Внутрибольничные инфекции, причины и борьба с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:40, реферат

Описание

Внутрибольничные инфекции представляют собой одну из важнейших проблем медицинских учреждений.
Исследования в разных странах мира показывают: внутрибольничная инфекция - одно из наиболее частых осложнений в период госпитализации.
Эффективность инфекционного контроля зависит от всех работников системы здравоохранения.
Для успеха программ инфекционного контроля на уровне больниц важно
взаимопонимание между больничными эпидемиологами, другими специалистами по инфекционному контролю, микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами и администрацией.

Содержание

Введение …………………………………………………….………….стр3
Основные термины и понятия ………………………………………...стр4
Проблемы, связанные с инфекционными заболеваниями…………...стр5
Резервуары возбудителей ВБИ во внешней среде…………………...стр6 Комплекс факторов, влияющих на развитие ВБИ
Основные направления профилактики ВБИ……………………..…...стр7
Эпидемиология внутрибольничных инфекций………………………стр8
Защита медицинского персонала от ВБИ. Гигиена персонала…….стр11
Задачи медсестры в контроле ВБИ…………………………………..стр14 Методика ухода за пациентом
Санитарная обработка………………………………………………..стр16
Вывод………………………………………………………………….стр20
Литература…………………………………………………………….стр21

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 51.90 Кб (Скачать документ)

                        Защита медицинского персонала от ВБИ 
 
  Проблеме инфицирования медицинских работников при выполнении ими 
должностных обязанностей уделяется все большее внимание. Уровень 
заболеваемости ВБИ среди медработников зависит от различных факторов: 
организации работы в ЛПУ, используемых медицинских технологий и 
инструментов, обеспеченности медперсонала индивидуальными средствами 
защиты, а также от понимания медперсоналом проблемы ВБИ и риска 
инфицирования. 
  Мытье рук является самым простым и в тоже время очень эффективным 
мероприятием по предупреждению распространения нозокомиальных инфекций. 
Оно необходимо до и после общения с пациентом, после снятия перчаток, 
после прикосновения к неодушевленным предметам, которые могут быть 
загрязнены микроорганизмами. 
Огромное значение в профилактике инфицирования медицинского персоналаимеет использование средств индивидуальной защиты: перчаток, масок, очков и защитной медицинской одежды. 
 
Использование перчаток необходимо при выполнении различных манипуляций, при которых возможен контакт с кровью, биологическими жидкостями или выделениями, т.е. субстратами, которые всегда должны рассматриваться как потенциально опасные для здоровья медперсонала, а также слизистыми оболочками, поврежденной кожей и ранами.       Использованные перчатки должны обрабатываться и утилизироваться в соответствии с существующими требованиями. 
 
  Маски необходимы для предотвращения воздушно-капельного переноса 
микроорганизмов, а также при возможности попадания в рот и нос жидких 
субстанций организма. Маски должны полностью закрывать рот и нос. Их 
нельзя опускать на шею. 
  Слизистая оболочка глаз является входными воротами для инфекции. Поэтому в операционных, процедурных, перевязочных и др. для защиты глаз от попадания брызг крови, биологических жидкостей и др. необходимо 
использовать защитные барьеры для глаз (очки, щитки). 
Для защиты волос от попадания на них микроорганизмов должны 
использоваться медицинские шапочки. 
  При проведении хирургических операций, а также лечебных и 
диагностических манипуляций, сопровождающихся массивным загрязнением 
одежды медицинского персонала кровью и биологическими жидкостями, должны быть использованы водонепроницаемые халаты и фартуки. Для этого идеально подходит одноразовые медицинские халаты, обладающие водоотталкивающим эффектом и надежно защищающие медработников от инфицирования, 
Помимо использования средств индивидуальной защиты медработники должны строго соблюдать правила обращения с острыми предметами; особенно использованными инъекционными иглами скальпелями и т.д., этапность обработки использованных медицинских инструментов и изделий медицинского назначения, а также правила сортировки и обработки многоразового операционного белья и одежды, порядок утилизации одноразового инструментария и других отходов. 
Для профилактики инфицирования медработников возбудителями ВБИ очень важно, чтобы медработники соблюдали весь комплекс мер по охране 
здоровья, включая использование индивидуальных средств защиты, 
иммунизацию, регулярные медицинские осмотры, а также правила техники 
безопасности. 
 
