Школьное питание в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:53, реферат

Описание

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы.
Организация рационального питания школьников может позволить достигнуть следующих основных целей: рост учебного потенциала детей и подростков; улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья; снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний, период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни; улучшение успеваемости школьников; повышение их общего культурного уровня.

Содержание

Введение
1. Основные принципы рационального питания детей и подростков
2. Организация питания школьников
3. Основные элементы производственного контроля за работой пищеблока
4. Пищевые отравления и их профилактика
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Школьное питание в современных условиях Ширинова М.К 421-ОЗР.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Южно-Казахстанская  Государственная Фармацевтическая Академия

Кафедра : Гигиена № 1

Специальность: Общественное здравоохранение

По дисциплине : Гигиена детей и подростков

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

На  тему : Школьное питание в современных условиях

 

 

 

 

Исполнитель студент (ка) : Ширинова М.К

 

4 курса 421_ группы

 

 

Проверил(а)   :      Ермолаева О.А

(Ф.И.О.  преподавателя)

 

 

Оценка ___________________   ______________________________

         Подпись преподавателя

 

Шымкент 2013г

 

Самостоятельная работа студента выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы взяты из научной литературы и других источников, имеются ссылки на них.

 

 

 

 

«_____»  ___________________  20___ г.

 

 

 

_______________________                     Ширинова М.К

Подпись студента              Ф.И.О.  студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Основные принципы  рационального питания детей  и подростков

2. Организация  питания школьников

3. Основные элементы  производственного контроля за  работой пищеблока

4. Пищевые отравления  и их профилактика

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организованное  школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени  удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы.

Организация рационального  питания школьников может позволить  достигнуть следующих основных целей: рост учебного потенциала детей и  подростков; улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья; снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний, период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни; улучшение успеваемости школьников; повышение их общего культурного уровня.

Во всех образовательных  учреждениях для детей и подростков с постоянным пребыванием последних  более 3-4 часов организовывается питание учащихся. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов. Для учащихся общеобразовательных учреждений предусматривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) вторых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для дополнительного питания учащихся) в достаточном ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену - обеда и полдника. Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации их двухразового или трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении).

Рациональное, здоровое питание детей и подростков в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения  их здоровья. Нарушения питания в  детском возрасте служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых  заболеваний, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.

1. Основные принципы рационального питания детей и подростков

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной  для детей и подростков, должны соблюдаться основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:

· удовлетворение потребности детей в пищевых  веществах и энергии, в том  числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями (питание, адекватное возрастным физиологическим потребностям);

· сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т. ч. по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);

· максимальное разнообразие рациона, которое достигается  путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных  способов кулинарной обработки;

· адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции, и сохранность пищевой  ценности всех продуктов;

· исключение из рациона питания продуктов и  блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание);

· учет индивидуальных особенностей детей (в том числе  непереносимости ими отдельных  видов пищевых продуктов или  блюд).

Существуют  «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии  для различных групп населения» утв. Главным госсанврачом, где определены нормы энергозатрат и потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах для различных возрастных групп.

Рекомендуемое соотношение в рационе питания  детей и подростков количества основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов составляет около 1:1:4 (по массе). Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10г). Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и подростков солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

Завтрак детей  должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник -15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии

2. Организация питания школьников

Питание школьников — это прежде всего сбалансированное питание, содержащее все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы, подобранные в нужных пропорциях.

Школьный период — это один из наиболее важных периодов для развития ребенка. Именно в эти годы происходит процесс формирования организма, половое созревание, становление ребенка как личности. И немаловажную роль в этом процессе играет правильное питание школьников. Именно правильное и здоровое питание поможет вашему ребенку создать гармоничную и целеустремленную личность.

Почему так важно  правильное питание для школьников?

Следует признать, что существующая школьная программа  нагружает ребенка просто таки тоннами информации. Мы можем долго рассуждать о том, насколько данная информация пригодится детям в повседневной жизни, но факт остается фактом — современная школа требует от ребенка огромного напряжения как физических, так и психологических сил. Если же прибавить ко всему этому все то количество информации, которое ребенок получает из телевизора, компьютера и Интернета, то получившаяся картина может нагнать тоску на кого угодно. А теперь задумайтесь над тем, а где же ребенку брать силы на преодоление всех этих трудностей? Правильно, только в своем рационе.

Древнее изречение: «ты есть то, что ешь ты» приходится здесь как никогда кстати. Правильное питание оказывает значительное воздействие на здоровье и развитие ребенка, поэтому задумайтесь над  этим вопросом.

Сколько калорий нужно школьнику?

Количество  калорий, необходимое ребенку, может  значительно варьироваться в  зависимости от уровня его физической и умственной активности. Правда, ученые высчитали примерное количество потребляемых калорий для различных  возрастных категорий школьников.

