Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:53, курсовая работа
В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.
Содержание…………………………………………………………………..2
Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3
1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3
1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6
1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6
1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12
Выводы по 1-ой главе………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16
2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18
Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21
Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23
3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся…………………………………………...27
3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….…35
Список использованных источников……
Решать эти проблемы необходимо на всех
уровнях: внутришкольном, внешкольном.
C.М.Глушонок
Здоровье
– это состояние полного
Понятие о здоровьесберегающих технологиях:
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Цель – контроль и помощь в обеспечении
надлежащих гигиенических условий в соответствии
с регламентациями СанПиНов (использование
специальной аппаратуры).
Физкультурно-
оздоровительные технологии (ФОТ).
Цель - физическое развитие учащихся: закаливание,
тренировка силы, быстроты, гибкости.
Экологические
здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Цель-создание природосообразных, экологически
оптимальных условий жизни и деятельности
детей.
Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ).
Цель-сохранение жизни детей. Реализуется
через обеспечение условий безопасного
пребывания в школе.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии (ЗОТ).
Цель – такая организация образовательного
процесса на всех уровнях, при котором
качественное обучение, развитие и воспитание
учащихся не сопровождается нанесением
ущерба их здоровью.
От учителя – основной фигуры педагогического
процесса – в наибольшей степени зависит,
какое влияние на здоровье учащихся оказывает
их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими
являются образовательные технологии
и вся внутришкольная среда. На уроках
и во внеурочной работе учитель решает
три группы задач, связанных с проблемой
здоровья учащихся: диагностические, коррекционные
и формирующие, – фиксируя своё внимание
не только на учащихся, но и на условиях
проведения занятий.
В начале урока необходимо
оценить гигиенические условия в классе:
достаточна ли освещённость, не мешает
ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних
помещений, хорошо ли проветрен класс,
не слишком ли сухой воздух и оптимальна
ли его температура. Пренебрежение этими
требованиями приведёт к более быстрому
утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется
на здоровье.
Главный объект внимания
учителя – его ученики. Для учителя важно
психофизиологическое состояние школьников
и всё, что так или иначе связано с влиянием
на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка
эмоционально-психологического состояния
учащихся проводится по следующим показателям:
Для оценки преобладающей модальности состояния класса опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса. Подобными индикаторами выступают ученики, которые:
Путь к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:
Всё это способствует снижению перегрузки
и предотвращает переутомление учащихся,
предоставляет возможность для занятий
спортом, повышает эффективность учебно-воспитательного
процесса.
Ж.Л.Данилова
В наше время, когда жизнь требует переработки
огромного количества информации, повышения
стрессоустойчивости, адаптированности
человека к новым, часто изменяющимся
условиям окружающей социальной и природной
среды, старые приемы и методы деятельности
в образовательном взаимодействии уже
малоэффективны.
Психологический тренинг,
являясь системой специально организованного
интенсивного воздействия среди других
психологических методов, позволяет реализовать
необходимые условия развития профессионального
и личностного самосознания людей и актуализации
их ресурсов, изменить их поведение и отношение
к миру и другим людям.
За последние 10-15 лет психологический
тренинг стал одной из наиболее распространенных
форм психологической практики. При этом
зачастую различные формы психологического
тренинга в обыденном сознании противопоставляются
теоретическому, академическому знанию,
как знанию, не приносящему прямой практической
пользы.
Острая необходимость
проектирования и прогнозирования результатов
психологического воздействия, прежде
всего, связана с тем, что отдельные стихийно
возникающие тренинги не всегда отвечают
современным научным (в том числе теоретико-концептуальным)
требованиям и не могут в полной мере удовлетворить
насущные потребности общества в эффективном
и профессиональном инструменте совершенствования
и развития человека.
В связи с этим нам кажется, что последние
достижения теоретической психологии
дают возможность изменить сложившуюся
ситуацию, вооружить практических психологов
новым взглядом на психологический тренинг,
что в конечном итоге приведет к формированию
новой методологии осуществления тренингового
воздействия.
В последнее время особую
востребованность приобретают исследования,
где ведется поиск закономерностей динамики
личности участников образовательного
взаимодействия в процессе психологического
тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления
группового воздействия важен не только
для психологической практики, но и для
развития и углубления теоретических
представлений студенческой аудитории.
В настоящий момент среди практикующих
специалистов преобладает подход, при
котором тренер устанавливает монологичные
отношения с членами группы, скорее самопроявляется,
чем дает проявиться участникам [15, с. 58].
