Введение
К
реформированию сестринского образования
в России приступили в 1993 году, когда
стало очевидно, что сестринское
дело без реформ обречено на вымирание.
Основным
понятием современной модели сестринского
дела является сестринский процесс.
Это метод научно-обоснованных и
осуществляемых на практике медсестрой
своих обязанностей по оказанию помощи
пациентам.
Новые
учебные планы и программы
составлены уже в соответствии с
реформой сестринского дела. Это позволит
со временем приблизить деятельность
российских м/с к требованиям
международных стандартов, повысить
престиж профессии в обществе.
В
ходе написания работы ставится следующая
цель – рассмотрение влияния
изучения предмета сестринское дело
в медицинском училище на формирование
будущих специалистов.
Для
достижения цели ставятся следующие
задачи:
- Рассмотрение
определения сестринского дела;
- Рассмотрение
сегодняшнего состояния развития сестринского
дела;
- Рассмотрение
влияния изучения данного предмета на
формирование будущих специалистов.
Мировой
опыт показывает, что будущее неизбежно
за сестринским процессом, и сейчас
очень важно взять развивать
эту науку, как основу при формировании
личностных и профессиональных качеств
медицинских работников.
Психологические
условия обучающего
и воспитывающего
эффекта изучения
в медицинском
училище предмета
Сестринское дело
На
определение сестринского дела влияют
разнообразные факторы. Это, прежде всего,
экономические, социальное и географическое
положение страны, существующая система
охраны здоровья и уровень ее развития,
структура сестринского персонала с четко
определенными функциональными обязанностями,
отношения медицинского персонала и общества
к сестринскому делу, наконец, это и личное
мировоззрение человека, который дает
определение сестринскому науке.
Сестринское дело - это наука,
направленная на решение существующих
и потенциальных проблем пациента
со здоровьем в условиях изменяющейся
окружающей среды.
Комитет экспертов ВООЗ еще
в 60-е годы 20 века определил
сестринское дело как «практику
человеческих отношений», а медицинская
сестра «должна уметь распознать потребности
пациентов, которые появляются в связи
с болезнью, осуществляя к каждому индивидуальный
подход».
Считается классическим определение,
которое дала американская медицинская
сестра и преподаватель Вирджиния
Хендерсон в 1961 году, и которое
получило со временем международное
признание: «Уникальность призвания
медицинской сестры состоит в
том, чтобы оказывать каждому
человеку, больному или здоровому,
помощь во всем, что способствует
его здоровью или его обновлению,
или приходу безболезненной смерти,
и с чем человек мог бы
справиться без посторонней помощи,
если бы она была достаточно
здоровой, и делать это таким
образом, чтобы помочь больному
быстрее приобрести независимость».
Но первое определение сестринскому
делу дала родоначальница медсестринства
Флоренс Найтингейл в известных
«Записках об уходе» в 1859 году,
сформулировав его как действие по применению
окружающей среды пациента для его выздоровления.
Лечебное дело состоит в том,
что все знания и практические
действия врача направлены на
диагностирование и лечение заболевания
отдельного человека. Большинство
видов врачебной деятельности - будь
то лечение, преподавание или
исследовательская работа - направлены
на различные аспекты патологических
механизмов развития заболеваний.
Напротив, болезнь ставит перед
больным, его семьей, коллективом,
в котором он работает или
обучается, ряд вопросов и проблем.
Например, врачи спасли жизнь
человеку, который перенес черепно-мозговую
травму, но не смогли из-за тяжести
повреждений сохранить пациенту
зрение. У больного и его семьи
возникло множество проблем, которые
они не могут решить без
помощи медицинской и социальной
служб, без помощи общества.
В этом случае часть проблем
пациента может помочь решить
именно медицинская сестра. Она
поможет пациенту и его семья
психологически адаптироваться
к ситуации, которая возникла, обучит
его элементам самогигиены и
самоухода, поможет найти свое
место в общественной жизни.
