Сестринское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 04:27, контрольная работа

Описание

К реформированию сестринского образования в России приступили в 1993 году, когда стало очевидно, что сестринское дело без реформ обречено на вымирание.
Основным понятием современной модели сестринского дела является сестринский процесс. Это метод научно-обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Мировой опыт показывает, что будущее неизбежно за сестринским процессом, и сейчас очень важно взять развивать эту науку, как основу при формировании личностных и профессиональных качеств медицинских работников.

Работа состоит из  1 файл

1 Понятие сестринского дела.docx

— 29.31 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     К реформированию сестринского образования  в России приступили в 1993 году, когда  стало очевидно, что сестринское  дело без реформ обречено на вымирание.

     Основным  понятием современной модели сестринского дела является сестринский процесс. Это метод научно-обоснованных и  осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

     Новые учебные планы и программы  составлены уже в соответствии с  реформой сестринского дела. Это позволит со временем приблизить деятельность российских м/с к требованиям  международных стандартов, повысить престиж профессии в обществе.

     В ходе написания работы ставится следующая  цель – рассмотрение  влияния  изучения предмета сестринское дело в медицинском училище на формирование будущих специалистов.

     Для достижения цели ставятся следующие  задачи:

    • Рассмотрение определения сестринского дела;
    • Рассмотрение сегодняшнего состояния развития сестринского дела;
    • Рассмотрение влияния изучения данного предмета на формирование будущих специалистов.

     Мировой опыт показывает, что будущее неизбежно  за сестринским процессом, и сейчас очень важно взять развивать  эту науку, как основу при формировании личностных и профессиональных качеств  медицинских работников.

 

     

     Психологические условия обучающего и воспитывающего эффекта изучения в медицинском  училище предмета Сестринское дело 

     На  определение сестринского дела влияют  разнообразные факторы. Это, прежде всего,  экономические, социальное и географическое положение страны, существующая система охраны здоровья и уровень ее развития, структура сестринского персонала с четко определенными функциональными обязанностями, отношения медицинского персонала и общества к сестринскому делу, наконец, это и личное мировоззрение человека, который дает определение сестринскому науке.   

       Сестринское дело - это наука,  направленная на решение существующих  и потенциальных проблем пациента  со здоровьем в условиях изменяющейся  окружающей среды.  

       Комитет экспертов ВООЗ еще  в 60-е годы 20 века определил  сестринское дело как  «практику человеческих отношений», а медицинская сестра «должна уметь распознать потребности пациентов, которые появляются в связи с болезнью, осуществляя к каждому индивидуальный подход».  

       Считается классическим определение,  которое дала американская медицинская  сестра и преподаватель Вирджиния  Хендерсон в 1961 году, и которое  получило со временем международное  признание: «Уникальность призвания  медицинской сестры состоит в  том, чтобы оказывать каждому  человеку, больному или здоровому,  помощь во всем, что способствует  его здоровью или его обновлению, или приходу безболезненной смерти, и с чем человек мог бы  справиться без посторонней помощи, если бы она была достаточно  здоровой, и делать это таким  образом, чтобы помочь больному  быстрее приобрести независимость».   

       Но первое определение сестринскому  делу дала родоначальница медсестринства  Флоренс Найтингейл в известных  «Записках об уходе» в 1859 году, сформулировав его как действие по применению окружающей среды пациента для его выздоровления.   

       Лечебное дело состоит в том,  что все знания и практические  действия врача направлены на  диагностирование и лечение заболевания  отдельного человека. Большинство  видов врачебной деятельности - будь  то лечение, преподавание или  исследовательская работа - направлены  на различные аспекты патологических  механизмов развития заболеваний.   

       Напротив, болезнь ставит перед  больным, его семьей, коллективом,  в котором он работает или  обучается, ряд вопросов и проблем.  Например, врачи спасли жизнь  человеку, который перенес черепно-мозговую  травму, но не смогли из-за тяжести  повреждений сохранить пациенту  зрение. У больного и его семьи  возникло множество проблем, которые  они не могут решить без  помощи медицинской и социальной  служб, без помощи общества.   

       В этом случае часть проблем  пациента может помочь решить  именно медицинская сестра. Она  поможет пациенту и его семья  психологически адаптироваться  к ситуации, которая возникла, обучит  его элементам самогигиены и  самоухода, поможет найти свое  место в общественной жизни.   

       Итак, сестринское дело ориентировано  в большей степени на человека  или группу людей (семью, коллектив,  общество), чем на болезнь. Оно  направлено на решение проблем  и потребностей людей, их семей  и общества в целом, которые  возникли или могут возникнуть  в связи с изменениями в  здоровье.   

       Таким образом, сестринское дело - это самостоятельная профессия,  которая владеет достаточным  потенциалом, чтобы стать вровень  с лечебным делом. Поэтому функции  медицинской сестры значительно  шире, чем простое выполнение  указаний и назначений врача.  На ее плечи положены основные  обязанности по уходу за пациентом,  профилактики заболеваний, сохранения  здоровья, реабилитации и облегчения страданий. Она должна быть хорошим руководителем, который владеет задатками лидера, менеджера, педагога и психолога.   