                                    Гигиена персонала  
  Трудно переоценить важность личной гигиены медицинского персонала. К 
правилам личной гигиены относятся; ежедневный душ или ванна, при этом 
особое внимание обращается на волосы и ногти; тщательная стирка халатов 
и другой личной одежды; защита рта и носа (по возможности одноразовыми 
салфетками) и поворот головы в сторону от находящихся рядом людей при 
кашле и чихании; скрупулезное мытье рук, особенно после пользования 
туалетом. 
 
Обработка рук  
Самое эффективное средство инфекционного контроля в больницах - частое и основательное мытье рук, так как через руки передается больше болезней, 
чем другими способами. К счастью, большая часть переходящих через руки 
организмов эффективно удаляется с помощью мыла и воды. Правильное мытье рук медицинскими работниками предотвращает перенос инфекционных агентов от одного пациента к другому, а также защищает их самих от инфицирования. 
Существуют разные виды средств для мытья рук в больницах. В большинстве случаев подходит обычное мыло. Оно может быть различной формы: в брусочках, жидкое, в гранулах и в пропитанных мылом салфетках.      После употребления мыла в брусочках их кладут в специальные устройства - 
мыльницы, обеспечивающие доступ воздуха к мылу – оно должно высыхать. 
Нельзя допускать загрязнения контейнеров с жидким мылом. Каждый раз 
освободившиеся контейнеры следует промывать и заполнять только свежим 
мылом. В тех отделениях больниц, где пациенты подвержены повышенному 
риску инфицирования, для мытья рук лучше всего использовать средства с 
антибактериальными добавками. Они рекомендованы также для отделений 
скорой и неотложной помощи, где существует большая вероятность для 
медицинского персонала контакта с кровью и другими жидкими выделениями. 
Чаще всего средства с антибактериальными компонентами для мытья рук 
бывают в жидком виде, но имеются также антибактериальные пены и 
ополаскиватели. Их применение особенно целесообразно там, где затруднен 
доступ к водопроводу. 
Чтобы регулярное мытье рук не представляло труда для медперсонала, краны и раковины должны быть расположены в самых удобных местах по всей больнице. 
 
Как надо мыть руки: 
• Снимите украшения. Не пользуйтесь накладными ногтями и лаком для 
ногтей. 
• Стойте на небольшом расстоянии от раковины, чтобы не забрызгаться. 
• Намочите руки. 
• Нанесите мыло на всю поверхность рук и на запястья. 
• Образуйте мыльную пену. 
• Тщательно трите руки не менее 10 секунд, уделяя особое внимание зонам 
между пальцами и под ногтями. (Если руки явно испачканы, надо тереть их 
больше времени). 
• Прополоскайте руки под струей воды так, чтобы вода стекала с кончиков 
пальцев к запястью. 
• Тщательно вытрите руки чистым полотенцем, желательно бумажным. 
• Если необходимо завертывать кран вручную, беритесь за него только 
через бумажное полотенце, так как он может быть источником загрязнения. 
 
Медицинскому персоналу обязательно мыть руки в следующих 
ситуациях: 
• до и после работы с пациентом; 
• перед прикосновенем к ране и после него; 
• после манипуляций, при которых вероятно микробное загрязнение рук; 
• после прикосновения к неодушевленным предметам, предположительно 
загрязненным микроорганизмами. 
 