Итак, сестринское дело ориентировано
в большей степени на человека
или группу людей (семью, коллектив,
общество), чем на болезнь. Оно
направлено на решение проблем
и потребностей людей, их семей
и общества в целом, которые
возникли или могут возникнуть
в связи с изменениями в
здоровье.
Таким образом, сестринское дело
- это самостоятельная профессия,
которая владеет достаточным
потенциалом, чтобы стать вровень
с лечебным делом. Поэтому функции
медицинской сестры значительно
шире, чем простое выполнение
указаний и назначений врача.
На ее плечи положены основные
обязанности по уходу за пациентом,
профилактики заболеваний, сохранения
здоровья, реабилитации и облегчения
страданий. Она должна быть хорошим руководителем,
который владеет задатками лидера, менеджера,
педагога и психолога.
На собрании национальных представителей
Международного совета сестер (Новая
Зеландия, 1987 год) было сформулировано
понятие «сестринское дело»: «Сестринское
дело является составной частью системы
охраны здоровья и включает в себя деятельность,
направленную на укрепление здоровья,
профилактику заболеваний, оказание психосоциальной
помощи лицам, которые имеют физические
и психические заболевания, уход за ними,
а также неработоспособными всех возрастных
групп. Такая помощь оказывается медицинскими
сестрами, как в лечебных, так и в каких-либо
других учреждениях, также дома и везде,
где в ней имеется потребность».
Одновременно с положительными
сдвигами в медицине увеличивается
опасность, которой подвергается
человек, попадая в сферу медицинского
влияния. При быстром росте
численности населения, распространении
бедности среди жителей нашей
планеты актуальными остаются
принципы оказания медицинской
помощи: эффективность - равность - безопасность.
Это еще одна из причин высоких требований
к профессии медицинской сестры. Таким
образом, миссия сестринского дела состоит
в удовлетворении потребностей пациентов
в высококвалифицированной и специализированной
медицинской помощи.
Являясь искусством и наукой,
сестринское дело в настоящее
время ставит перед собой следующие
задачи:
- разъяснять
населению назначение и важность сестринского
дела;
- привлекать,
развивать и эффективно использовать
сестринский потенциал для расширения
профессиональных обязанностей и удовлетворения
потребностей населения в сестринских
услугах;
- обеспечение
и проведение учебного процесса для подготовки
высококвалифицированных медицинских
сестер, а также проведения последипломной
подготовки специалистов со средним и
высшим сестринским образованием;
- формирование
определенного стиля мышления у медицинских
сестер;
- обучение
медсестер культуре общения с пациентами,
членами их семей, коллегами, с учетом
этических, эстетических и деонтологических
аспектов поведения;
- разработка
и внедрение новых технологий сестринской
помощи;
- обеспечение
высокого уровня медицинской информации;
- создание
эффективных стандартов качества сестринской
помощи;
- проведение
научно-исследовательской работы в области
сестринского дела.
Из зависимого
подразделения медицины сестринское дело
развивается в самостоятельную науку.
Сестринское дело имеет свою философию,
теорию, стандарты и модели.
Выделяют
4 функции сестринского дела:
- Осуществление
сестринского ухода и руководство им.
В основе этой функции лежит медсестринский
процесс.
- Обучение
пациентов и их семей основным навыкам,
которые обеспечивают сохранение и обновление
здоровья.
- Выполнение
роли эффективного члена медико-санитарной
бригады. Медико-санитарная бригада - это
группа людей, которые объединены единственной
целью - оказание помощи больному. В состав
бригады входят врач, медицинская сестра,
санитар или же бригада может быть сестринской
(медицинская сестра-бакалавр, медицинская
сестра).
- Развитие
сестринской практики и проведение сестринских
исследований.
На
сегодняшний день уже создана
многоуровневая система подготовки
медицинских сестер, которая включает
в себя базовую (основную) подготовку;
повышенный (углубленный) уровень подготовки
с квалификацией "медсестра-организатор"
и высшее сестринское образование.