       На собрании национальных представителей  Международного совета сестер (Новая  Зеландия, 1987 год) было сформулировано  понятие «сестринское дело»: «Сестринское дело является составной частью системы охраны здоровья и включает в себя деятельность, направленную на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, оказание психосоциальной помощи лицам, которые имеют физические и психические заболевания, уход за ними, а также неработоспособными всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами, как в лечебных, так и в каких-либо других учреждениях, также дома и везде, где в ней имеется потребность».   

       Одновременно с положительными  сдвигами в медицине увеличивается  опасность, которой подвергается  человек, попадая в сферу медицинского  влияния. При быстром росте  численности населения, распространении  бедности среди жителей нашей  планеты актуальными остаются  принципы оказания медицинской  помощи: эффективность - равность - безопасность. Это еще одна из причин высоких требований к профессии медицинской сестры. Таким образом, миссия сестринского дела состоит в удовлетворении потребностей пациентов в высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи.  

       Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее  время ставит перед собой следующие  задачи:

  • разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;
  • привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;
  • обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер, а также проведения последипломной подготовки специалистов со средним и высшим сестринским образованием;
  • формирование определенного стиля мышления у медицинских сестер;
  • обучение медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, с учетом этических, эстетических и деонтологических аспектов поведения;
  • разработка и внедрение новых технологий сестринской помощи;
  • обеспечение высокого уровня медицинской информации;
  • создание эффективных стандартов качества сестринской помощи;
  • проведение научно-исследовательской работы в области сестринского дела.
 

   Из   зависимого   подразделения   медицины   сестринское   дело   развивается в самостоятельную науку.  Сестринское дело имеет свою философию, теорию, стандарты и модели.

     Выделяют 4 функции сестринского дела:

  1. Осуществление сестринского ухода и руководство им. В основе этой функции лежит медсестринский процесс.
  2. Обучение пациентов и их семей основным навыкам, которые обеспечивают сохранение и обновление здоровья.
  3. Выполнение роли эффективного члена медико-санитарной бригады. Медико-санитарная бригада - это группа людей, которые объединены единственной целью - оказание помощи больному. В состав бригады входят врач, медицинская сестра, санитар или же бригада может быть сестринской (медицинская сестра-бакалавр, медицинская сестра).
  4. Развитие сестринской практики и проведение сестринских исследований.
 

     На  сегодняшний день уже создана  многоуровневая система подготовки медицинских сестер, которая включает в себя базовую (основную) подготовку; повышенный (углубленный) уровень подготовки с квалификацией "медсестра-организатор" и высшее сестринское образование. С 1997 года медицинские училища базового уровня подготовки переходят на новые  образовательные Государственные  стандарты, которые максимально  приближаются к требованиям международного уровня, а с сентября 2002 года началось обучение медицинских сестер по Государственным образовательным стандартам, уже отвечающим международным требованиям к уровню подготовки медицинских сестер с перспективой выдачи дипломов международного образца. В обучение включаются новые дисциплины, большое внимание уделяется региональным особенностям, вводятся предметы, предлагаемые к изучению по выбору студентов.

     В настоящее время сестринское  дело - неотъемлемая составная часть  системы здравоохранения. Оно является многогранной медико- санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

     Согласно  международной договоренности, концептуальной моделью сестринского дела является структура, основанная на философии  сестринского дела, включающей четыре парадигмы: сестринское дело, личность, окружающая среда, здоровье.

     Понятие личности занимает особое место в  философии сестринского дела. Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, человек как совокупность физиологических, психосоциальных  и духовных потребностей, удовлетворение которых определяет рост, развитие и слияние его с окружающей средой.

     Сестре  приходится работать с разными категориями  пациентов. И для каждого пациента сестра создает атмосферу уважительного  отношения к его настоящему и  прошлому, к его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям. Она принимает необходимые меры безопасности пациента, если его здоровью угрожает опасность со стороны сотрудников или других людей.

     Окружающая  среда рассматривается как важнейший  фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность  и здоровье человека. Она включает в себя совокупность социальных, психологических  и духовных условий, в которых  протекает жизнедеятельность человека.

     Здоровье  рассматривается не отсутствие болезней, а как динамическая гармония личности с окружающей средой, достигаемая  посредством адаптации.

     Сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем, связанных со здоровьем  человека в изменяющихся условиях окружающей среды.

     Философия сестринского дела устанавливает основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества; цели, к которым стремится профессионал; моральные качества, добродетели  и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.

     Основной  принцип философии сестринского дела - уважение прав и достоинств человека. Он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве с другими специалистами.

     Согласно  Государственному образовательному стандарту  СПО по предмету Сестринское дело, выпускники, освоившие данный предмет, должны:

    • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; 
    • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; 
    • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; 
    • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;  
    • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; 
    • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;  
    • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; 
    • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой; 
    • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; 
    • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; 
    • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; 
    • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции; 
    • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере; 
    • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

Информация о работе Сестринское дело