                        

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

                     Задачи медсестры в контроле ВБИ 
 
1. Федеральная «Концепция профилактики внутрибольничных инфекций» и роль медсестры в реализации некоторых направлений Концепции. 
2. Новые нормативные документы, регламентирующие организацию и 
проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий 
дезинфекционного профиля: 
- Санитарные Правила СП 3.5.675-97 «Гигиенические требования к 
учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся 
дезинфекционной деятельностью» 
- Санитарные Правила СП 3.1.958-99 «Профилактика вирусных гепатитов. 
Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами»  
- Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и 
стерилизации изделий медицинского назначения № МУ-2 87-113 от 30.12.98 
3. Группы дезинфицирующих средств, применяемых в Л11У, их 
характеристика и специфические свойства. 
4. Задачи медсестры в выборе и правильном использований препаратов для 
дезинфекции и стерилизаций. 
5. Контроль качества дезинфицирующих средств; предстерилизационной 
очистки, стерилизации 
 
                            Методика ухода за пациентом 
 
Гигиена 
  Гигиена пациента является важной частью инфекционного контроля. Пациенты должны мыться самостоятельно или с помощью медицинского персонала, причем мытье следует начинать с более чистых мест и переходить к более загрязненным. Необходима также тщательная гигиена ротовой полости, включая чистку зубов. Следует регулярно внимательно исследовать и рот, и кожу на наличие инфекции и при необходимости сразу же проводить лечение. 
 
Обучение пациентов 
Очень важно, чтобы пациенты поняли основные принципы инфекционного 
контроля, связанные с их лечением. К ним относятся: 
• соответствующее использование и правильное урнирование таких 
предметов, как испачканные бинты и салфетки; 
• аккуратное пользование туалетом, особенно это относится к детям и 
престарелым больным людям; 
• мытье рук и применение защитных барьеров для уменьшения 
распространения возбудителей инфекции; 
• особенно тщательный уход за теми местами на теле, которые имеют 
высокий уровень микробного загрязнения; 
• ознакомление с возможными путями попадания возбудителей инфекции, 
возникающими после терапевтических и диагностических процедур (например, 
внутрисосудистые или хирургические зоны проникновения); 
• немедленное сообщение врачу о возникновении боли, покраснения, 
появлении (изменении характера) выделений из ран; 
• использование эффективных приемов послеоперативного дыхания и 
откашливания для снижения пульмонологических осложнений; 
• осознание важности прохождения полного курса предписанной 
антибактериальной терапии даже после выписки из больницы. 
 
  Такое обучение весьма полезно и для членов семьи больного, так как они, 
во-первых, могут быть скрытым источником инфекции и, во-вторых, именно 
они будут ухаживать за пациентом после его выписки из больницы. 
 
Посетители 
  Для защиты пациентов и возможных посетителей следует разработать и 
применять на практике определенные правила. Доступ посетителей 
желательно осуществлять через один контролируемый вход. Если посещение 
начинает причинять неудобства, следует поместить пациентов группы 
повышенного риска в специальное отделение, для которого правила 
посещения строго ограничены. 
   Посетителей обязательно предупреждают о соблюдении мер предосторожности, таких, как мытье рук или защитная одежда при посещении пациента, имеющего инфекционное заболевание или повышенную восприимчивость к инфекции. 
  Посетители должны также понимать степень риска, которому они подвергают пациентов, особенно в периоды зарегистрированных в данной местности эпидемий, например гриппа. Кроме того, детей, навещающих пациента, тщательно осматривают и проверяют, нет ли у них передающихся заболеваний или активной инфекции. 
 
Очистка, дезинфекция и стерилизация 
Правила тщательного мытья и дезинфекции всех предметов и оборудования в лечебных учреждениях очень важны по эстетическим соображениям и для 
уменьшения микробного загрязнения окружающих поверхностей. 
Неправильная обработка медицинских инструментов и оборудования, а также других предметов ухода за больными является частой причиной 
возникновения внутрибольничных инфекций. 
 
                
 
                

 

                                              Санитарная обработка

 

  Санитарная обработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является одним из звеньев в цепи 
санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ). 
Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях ЛПУ подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т.е. уничтожение на поверхностях микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний. 
 
