому, и происходит наклон шейного отдела позвоночника. В дальнейшем, в результате перераспределения нагрузки на костную ткань частично закрываются зоны роста с одной стороны, что приводит к развитию аномального позвонка. Это увеличивает нагрузку на шейные позвонки, которые также в результате этого изменяются, приводя к изменению физиологических изгибов шейного отдела и снижению амортизационной функции позвоночника.

Важно как можно раньше выявить нарушение. Тогда для лечения достаточно будет применить электрофорез йодида калия, специальный массаж и фиксирование правильного положения головы за счет специальных валиков ликвидации кривошеи.

Часто встречаются случаи, когда родители, ожидая самопроизвольного решения  проблемы, теряют драгоценное время, мышца фиброзируется (полностью  теряет свою эластичность) и тогда  остается единственный выход операционное рассечение мышц шеи со всеми вытекающими  последствиями: госпитализация, общий  наркоз и послеоперационные рубцы, оставляющие видимый косметический дефект.

Остеопатия  является наиболее эффективным и  безвредным методом лечения кривошеи. Врач, воздействуя руками на специфические  спазмированные зоны мышц шеи и плечевого  пояса, добивается их расслабления и  восстановления правильного соотношения  позвонков шейного отдела позвоночника.

Гиперактивность

Гиперакти́вность  — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает  норму. Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Определить гиперактивность новорожденного малыша очень сложно. Чаще на первые «подо­зрительные» симптомы родители или воспитатели в детском саду начинают обращать внимание не раньше 2-3 лет.

До этого  времени на возможный в будущем  диагноз «гиперактивность» у младенцев могут указывать:

  • раннее психомоторное развитие (такие детки обычно слишком рано начинают поворачиваться, садиться, вставать, ходить) и, вместе с тем, некоторая неуклюжесть движений по сравнению с другими детьми;
  • навязчивые (переступание с ноги на ногу, болтание ногами во время сидения) и неловкие движения – хождение «нога за ногу»;
  • частый плач и плохой сон.

Лечение должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня, предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое, оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. В России для лечения традиционно применяют ноотропные средства (глиантилин, кортексин, энцефабол), препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту( это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге). Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога. Кроме этого, для лечения детей воздействуют очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга - используется транскраниальная микрополяризация, что позволяет уменьшить степень гиперактивности.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детские церебральные параличи — собирательный  термин, объединяющий группу непрогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению  к поражению или аномалиям  головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития.

Факторы риска  детского церебрального паралича включают:

  • Инфекционные заболевания, судорожные состояния, патологию щитовидной железы, вредные привычки и прочие медицинские проблемы матери.
  • Врожденные дефекты, в особенности головного и спинного мозга, головы, лица, легких и нарушение обмена веществ.
  • Несовместимость по резус фактору, по группе крови между матерью и плодом, которая может вызвать повреждения мозга у плода.
  • Определенные наследственные и генетические факторы.
  • Осложнения во время родов.
  • Преждевременные роды.
  • Низкая масса при рождении.
  • Выраженная желтушность после рождения.
  • Множественные плоды (двойня, тройня).
  • Гипоксия мозга в период беременности, во время или после рождения ребенка.
  • Повреждения мозга в раннем возрасте.

Формы:

  1. Спастическая диплегия (Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица. Характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными. Как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта).
  2. Двойная гемиплегия (Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Часто сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность).
  3. Гиперкинетическая форма (Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения).
  4. Атонически-астатическая форма (Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности ).
  5. Гемиплегическая форма (характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы).
  6. Смешанные формы.

Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды — патогенетическим и сиптоматическим:

  • ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям
  • препараты, снижающие тонус мышц (при необходимости)
  • препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы
  • ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви
  • тенотомия, сухожильная пластика, открытая миотомия, подкожная (закрытая) миотомия, сухожильно-мышечная пластика и другие оперативные мероприятия
  • функциональная нейрохирургия
  • микротоковая рефлексотерапия.