Первая категория —  это дети возрастом от 7 до 11 лет. Им необходимо минимум 2300 килокалорий  в сутки

Вторая категория —  это дети возрастом от 11 до 14 лет. Им необходимо минимум 2500 килокалорий  в сутки.

Третья категория —  это подростки возрастом от 14 до 18 лет. Им необходимо минимум 3000 килокалорий в сутки.

Следует учитывать, что регулярные интенсивные физические нагрузки увеличивают  суточную потребность в килокалориях минимум на 300 единиц.

Качество питания

Помимо количественного показателя, огромную роль играет показатель качественный. Килокалории можно получить питаясь только макаронами, вот только пользы от этого не будет никакой. Для того, чтобы ваш ребенок питался правильно, соблюдайте следующие правила:

  1. Максимально исключите из пищи ребенка продукты с различными красителями, консервантами и прочей химией. Естественно, полностью исключить вредные продукты из рациона ребенка вряд ли получится, но попытаться стоит.
  2. Помните, что растущему организму необходимы белки! Поэтому не забывайте включать в рацион ребенка мясо, желательно не в виде прожаренного до угольков куска. Если же вы сторонник вегетарианского способа жизни, то обязательно включайте в рацион ребенка орехи и иные продукты, содержащие растительный белок.
  3. Не стоит полностью исключать из рациона и углеводы с жирами. Углеводы — это мощные источники энергии, а жиры необходимы для правильного функционирования множества систем в организме.
  4. Старайтесь готовить на пару. Блюда, приготовленные на пару, сохраняют куда больше полезных веществ, чем блюда, приготовленные иным способом.
  5. На завтрак, обед и ужин у вашего ребенка должна быть горячая пища.
  6. Фрукты и овощи — вот помощники для гармоничного развития вашего ребенка. Именно фрукты и овощи являются прекрасными источниками большинства витаминов и минералов, необходимых растущему организму.
  7. Соблюдайте режим питания! Помните, что ребенку необходимо питаться минимум 4 раза в течение дня, а перерыв между приемами пищи не должен превышать 4-5 часов. Поэтому старайтесь кормить вашего ребенка по более-менее установленному графику.

Правильный график

Ученые провели  исследования и установили, что существует график принятия пищи, который больше всего подходит детям школьного  возраста. Он включает в себя два  завтрака, обед и ужин. Первый завтрак должен происходить в районе 7 часов утра, второй — между 10.30 и 11 часами. Обедать желательно в период с 14.00 до 15.00. Идеальным же временем для ужина является период времени с 19.00 до 19.30.

Однако стоит учитывать, что график приема ужина должен зависеть от времени отхода ребенка ко сну. Разница между временем приема ужина и временем отхода ко сну должна составлять около 3-4 часов. В случае, если эта разница будет больше — организм ребенка будет подвергаться стрессу от нехватки пищи, а если данная разница будет меньше, то высок риск того, что калории не будет использованы, а будут переведены в жировые отложения.

Организация питания  школьников предполагает обязательное использование в каждый прием  пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

Завтрак состоит  из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски в завтрак  используются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и  т. п. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясо-овощные, мясокрупяные рубленые кулинарные изделия.

При приготовлении  крупяных гарниров следует использовать разнообразные крупы, в том числе  овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе сложные овощные, гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда.

В качестве горячих  напитков в завтрак используются горячее молоко, витаминизированные кисели, компоты из свежих и сухих  плодов (фруктов), какао-напиток с  молоком, чай, чаи из различных видов  растительного сырья, напиток из шиповника и т. п. При наличии в составе завтрака горячего блюда в качестве напитка можно использовать соки, холодные витаминизированные напитки промышленного производства - готовые, в упаковке или инстантные (быстрорастворимые), приготовленные непосредственно на пищеблоке образовательного учреждения, другие витаминизированные напитки.

Обед состоит  из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно  горячее первое блюдо (суп), мясное или  рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.

В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные  супы, кроме острых. Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный, - готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясо-крупяные рубленые кулинарные изделия. Как гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры.

Полдник состоит  из двух блюд - молочного напитка  и хлебобулочного или мучного  кондитерского изделия (выпечки), а  также, желательно, третьего блюда - свежих фруктов или ягод. При трехразовом  питании детей и подростков в  образовательном учреждении в состав полдника можно включать более калорийное блюдо - запеканку, пудинг, блюдо из творога, яиц.

В наборы «сухого  пайка» для питания детей во время  длительных экскурсий допускается  включать (ограниченно) мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке.

3. Основные элементы производственного контроля за работой пищеблока

Производственный  контроль осуществляется по следующим  основным направлениям:

- Контроль за  формированием рациона питания  (включая контроль за ассортиментом, расчетным методом, с использованием АИС).

Информация о работе Школьное питание в современных условиях