Субъектный подход к
человеку и его поведению принципиально
меняет понимание сущности тренинговой
работы. В субъектной парадигме ценен
сам процесс:не столь важно, каковы имеющиеся
сейчас успехи данного человека на пути
построения своего экологического мира,
главное — какова динамика этого процесса
[16].
В содержательном
плане отношения ведущего (преподавателя)
с группой в парадигме субъектности носят
характер подлинного взаимодействия,
а не двух одновременно существующих, взаимно
направленных векторов воздействия.
Говоря о тренинговых
методах, мы должны подчеркнуть, что в
этом случае методы направлены не на объект
действительности, а на субъект. Точнее
сказать, на субъектов двух типов — индивидуального
и группового. Из этого следует, что возможна
классификация тренинговых методов на
те, которые направлены на отдельных участников,
и те, которые предполагают работу с группой
как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные
и групповые процессы слиты в едином потоке,
поэтому сам ведущий фактически реализует
тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником; обычно
это происходит в случае диадного взаимодействия
ведущего и одного из членов группы, либо
при демонстрации техники индивидуальной
психокоррекционной или консультационной
работы, либо при проведении сеанса какого-либо
направления психотерапии в присутствии
наблюдателей, либо при спонтанном возникновении
диалога по какой-либо значимой для всех
теме [17, с. 82];
2) с группой — как единым целым; такая
ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель
дает задание, которое должна выполнить
вся группа, и обращается именно к группе
(или подгруппе), а не к отдельному участнику
(такой подход особенно важен в тренинге
сплочения);
3) через группу— с отдельным участником
посредством самой группы; внешне работа
на этом уровне напоминает картинку предыдущего,
однако здесь ведущий-преподаватель скрытым
образом использует ресурсы группы для
воздействия на одного или нескольких
участников (разумеется, в целях оказания
им психологической помощи, а не ради манипуляции
как таковой). Речевое воздействие в тренинге
опирается как на аргументацию, апеллируя
к социально и культурно обусловленным
ценностям, так и на механизмы вариативной
интерпретации действительности [18, с.
411].
Следовательно, при анализе
тренинговых методов необходимо опираться
на критерии, в которых учтены, с одной
стороны, единство индивидуальных и групповых
процессов, а с другой — уровни осуществления
деятельности ведущего в образовательном
пространстве в системе межличностного
взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы
со студентами доказывают свою состоятельность
как современные здоровьесберегающие
технологии образовательного взаимодействия.
Размышляя о перспективах разработки
теории и практики внедрения тренингов
в образовательный процесс вузовской
подготовки студентов-психологов, важно
отметить необходимые условия реализации
тренинговых программ.
Во-первых, необходимо
обеспечить преемственность тренингов
для разных возрастов (младший школьник
– младший подросток – подросток – старшеклассник
– студент).
Во-вторых, ведущие тренинговых
групп должны пройти особую профессиональную
подготовку.
В-третьих, следует придерживаться
специфической структуры занятий.
В-четвертых, обязательно
необходимо проводить динамическое диагностическое
сопровождение тренингового процесса.
В-пятых, методические
средства, применяемые на занятиях, должны
быть разнообразными. Кроме того, следует
чередовать индивидуальные и групповые
формы работы и способствовать созданию
особой предметнопространственной среды
тренинга.
И, наконец, принципиально
важно, чтобы позиция ведущего была динамичной,
обеспечивающей поддержкой и творчеством.
Проведение тренинговой работы требует
высокой квалификации ведущих, четкого
соответствия содержания и методического
оснащения занятий поставленным целям
и задачам тренинга.
Заключение
В данной курсовой работе проверялась взаимосвязь социотипа человека с успешностью выполняемой им деятельности.
Соционический тип личности — устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Знание своего психологического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, избежать лишних трудностей.
Соционика выделяет у каждого человека следующие признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Если для человека точно определить, какими признаками он обладает, то можно определить его социотип. Всего существует 16 социотипов: Инспектор, Лидер, Администратор, Мастер, Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель, Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист, Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.
Также
выделяют 4 сферы деятельности, в которых
каждый из социотипов сможет найти себе
достойное применение: производственно-
1.
Социотипы с сенсорикой и
2.
Социотипы с сенсорикой и
3.
Социотипы с этикой и
4.
Социотипы с логикой и
Информация о работе Социотип учителя в психогигиене школьного образования