Внутричерепная  родовая травма

Внутричерепная  родовая травма – это разные по степени тяжести и локализации  мозговые церебральные нарушения, возникающие  во время родов в основном вследствие механического повреждения черепа и его содержимого. Причины возникновения внутричерепной родовой травмы можно условно подразделить на две группы: главные, или разрешающие, и предрасполагающие. К первым следует относить механические повреждения черепа и его содержимого во время родов, ко вторым – неправильное внутриутробное развитие плода, недоношенную или переношенную беременность, ведущие к возникновению внутриутробной гипоксии. Немаловажную роль в развитии внутричерепного кровоизлияния играет ломкость и проницаемость сосудов новорожденного, снижение к моменту рождения ребенка содержание протромбина, тромбоцитов, фибриногена, снижение свертываемости крови. Особенно часто это встречается у недоношенных детей. Клиника внутричерепной травмы зависит от локализации и обширности кровоизлиянии в мозг. Различают эпидуральные, субдуральные, субарахноидальные, внутримозговые, внутрижелудочковые, иногда повреждается намет мозжечка, нарушается целостность вен, синусов твердой мозговой оболочки. Большую опасность представляют кровоизлияния, вблизи жизненно важных центров головного мозга.

Различают 3 степени тяжести внутричерепной мозговой травмы:

1 - я  степень - вялость, снижение рефлексов,  слабый крик. Движения скованы  и ограничены, напряжение сгибательных  мышц конечностей. На фоне сниженного  мышечного тонуса может возникнуть  дрожание, двигательное беспокойство. Часто бывает дыхательная и  сердечная аритмии. Часто отмечается  посинение кончиков пальчиков,  губ, носика, ушек или общее  посинение. Сосание ослаблено,  тоны сердца приглушены.

2 - я  степень - характеризуется угнетением, а затем возбуждением нервной  системы. В стадии угнетения  отмечается снижение двигательной  функции, снижение или отсутствие  рефлексов, мышечная слабость, отсутствие  крика, сосательного и глотательного  рефлексов, глухость тонов сердца, брадикардия, аритмия. При возбуждении  нервной системы появляются судороги, нарушение сна, беспокойство, менингеальные  симптомы (ребенок лежит с запрокинутой  головой, вытянутыми ногами и  прижатыми к туловищу руками). Отмечается высокая температура,  частый пульс, кожные покровы синеватые, большой родничок выбухает и напряжен, появляются парезы и параличи. Глотание и сосание отсутствуют.

3 - я  степень - характеризуется очень  тяжелым состоянием, резким угнетением  всех жизненноважных функций.  Дыхание аритмично, учащено или  замедленно. Тоны сердца глухие, аритмичны. Мышечная слабость  и обездвиженность могут чередоваться  с повышенным тонусом мышц, судорогами. Возможно развитие гидроэнцефалии  с расхождением швов черепа. Увеличение  черепа, появление параличей, резкое вскрикивание ребенка.

Диагноз внутричерепная родовая травма устанавливается  на основе данных осмотра глазного дна (имеется отек и кровоизлияния) и ликвора (он мутный, имеется кровь, количество белка и лимфоцитов увеличено, имеются измененные эритроциты, давление его повышено). Внутричерепная родовая  травма опасна для жизни ребенка  и своими осложнениями после болезни - церебральные параличи, олигофрения, эпилепсия, гидроэнцефалия, неврозы, нарушение  вегетативной нервной системы.

Лечение

В остром периоде проводят реанимационные мероприятия  уже в родильном зале. Затем  в специальной палате при отделении  новорожденных проводят интенсивную  терапию в течении недели. После  этого лечение продолжают в специализированном отделении.

Основные  принципы лечения:

1. Максимальный  покой. 

2. Назначение  гемостатических средств. 

3. Дегидротационная  терапия. 

4. Дезинтоксикационная  терапия. 

5. Противосудорожные,  противорвотные, гипотермические препараты. 

6. Нейролептические  препараты. 

7. Антибиотики. 

Информация о работе Пследствия родовой травмы у детей