С 1997 года медицинские училища базового
уровня подготовки переходят на новые
образовательные Государственные
стандарты, которые максимально
приближаются к требованиям международного
уровня, а с сентября 2002 года началось
обучение медицинских сестер по Государственным
образовательным стандартам, уже отвечающим
международным требованиям к уровню подготовки
медицинских сестер с перспективой выдачи
дипломов международного образца. В обучение
включаются новые дисциплины, большое
внимание уделяется региональным особенностям,
вводятся предметы, предлагаемые к изучению
по выбору студентов.
В
настоящее время сестринское
дело - неотъемлемая составная часть
системы здравоохранения. Оно является
многогранной медико- санитарной дисциплиной
и имеет медико-социальное значение, поскольку
призвано поддерживать и охранять здоровье
населения.
Согласно
международной договоренности, концептуальной
моделью сестринского дела является
структура, основанная на философии
сестринского дела, включающей четыре
парадигмы: сестринское дело, личность,
окружающая среда, здоровье.
Понятие
личности занимает особое место в
философии сестринского дела. Объектом
деятельности медицинской сестры является
пациент, человек как совокупность
физиологических, психосоциальных
и духовных потребностей, удовлетворение
которых определяет рост, развитие
и слияние его с окружающей
средой.
Сестре
приходится работать с разными категориями
пациентов. И для каждого пациента
сестра создает атмосферу уважительного
отношения к его настоящему и
прошлому, к его жизненным ценностям,
обычаям и убеждениям. Она принимает
необходимые меры безопасности пациента,
если его здоровью угрожает опасность
со стороны сотрудников или других людей.
Окружающая
среда рассматривается как важнейший
фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность
и здоровье человека. Она включает
в себя совокупность социальных, психологических
и духовных условий, в которых
протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье
рассматривается не отсутствие болезней,
а как динамическая гармония личности
с окружающей средой, достигаемая
посредством адаптации.
Сестринское
дело является наукой и искусством,
направленным на решение существующих
проблем, связанных со здоровьем
человека в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Философия
сестринского дела устанавливает основные
этические обязанности специалистов
по обслуживанию человека и общества;
цели, к которым стремится профессионал;
моральные качества, добродетели
и навыки, ожидаемые от практикующих
специалистов.
Основной
принцип философии сестринского
дела - уважение прав и достоинств человека.
Он реализуется не только в работе
сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве
с другими специалистами.
Согласно
Государственному образовательному стандарту
СПО по предмету Сестринское дело, выпускники,
освоившие данный предмет, должны:
- понимать
сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес;
- иметь представление
о современном мире как духовной, культурной,
интеллектуальной и экологической целостности;
осознавать себя и свое место в современном
обществе;
- знать основы
Конституции Российской Федерации, этические
и правовые нормы, регулирующие отношения
человека к человеку, обществу и природе;
уметь учитывать их при решении профессиональных
задач;
- обладать
экологической, правовой, информационной
и коммуникативной культурой, элементарными
умениями общения на иностранном языке;
- обладать
широким кругозором; быть способным к
осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному
поиску истины, к критическому восприятию
противоречивых идей;
- быть способным
к системному действию в профессиональной
ситуации, к анализу и проектированию
своей деятельности, самостоятельным
действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым
к проявлению ответственности за выполняемую
работу, способным самостоятельно и эффективно
решать проблемы в области профессиональной
деятельности;
- быть способным
к практической деятельности по решению
профессиональных задач в организациях
различных организационно-правовых форм;
владеть профессиональной лексикой;
- быть способным
научно организовать свой труд, готовым
к применению компьютерной техники в сфере
профессиональной деятельности;
- быть готовым
к позитивному взаимодействию и сотрудничеству
с коллегами;
- быть готовым
к постоянному профессиональному росту,
приобретению новых знаний;
- обладать
устойчивым стремлением к самосовершенствованию
(самопознанию, самоконтролю, самооценке,
саморегуляции и саморазвитию); стремиться
к творческой саморегуляции;
- знать основы
предпринимательской деятельности и особенности
предпринимательства в профессиональной
сфере;
- иметь научное
представление о здоровом образе жизни,
владеть умениями и навыками физического
совершенствования.