Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:46, реферат
В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства
Введение
2. Виды кружевоплетения
3. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
4. Стилистические особенности вологодского кружева
5. Список использованной литературы
Содержание
1. Введение
2. Виды кружевоплетения
3.
История развития
4.
Стилистические особенности
5.
Список использованной
«ВОЛОГОДСКОЕ
КРУЖЕВО»
Введение
Искусство моды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит нам шедевры, которые называют кружевом…
Что мы можем понимать под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.
Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.
В конце XVIII – начале XIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц.
Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное «немецкое» кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».
Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.
Ручные кружева
и кружевные изделия
Виды кружевоплетения
В понятие
«кружево» включается три различных
вида техники: шитое иглой, плетеное
на коклюшках, и вязаное на прутках
и крючком. Кружевом могут считаться
только два первых — шитое и
плетеное. Третий представляет другой
технический вид — вязку, лишь
в некоторых моментах грубо имитирующую
плетение. Игольное шитое кружево
в России не исполнялось, а плетеное
кружево, наоборот, достигло широкого
развития, превратившись в новый
вид декоративно-прикладного
Фриволите
Существует
два типа определения кружева: по
технологическому и по эстетическому
признакам. Определение первое, по технологическому
признаку: фриволите — это плетеное узелковое
кружево, выполненное с помощью челноков
(или иглы), а также технология изготовления
этого кружева. Определение второе, по
эстетическому признаку: фриволите —
это открытое, контурное, контрастное
кружево с бедной собственной фактурой.
Этот вид плетения пришел из Франции. На
Востоке это кружево также было известно
и называлось «макук», что означает «челнок»
— тот самый, которым плели рыболовные
сети наши далекие предки. Слово «фривольный»
означает «непринужденный», «раскованный»,
примерно такого отношения заслуживает
это занятие. В отличие от коклюшечного,
это кружево не стало предметом народного
промысла, но было одним из популярных
и увлекательных женских рукоделий. Фриволите
— это очень древний вид рукоделия, такой
древний, что исследователи до сих пор
не могут сказать где родилось челночное
кружево. Одни считают, что челнок изобрели
народы Востока, позже кружево попало
в Европу, другие родиной челночного кружева
считают Италию. Точно известно, что в
Россию оно пришло из Франции, этим объясняется
его название — фриволите (от франз.—
пустой, легкомысленный). Особенно модно
челночное кружево было в XVII веке, плели
его из более грубых нитей, чем другие
виды кружева и использовались для отделки
верхней одежды, занавесей, порьтер.
Макраме
Макраме в
переводе с арабского означает тесьма,
кружево, а с турецкого — шарф,
салфетка с бахромой. В любом случае
— это изделия из узелков. Узелковое
кружево смотрится красиво, изделия
из него долговечны. История узелкового
плетения уходит в далекое прошлое.
Еще в IX веке моряки в свободное
время плели цепочки, талисманы.
В Древней Греции с помощью
узлов лечили переломы. Инки в Перу
плели четки. В XV веке итальянцы начинают
использовать узелковое кружево
для украшения одежды. Расцвет
макраме относится к 9 веку до н. э.
Именно с этого времени
В 14 веке моряки
ознакомили с искусством плетения жителей
Испании, Индии, Китая. В кафедральном
соборе в Мадриде найдены рисунки
узоров и узлов макраме того времени.
Тогда же макраме стало известно
и популярно в Италии. Изделия
макраме отражали в своих полотнах
и художники. Одним из первых это
сделал Сандро Боттичелли. В картине
«Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном
из персонажей надета шапочка макраме.
В 17 веке макраме из Италии распространилось
в Северную Европу и Северную Америку.
Тогда же оно стало очень популярным
в Англии. Как бы надолго ни забывалось
искусство плетения, оно возрождалось
с новой силой и не только приобретало
новые черты, но и меняло свое название.
В разные времена искусство плетения называлось:
квадратное плетение, узелковое кружево,
узелковая бахрома. И только в 19 веке этот
вид рукоделия, ремесла и искусства стали
называть макраме. В переводе с турецкого
«макрама» - это шарф или салфетка с бахромой,
в переводе с арабского «миграмах» - это
бахрома или шарф, украшенный плетеным
кружевом. Новая волна возрождения макраме
началась в 19 веке. В работах прибалтийских
мастеров широко представлены настенные
панно, в которых главным образом присутствуют
элементы геометрического орнамента.
При создании своих композиций художники
Прибалтики опираются на традиции народного
искусства. При этом в плетении они предпочитают
натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают
материал, то только в глухие и пастельные
тона. Используя макраме для выполнения
нагрудных украшений, прибалтийские мастера
часто применяют янтарь. Популярность
макраме можно легко объяснить. Изделия,
выполненные в технике макраме, отличаются
не только прочностью, но и красотой и
даже изяществом.
Филе (филейное кружево)
Основа филе
— сетка — известна человечеству
с древнейших времен как приспособление
для охоты и рыбалки. Люди очень
рано научились плести сети. Со временем
это искусство
Коклюшечное кружево
Когда речь
заходит о кружевах в специальной
литературе, «настоящими» считаются
кружева, выплетенные на коклюшках.
Коклюшечные кружева разделяют
на сцепное, многопарное и численное
(бессколочное и безбулавочное). В
отличие от других видов кружев,
эти плетутся не одной, а сразу
несколькими нитками, намотанными
на специальные приспособления —
коклюшки. Первые известные русские
кружева были сплетены из золотых
и серебряных нитей и украшены
жемчугом. Это так называемое «золотное»
кружево. На нитяную основу накручивали
тончайшие металлические нити. Этой
нитью, которая называлась «бить», и
выплетались яркие затейливые узоры.
По плетению это были решетки из
«паучков» и насновок. Орнамент таких
работ был растительного
Шитье из тесьмы
Самый простой
способ получить узор — выложить его
из готовой тесьмы. В западной литературе
этот вид работ называют «ленточным»
кружевом и включают в раздел игольного
кружева. Таким узором можно отделать
воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку,
салфетку. Иногда пользуются плоской
шелковой тесьмой с маленькими петельками
по краям, «сороконожка». Петельки по краям
«сороконожки» удобно захватывать
иголкой и соединять между собой. Выбор
тесьмы зависит от вида и материала украшаемого
изделия или, если изделие самостоятельное,
от его назначения. Узор наносят на кальку.
По линии узора выкладывают тесьму и приметывают
ее к кальке швом «вперед иголку», то есть
самым обычным наметочным швом. В местах
пересечения тесьму скрепляют вручную
короткими незаметными стежками швом
«назад иголку». Большие просветы заполняют
бридами. Наносят украшающие швы. В качестве
материала для украшения одежды в древности
использовались самые неожиданные предметы,
особенно у южных народов: цветные блестящие
жучки, цветные перья, когти, зубы, мех
и даже змеиная кожа. Также популярным
было применение различных бусин из самоцветов
и жемчуга, металлизированных нитей и
мелких монеток.
История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
Как центр
производства кружева в России
наиболее известна Вологда.
В Вологодской губернии в начале Х1Х века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. В 1820 году такую фабрику открыла помещица Н.Засецкая в имении села Ковырино, расположенном в трех верстах от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи с чем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественном решении кружева. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине Х1Х века. Плетением кружев занимались не только сельские, но и городские жители, для которых этот вид ремесла становился единственным источником к существованию.