Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:53, курсовая работа
В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.
Содержание…………………………………………………………………..2
Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3
1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3
1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6
1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6
1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12
Выводы по 1-ой главе………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16
2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18
Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21
Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23
3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся…………………………………………...27
3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….…35
Список использованных источников……
Для достижения поставленной
цели применялся метод
Этот опросник использовался для того, чтобы определить насколько успешно учителя различных социотипов справляются со своей деятельностью.
Исследования, проводившиеся на учениках, имели следующую цель: выявить социотипы учеников и сопоставить их с той профессией, которую они хотят в будущем получить. Это было сделано для того, чтобы определить насколько точно сориентированы на соционически правильный выбор профессии ученики. Гипотеза: все ученики сориентированы правильно на выбор профессии.
Исследования, проводившиеся на студентах 4-5 курсов имели целью выявить насколько правильно в соответствии с соционикой студенты выбирают профессии, а также все ли студенты довольны своим выбором. Гипотеза: люди определенных социотипов невольно выбирают профессии так, как предписывает это соционика, а если кто-либо по какой-то причине выбирает не ту профессию, то она ему не нравится.
Исследования, проводившиеся на учителях имели следующую цель: выявить влияние социотипа человека на успешность выполнения им педагогической деятельности. Гипотеза: наиболее подходящими педагогами являются люди с социотипами Вдохновитель, Лирик, Гуманист и Наставник.
2.2 Анализ полученных
результатов.
Данные, полученные в ходе исследования учеников, приведены ниже в таблице:
Социотип | Выбор ученика | Мнение соционики |
Лидер | Военный | + |
Администратор | Архитектор | + |
Мастер | Дизайнер | + |
Посредник | Менеджер | + |
Коммуникатор | Артист | + |
Политик | Дипломат | + |
Лирик | Врач | - |
Вдохновитель | Учитель | + |
Гуманист | Ветеринар | + |
Критик | Программист | + |
Аналитик | Программист | + |
Новатор | Экономист | - |
Посредник | Учитель | - |
Коммуникатор | Строитель | - |
Политик | Врач | - |
Лирик | Переводчик | + |
Гуманист | Учитель | + |
Критик | Журналист | - |
Аналитик | Журналист | - |
Новатор | Следователь | - |
Политик | Экономист | - |
Критик | Психолог | - |
По этим данным можно сделать вывод, что 50% учеников собираются выбрать профессию не подходящую им по социотипу. То есть гипотеза о том, что все ученики сориентированы правильно неверна и поэтому нужно этому вопросу уделять гораздо больше времени.
Результаты, полученные в ходе исследования студентов, приведены ниже в таблице:
Социотип студента | Обучается на … | Мнение соционики | Нравится ли студенту |
Критик | Программист | + | + |
Аналитик | Конструктор | + | + |
Политик | Юрист | + | + |
Вдохновитель | Математик | - | - |
Мастер | Строитель | + | + |
Лидер | Информатик | - | - |
Экспериментатор | Экономист | + | + |
Наставник | Агроном | - | - |
Гуманист | Учитель | + | + |
Вдохновитель | Ветеринар | + | + |
Коммуникатор | Строитель | - | - |
Наставник | Рекламщик | + | + |
Критик | Учитель | - | - |
По
таблице можно сделать вывод, что 35%
студентов выбрали профессии не подходящие
им по социотипу. Как и следовало ожидать,
эти студенты недовольны своей будущей
профессией. Те же, кто осуществил свой
выбор верно – довольны ей.
Результаты, полученные в ходе исследования учителей приведены в следующей таблице:
Социотип учителя | Их количество | Импонируют кол-ву учеников |
Лидер | 1 | |
Коммуникатор | 1 | 2 |
Вдохновитель | 1 | 11 |
Критик | 2 | |
Гуманист | 1 | 8 |
Посредник | 1 | |
Экспериментатор | 1 | 1 |
Как видно из таблицы, наибольшей любовью у учеников, как и предписывает соционика, пользуются учителя с социотипами Вдохновитель и Гуманист. На основании этого можно сделать вывод, что соционика дает верный подход к профориентации людей и ей можно и нужно руководствоваться при выборе профессии.
Выводы по 2-ой главе и рекомендации
В ходе проведенного исследования было выявлено то, что социотип человека влияет на успешность выполняемой деятельности и должен обязательно учитываться как при обучении человека, так и при его устройстве на работу. Хотелось бы порекомендовать побольше в школах проводить профориентацию учеников и делать это с привлечением соционики. А возможно даже и ввести в школах предмет «Соционика», где одной из рассматриваемых тем как раз была бы профориентация. Тогда уже со школьной скамьи дети будут правильно сориентированы в отношении выбора профессии, что впоследствии их может избавить от многих неприятностей. Ведь сейчас многие студенты выбирают специальность по совету своих родителей. Но беда здесь заключается в том, родители меряют собственным аршином. И то, что им кажется идеальным, правильным, безоговорочно советуют своим детям. А потом студенты не хотят учиться, потому что со временем понимают, что это не их род деятельности. Но деваться уже некуда и они доучиваются, а потом всю жизнь мучаются с нелюбимой работой.
