Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 11:19, реферат
По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее — медикаменты). Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее — Инструкция № 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения.
1. Учет в медицинских учреждениях…………………………………..3
2. Учет медикаментов в аптеке учреждения…………………………..4
3. Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек…………..7
4. Учет наркотических препаратов…………………………………….7
5. Бюджетный учет……………………………………………………..10
6. Организация контроля………………………………………………19
7. Список использованной литературы……………………………….20
СОДЕРЖАНИЕ
По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее — медикаменты). Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее — Инструкция № 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно пункту 1 данной инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:
На основании данной инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.
Обеспечение
лечебного учреждения лекарственными
препаратами, изделиями медицинского
назначения, предметами ухода за больными
является основной задачей аптеки медицинского
учреждения. Учету лекарственных средств
в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен
раздел 2 Инструкции № 747. Ответственность
за сохранность медикаментов в аптеке
возложена на заведующего аптекой или
его заместителя (п. 9 Инструкции № 747).
С лицами, ответственными за сохранность
лекарственных средств, находящихся в
отделениях (кабинетах) учреждения, заключается
договор о полной индивидуальной материальной
ответственности (п. 8 Инструкции № 747).
В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений
подлежат предметно-количественному учету
следующие материальные ценности:
Предметно-количественный
учет лекарственных средств ведется
в книге предметно-
В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях. Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции № 747). Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов. Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в письме от 30 декабря 2005 г. № 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2002 г. № 382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств». Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной инструкции (п. 8). При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:
Акт
по уничтожению лекарственных
В конце каждого месяца заведующий аптекой
составляет отчет аптеки о приходе и расходе
аптекарских запасов в денежном (суммовом)
выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных
средств.
Учету
лекарственных средств в
Следует
несколько слов сказать об особенностях
учета наркотических препаратов
и психотропных веществ, используемых
в лечебных организациях. Наркотические
лекарственные средства и психотропные
вещества в силу своей специфичности не
могут свободно продаваться в аптеках.
Законодательством предусмотрены особые
требования к их учету и хранению.
Наркотические средства и психотропные
вещества, применяемые в медицине как
лекарственные средства, подлежат государственной
регистрации (п. 1 ст. 19 Закона от 22 июня
1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»).
Если учреждение осуществляет деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, то на основании
статьи 39 Закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных
веществах» оно должно вести журнал регистрации
операций, связанных с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, и журнал
регистрации операций, связанных с оборотом
прекурсоров наркотических средств и
психотропных веществ. Формы этих журналов
утверждены постановлением Правительства
РФ от 4 ноября 2006 г. № 644 (далее — Постановление
№ 644). Согласно Правилам ведения и хранения
специальных журналов регистрации операций,
связанных с оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров,
утвержденным Постановлением № 644, регистрация
операций, связанных с оборотом указанных
средств, ведется по каждому наименованию
средств на отдельном развернутом листе
журнала или в отдельном журнале регистрации.
Любые операции, в результате которых
изменяются количество и состояние наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
должны заноситься в журнал регистрации.
Журналы регистрации должны быть сброшюрованы,
пронумерованы и скреплены подписью руководителя
юридического лица и печатью юридического
лица. Руководитель учреждения назначает
лиц, ответственных за ведение и хранение
журналов регистрации, в том числе в подразделениях.
Записи в журналах регистрации производятся
в хронологическом порядке непосредственно
после каждой операции по каждому наименованию
наркотического средства, психотропного
вещества или их прекурсоров на основании
документов, подтверждающих совершение
этой операции. Каждая запись проведенной
операции, а также исправления заверяются
подписью лица, ответственного за ведение
и хранение журнала. Учреждения ежемесячно
проводят в установленном порядке инвентаризацию
наркотических средств и психотропных
веществ, а также сверку прекурсоров путем
сопоставления их фактического наличия
с данными учета (книжными остатками) с
отражением результатов проведенной инвентаризации.
Журнал регистрации хранится в металлическом
шкафу (сейфе) в технически укрепленном
помещении. Ключи находятся у лица, которое
отвечает за ведение и хранение журнала.
На основании записей в соответствующем
журнале регистрации юридические лица
представляют в установленном порядке
отчеты о деятельности, связанной с оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ. Журналы регистрации сдаются
в архив учреждения, где хранятся в течение
10 лет после внесения в них последней записи.
По истечении указанного срока журналы
регистрации подлежат уничтожению по
акту, утверждаемому руководителем. В
случае реорганизации или ликвидации
юридического лица журналы регистрации
и документы, подтверждающие осуществление
операций, связанных с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
сдаются на хранение:
Для учета медикаментов в бюджетных учреждениях предназначен счет 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства». На этом счете отражаются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара и тому подобное. Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года №747 (далее – Инструкция №747). Согласно пункту 1 Инструкции №747, в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете, учитываются:
- медикаменты – лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и тому подобное;
- перевязочные средства – марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и тому подобное;
- вспомогательные материалы – бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и тому подобное;
- тара – склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.
Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может осуществляться непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения либо через аптечные склады поставщика. Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена, в соответствии с пунктом 9 Инструкции №747, на заведующего аптекой или его заместителя. С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пункт 8 Инструкции №747). Пунктом 6 Инструкции №747 установлено, что в учреждениях здравоохранения ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов:
«- ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года №523;
- наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1982 года №1311;
- этилового спирта;
- новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;
- дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;
- тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами».
Предметно-количественный
учет медикаментов ведется в Книге
предметно-количественного
Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:
- ядовитые – из расчета пятидневной нормы;
- наркотические – трехдневной нормы;
- остальные – десятидневной нормы.
Напоминаем, что согласно Инструкции №25н списание медикаментов может осуществляться:
- по средней фактической стоимости,
- по фактической стоимости каждой единицы.
В соответствии с требованиями пункта 21 Приказа №747, протаксированные Требования-накладные ежедневно регистрируются по порядку номеров в Книге учета протаксированных Требований-накладных (форма 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью. Пунктами 24, 25 и 26 Приказа №747 определен порядок учета вспомогательных материалов и тары. Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку. Тара для целей учета подразделяется на возвратную (обменную) и не подлежащую возврату. Возвратная (обменная) тара включается в отчет заведующего аптекой, по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации. Денежные средства, ранее уплаченные поставщикам за возвратную (обменную) тару, возвращаются учреждению и относятся на восстановление кассовых расходов. Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Лечебная минеральная вода отпускается в отделения (кабинеты) учреждения в обменной посуде – таре, а в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости тары.