К сожалению, качественному проведению санитарной обработки поверхностей в помещениях ЛПУ мешает ряд существующих проблем. Помещения ЛПУ часто не соответствуют требованиям «Санитарных Правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» не столько по площади и количеству помещений, сколько по их качеству (поверхности в помещениях имеют трещины, сколы, шероховатости, поврежденную плитку, устаревшую, плохо функционирующую систему вентиляции и т.д.). ЛПУ не оснащены специальными техническими средствами для проведения уборок (отсутствуют вспомогательные подвижные тележки, специальные контейнеры для сбора отходов; для приготовления и применения 
рабочих растворов дезинфицирующих средств и проведения обработки 
помещений используются подручные средства). Часто в ЛПУ отсутствуют 
контейнеры с жидким мылом, разовые бумажные салфетки, полотенца, 
туалетная бумага. 
  Еще одной проблемой является нехватка младшего медицинского персонала, который должен проводить санитарную обработку, в связи с чем, его функции выполняет медицинская сестра или случайные, неподготовленные люди. В результате обработка проводится некачественно, нерегулярно и не во всех помещениях. 

 Санитарная обработка помещений ЛПУ проводится с применением моющих или дезинфицирующих с моющим эффектом средств. 
 
         Средства для дезинфекции поверхностей в помещениях ЛПУ должны 
                         соответствовать следующим требованиям: 
1. обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций — 
бактерий, вирусов, грибов при комнатной температуре; 
2. обладать моющими свойствами, или хорошо совмещаться с моющими 
средствами; 
3. иметь относительно низкую токсичность (4-3 класс опасности) и быть 
безвредными для окружающей среды; 
4. быть совместимыми с различными видами материалов; 
5. быть стабильными, неогнеопасными, простыми в обращении; 
6. не обладать фиксирующим действием на органические загрязнения. 
 
   Порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и др., жесткая мебель, поверхности аппаратов, приборов, 
оборудования и т.д.), необходимость использования моющих или 
дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретного помещения. Наиболее «жесткие» требования предъявляются к санитарному состоянию и, 
соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, 
хирургических, акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, 
смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для иммуноослабленных больных и интенсивной терапии, детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях контингента. 
 
В помещениях ЛПУ любого профиля, в соответствии с действующими 
нормативными документами, два раза в сутки проводится влажная уборка с 
применением моющих или моюще-дезинфицирующих средств. 
  Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, 
процедурных кабинетов, манипуляционных, диагностических кабинетов и т.д. проводится 1 раз в неделю, в помещениях палат, кабинетов и т.д. — 1 раз 
в месяц, в помещениях инфекционных стационаров - 1 раз в 7-10 дней, в 
ванных комнатах, туалетах, подсобных и вспомогательных помещениях — 1 
раз в 10-15 дней. 
 
Прежде, чем приступить к работе, медицинский персонал, проводящий 
обработку, должен внимательно изучить Методические указания по 
применению выбранного конкретного средства, обращая внимание на спектр 
антимикробного действия (обеспечит ли средство гибель имеющегося на 
поверхностях микроорганизма), параметры токсичности (можно ли применять 
средство в присутствии больных, какие применять меры предосторожности 
при работе с ним и т.д.), обладает ли средство моющим действием, а также 
имеющиеся характерные особенности средства. 
 
Растворы дезинфицирующих средств готовят в специальном помещении, 
оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией или в вытяжном шкафу. 
Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халат, 
шапочка, марлевая повязка, резиновые перчатки, а если есть указания, то 
- респиратор определенной марки и защитные очки. 
   Растворы дезинфицирующих средств готовят путем смешивания 
дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной 
технической посуде (емкости). Если средство обладает коррозионной 
активностью (хлорактивные, кислородактивные средства), для рабочих 
растворов используют емкости из коррозионностойкого материала (пластик, 
стекло, эмаль без повреждения). Более удобны для применения 
градуированные емкости, позволяющие дозировать смешиваемые ингредиенты.  Необходимое для приготовления рабочего раствора количество дезинфицирующего средства в виде порошка взвешивают на весах или пользуются специальными мерными ложками, которые прилагаются к упаковке средства. Дезинфицирующие средства в виде водных или спиртовых концентратов для приготовления раствора отмеряют с помощью мерного градуированного стакана, пипетки или шприца. Иногда дезинфицирующие средства выпускаются во флаконах с вмонтированной в них или съемной (в виде второй крышки-колпачка) мерной емкостью или емкостях с насосом.

