Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:53, реферат
Диагноз - заключение о существе обьекта обследования, выраженное в терминах, регламентированных номенклатурами и классификациями отрасли деятельности, к которой обследуемый объект относится.
Диагноз - это главная, сердцевинная сущность клинической медицины. Диагноз в клинической медицине - это краткое заключение о сущности заболевания и состояния больного.
Диагноз .
Диагноз ( греч. διάγνωσις - распознавание) - результат постановки диагноза, содержащий оценку состояния объекта на момент диагностирования .
Диагноз - заключение о существе обьекта обследования,
выраженное в терминах, регламентированных
номенклатурами и классификациями отрасли
деятельности, к которой обследуемый объект
относится.
Диагноз - это главная, сердцевинная
сущность клинической медицины. Диагноз
в клинической медицине - это краткое заключение
о сущности заболевания и состояния больного.
Типичные оценки состояния объекта диагностирования:
1) состояние объекта диагностирования или соответствует или не соответствует установленным требованиям;
2) если состояние объекта диагностирования неподходящий установленным требованиям - которая (ые) причина (ы) несоответствия.
Примечание: часто во время диагностирования ограничиваются решением первой задачи диагностики - диагноз может ограничиваться только одной оценке, приведенной в первой строке.
Примеры: в медицине - это оценка физического состояния объекта диагностирования типа:
1) физическое состояние или соответствующий или несоответствующий;
2) если физическое состояние неподходящий - какова причина несоответствия: патология, дефект, болезнь, нарушение функций, истощение органов, систем и т.д. - в зависимости от уровня требований к физическому состоянию.
В зависимости от уровня требований могут быть следующие диагнозы:
1) претендент или пригодный или непригодный к зачислению в отряд космонавтов;
2) если претендент неприменим - какова причина: недостаточный уровень физической подготовки, патология, дефект, болезнь и т.п..
Или:
1) пациент или здоровый или больной;
2) если пациент болен - какая болезнь.
При постановке диагноза врач руководствуется субъективными жалобами больного, анамнезом , осмотром больного (состояние кожных покровов, слизистой оболочки носоглотки, измерение температуры, пульса и давления, выслушивание и др.)., результатами медико-диагностических исследований и наблюдением за дальнейшим течением болезни. При этом учитываются возраст , пол , работа, социальное положение, местность и другие не медицинские факторы.
Виды диагноза :
Виды диагноза:
Клинический діагноз:
Осмысливание обнаруженных симптомов, "сортировка" их, оценка по степени важности и характерности и сопоставление с симптомами известных заболеваний. Это фаза анализа и дифференциации.
Методология диагноза.
Всем практикующим врачам прекрасно
известна важность медицинской теории
для становления
История медицины нас многому учит. В зависимости от знаний о болезни и разновидностях заболевания медицинские исследователи и опытные врачи создают и применяют разнообразные методы диагностики, равно как в различном контексте оценивают получаемые результаты исследований. От древней истории Гиппократа и почти до XIX века болезни считались разнообразными сочетаниями внешних признаков недомогания, поэтому для их определения использовался метод обычного наблюдения. Подобный эмпирический период был описательно-клиническим, с направлением в сторону симптомов. Однако, начиная с эпохи клинико-анатомических исследований Морганьи (1761) стали медленно, но уверенно появляться новые, более содержательные и научные методы анализа заболеваний. Врачи научились сопоставлять явления, фиксируемые при жизни пациента, с различными изменениями в органах пациента после его смерти. Врачи постепенно пришли к выводу, что практически каждое заболевание связано с определенными изменениями в конкретном человеческом органе. Отсюда возникла теория, подтвердившаяся на практике, что причины заболеваний нужно искать посредством анатомических изменений определенных органов.
В практической медицине были разработаны
и стали активно использоваться
диагностические методы для выявления
анатомических изменений в
Постепенно врачи научились выявлять заболевания по степени и характеру поражения того или иного органа. Появилась органолокалистическая классификация болезней. Множеству болезней были присвоены конкретные названия в зависимости от области (локализации) наибольших изменений. В качестве примера можно привести воспаление плевры (плеврит), воспаление легкого (пневмония), воспаление почек (нефрит) и т.д.
Патологическая анатомия позволила выявить множество интересных данных, дала возможность объяснить многие проявления болезней. Однако родители этого направления Вирхов и его ученики, сосредоточив все свои усилия на деталях и на, казалось бы, незначительных изменениях в клетках, забыли о пациенте в целом, об организме как едином взаимосвязанном механизме. В их понимании жизнь организма представлялся собой обычное сочетание жизни клеток, сущность болезни лежала, в их понимании, только в изменении строения клетки. Что же касается болезни, она считалась местным поражением организма. Такой анатомический метод, построенный на односторонних и локалистических выводах, в итоге не заняло в клинической медицине заметного места.
Методология диагноза – это, по сути, методика обследования больного по определенному алгоритму, включающему систему операций, применяемых по определенным правилам, которая должна приводить к правильному клиническому диагнозу:
I. Расспрос.
1). Жалобы больного.
2). История болезни (аnamnesis morbi).
3). История жизни (аnamnesis vitae).
II. Непосредственное
(клиническое) обследование
1). Осмотр.
2). Пальпация.
3). Перкуссия.
4). Аускультация.
Предварительный диагноз.
III. Дополнительные методы обследования.
1). Лабораторные методы.
2). Инструментальные методы.
IV. Клинический диагноз.
Нарушение этого алгоритма, сложившегося
в результате многовекового врачебного
опыта, значительно затрудняет постановку
диагноза. Кроме того, данная схема
показывает, что без определенного
мастерства обследования больного невозможно
сформировать диагностическую идею,
правильно разработать план дальнейшего
обследования и поставить точный
клинический диагноз. Ошибочным
является утверждение о потере значимости
клинического обследования пациента при
наличии высоких диагностических технологий.
От симптома к синдрому, от синдрома к диагнозу. Выявление симптомов еще не определяет болезнь. Необходимо установить связь и единство всех обнаруженных явлений как следствие сущности патологического процесса. Отдельный симптом имеет смысл только в связи с общим состоянием организма. Вторым этапом диагностического процесса является объединение симптомов в синдромы. Синдром — группа симптомов, связанных единым патогенезом. При отсутствии патогенетической связи любая группа симптомов носит название «симптомокомплекс». Синдром должен являться промежуточной ступенью диагноза. В период выявления синдромов происходит переход от простой констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними. Уточнение этиологии, как третий этап диагностики, способствует восхождению к высшей ступени диагностического процесса – установлению нозологической формы болезни.
Характерной чертой синдрома является то, что он может быть следствием влияния различных патогенных причин, так как организм часто реагирует ограниченным числом общих типовых реакций. Один и тот же синдром может наблюдаться при различных заболеваниях, а одно заболевание может проявляться различными синдромами. Разница между нозологической формой и синдромом соответствует различию между особенным и общим, между сущностью и явлением.
В последнее время все чаще обсуждается
вопрос о правомочности так называемой
синдромной диагностики и синдромного
лечения. Приведенные данные показывают,
что синдромный диагноз не позволяет провести
этиотропное лечение, а ограничивается
патогенетическим, с помощью которого
можно лишь добиться ремиссии заболевания.
Сущностью болезни является не синдром,
а нозологическая форма, поэтому диагностика
и классификация болезней должны носить
нозологический характер.
В диагностическом процессе исторически
сложилось несколько