Поэтому
важно в этом вопросе быть как
можно более просвещенным.
Н.В.Викулова
Современная техника
привела к полному и
Правильная система обучения обеспечивает
гармоническое развитие личности. Дефекты
обучения также могут способствовать
формированию аномальных черт характера
детей. Возможности учителей в психопрофилактике
связаны с созданием условий для успешного
процесса социальной адаптации учащихся,
улучшении психологического климата класса,
школы, предупреждение конфликтов. Весьма
ответственным моментом для ребенка является
первый школьный год. Здесь он впервые
сталкивается с новыми требованиями, непривычным
режимом и обязанностями. Легче адаптируются
к школе дети, посещавшие подготовительную
группу в детском саду, чем так называемые
"домашние" дети. Большую помощь родителям
в подготовке к школе могут оказать детские
врачи и медицинские психологи детских
поликлиник. Зная индивидуальные особенности
детей, они могут дать родителям конкретного
ребенка соответствующие рекомендации.
Важнейшее условие сохранности здоровья
состоит в адекватности предъявляемых
ученику требований его индивидуальным
возможностям, степени зрелости его нервной
системы. Речь идет не только о продолжительности
учебных занятий, но и о количестве подлежащего
усвоению учебного материала. К сожалению,
это обстоятельство не всегда в должной
мере учитывается учителями и родителями.
Утомление после учебных занятий вполне
естественно, но важно, чтобы оно не выходило
за допустимые пределы и не принимало
болезненного характера.
Преждевременному утомлению способствуют
длительное однообразие, однотипность
изучаемого материала. Это особенно важно
учитывать при построении уроков. Необходимо
использовать разнообразные формы и методы
обучения, менять виды деятельности учащихся.
При построении конкретного урока необходимо
также помнить, что количество новой информации
должно к концу урока уменьшаться. Ребенку,
испытывающему трудности в овладении
материалом, необходимо внушить уверенность,
что он достигнет цели. Это имеет не только
важное воспитательное значение, но и
укрепляет психику ребенка.
Поскольку учебные занятия всегда вызывают
ту или иную степень утомления, чрезвычайное
значение имеет правильная организация
отдыха учащихся во время школьных перемен
и после уроков. Режим дня для школьника
крайне необходим: для домашних занятий,
чтения, развлечений, пребывания на свежем
воздухе, спортивных игр и др. должны быть
предусмотрены определенные часы. Дополнительные
занятия во внеурочное время (занятия
в музыкальной, спортивной школах, участие
в кружках, изучение иностранных языков
и т.п.) могут привести к перегрузке и способствовать
переутомлению детей. В отношении внешкольных
занятий родителям и воспитателям необходимо
вносить известную организованность и
не допускать перегрузок в целях достижения
внешнего эффекта.
В основе психогигиены школьников должны
лежать следующие принципы:
Регулярно должна проводиться работа
по профилактике основных "школьных"
болезней (близорукость, нарушение осанки,
заболевания органов пищеварения). Каждый
урок должен соответствовать жизненным
процессам, происходящим в организме.
Если ребенок 40-45 минут сидит без движения,
у него происходит большое количество
нарушений: застой крови в венозных сосудах,
нарушение кровообращения в спинном и
головном мозгу.
Несколько физкультурных упражнений,
выполненных в ходе урока, предупреждают
резкое снижение работоспособности. После
физкультурных пауз, особенно с музыкальным
сопровождением, улучшается функциональное
состояние ЦНС.
Для улучшения мозгового кровообращения
можно провести следующую физкультминутку.
Исходное положение (далее
– и.п.)- сидя на стуле; 1 – голову наклонить
вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево;
4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6
– и.п.; 7 – голову наклонить назад; 8 –
и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
Физкультминутка для глаз.
Неправильное
воспитание часто может способствовать
формированию у ребенка психопатических
черт характера. О.В.Кербиков и В.Я.Гиндикин
(1962) на основании своих исследований указывали,
что гиперопека и безнадзорность в детстве
типичны для возбудимых психопатов. Воспитание
же по типу "золушки", т.е. без ласки
и внимания, при постоянных унижениях,
нередко приводит к нарушениям сна, являющегося
важнейшим условием для отдыха и восстановления
сил, и ведет к неврозам. Таким образом,
соблюдение психогигиенических норм в
процессе воспитания является в то же
время и психопрофилактикой. В основу
воспитания необходимо положить принцип
непрерывности. Не только целенаправленные
беседы с ребенком, но и игры, сказки несут
большую воспитательную нагрузку. О возрастных
особенностях ребенка следует помнить,
выбирая книжку для чтения, кинофильм,
спектакль, так как развитая способность
иллюзорно заменять объекты реальности
в соответствии с содержанием воображения
способствует развитию страхов. Если не
направлять некоторые игры, стимулирующие
воображение, возбуждение может перейти
в агрессию, которая становится характерной
чертой в поведении ребенка.
Итак, основные факторы, негативно влияющие
на состояние здоровья школьников:
Информация о работе Социотип учителя в психогигиене школьного образования