 
  Воздух и дополнительно поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают 
ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположения могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции - открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типа. 
Разновидностью закрытого облучателя являются рециркуляторы воздуха с 
естественным или принудительным прохождением потока воздуха через 
камеру, внутри которой расположены бактерицидные облучатели, 
рекомендованные для непрерывного режима облучения в помещениях с 
постоянным пребыванием людей и высокими требованиями асептики, например, операционные, перевязочные, стерильная зона ЦСО.         Санитарно-техническое оборудование протирают ветошью или чистят щетками(ершами), смоченными дезинфицирующим раствором или используют чистяще-дезинфицирующие средства в виде порошка, пасты, геля или другой готовой формы, рекомендованные для этих целей и обладающие наряду с дезинфицирующими свойствами хорошими потребительскими качествами (моющими, отбеливающими, чистящими, дезодорирующими). Чаще всего это хлорактивные или кислородсодержащие средства. 
Уборочный инвентарь — ветошь, салфетки, губки, мочалки и т.д. - после 
уборки помещения и обработки объектов замачивают в дезинфицирующем 
растворе, по истечении экспозиции стирают или моют, прополаскивают  
водопроводной водой, высушивают и хранят в определенном месте. 
Использованные ветошь, салфетки и т.д. можно продезинфицировать также 
способом кипячения. Емкости, из которых производилась обработка 
помещений, освобождают от использованного дезинфицирующего раствора, 
моют и высушивают. Ерши, щетки замачивают в дезинфицирующем растворе на определенный срок, после чего споласкивают водопроводной водой. Все средства для уборки помещений должны находится в отдельной комнате, каждое на своем, для него отведенном месте, и быть промаркированы в соответствии с тем, для обработки какого объекта и в каком помещении они предназначены. 
Для каждого помещения и для отдельных объектов должен быть отдельный 
уборочный инвентарь. 
 
Генеральные уборки в ЛПУ проводятся в соответствии с планом-графиком. В каждом подразделении должно быть определенное количество наборов 
уборочного инвентаря, в зависимости от числа помещений, в которых должна проводиться уборка. Генеральную уборку проводят в отсутствие больных при открытых фрамугах. Сначала из помещения удаляют мусор и медицинские отходы, собранные в контейнеры. Мебель отодвигают от стен. Тщательно моют стены, двери и т.д., уделяя особое внимание выключателям, дверным ручкам, замкам. Ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе, протирают светильники, арматуру, отопительные батареи, мебель, поверхности аппаратов, приборов, освобождая их от пыли. Один раз в месяц моют изнутри окна (снаружи окна моют 1 раз в полгода). Заканчивают уборку мытьем пола, начиная из дальнего конца комнаты, тщательно вымывая углы, плинтусы и пол около них по всему периметру комнаты, затем моют ее центральную часть. В помещениях, требующих особо строго соблюдения правил асептики (операционные, перевязочные, родильные залы, палаты новорожденных и недоношенных детей, отделения реанимации, 
бактериологические лаборатории и т.д.), после влажной уборки включают 
ультрафиолетовые облучатели (время облучения устанавливается в 
зависимости от различных факторов в соответствии с действующими 
Методическими указаниями - см. выше), Если поверхности в помещениях 
обрабатывали способом орошения, по истечении дезинфекционной выдержки  проводится влажная уборка. 
 
Подводя итоги можно сказать, что проблема санитарной обработки помещений ЛПУ только на первый взгляд кажется простой. При более глубоком ее рассмотрении выявляется ряд вопросов организационного, научного и экономического характера, решение которых позволит улучшить санитарное состояние помещений ЛПУ и снизить заболеваемость ВБИ. 
 
 
 
 

 

 

 

                                                       Вывод 
При выработке принципов контроля инфекции очень важно тщательно изучить все местные потребности и разработать такую программу инфекционного контроля, которая будет учитывать именно местные возможности, особенности данного лечебного учреждения, отделения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                  ЛИТЕРАТУРА: 
 
1.Семина Н.А., Ковалева Е.П., Генчиков Л.А. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 
2.Девятов В., Рыбин Э., Петров С. О МЕРАХ БОРЬБЫ С ГОСПИТАЛЬНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

3.Клюжев В. М., Акимкин В.Г. ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ И РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ

 


Информация о работе Внутрибольничные инфекции, причины и борьба с ними