Вологодское кружево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:46, реферат

Описание

В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства

Содержание

Введение
2. Виды кружевоплетения
3. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
4. Стилистические особенности вологодского кружева
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

вологодское кружево.docx

— 374.30 Кб (Скачать документ)

В середине Х1Х века, особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40 тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказам скупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных  изделий. Вологодское кружево становилось  известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом, торговля достигла значительных размеров. В большом потоке кружева не всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко не все кружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качеству узоры. Многие мастера, стремились к большому заработку, упрощали рисунки и технические приемы их плетения.

В середине 80-х годов XIX века, много сил развитию кружевного промысла России отдала С.А.Давыдова, способствовавшая открытию в 1883 г. В  Петербурге Мариинской практической школы, одной из задач которой являлась подготовка профессиональных художников кружевоплетения для работы в  Вологодской губернии. В числе  первых выпускниц этой школы была С.П.Брянцева, которая вместе со своей  матерью А.П.Брянцевой ввела новые  приемы кружевоплетения, существенно  отличающиеся от приемов других центров.

Именно в  этот период в Вологодском кружеве  появляется полотнянка, с помощью  которой мастера и художники  добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие  традиционными для вологодского кружева.

С целью  налаживания постоянного контроля за качеством вологодского кружева  в 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы  кружев, необходимые материалы. Здесь  же принимались готовые изделия  для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал  ярмарки и выставки, организовал  публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах.

В 1900 году склад  был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации  его работы. При нем была открыта  профессиональная школа кружевниц, что позволило повысить квалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемых изделий.

В 1919 году был  издан первый декрет Советского правительства  о кустарной промышленности. С  этим годом связано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских  кружевниц.

На возрождение  и развитие вологодского кружевного промысла большое влияние оказало  создание в 1920 году специальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта  секция способствовала организации  артелей, подготовке кадров, решению  организационных вопросов.

В 1919-1921 годах  кружевницы Вологодской области  были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена  профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директором школы была К.В.Исакова – проводившая практичекую работу по возрождению и развитию вологодского кружева, подготовке квалифицированных мастеров-исполнителей. Вместе с учащимися школы она выезжала в районы области для сбора образцов старинного кружева, привлечения к работе опытных мастеров кружевоплетения.

В 1930 году в  Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с  числом 40000 кружевниц. Форма организации  труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей  мастера приходили для получения  задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать  технологию изготовления кружев, усилить  контроль за качеством кружевных  изделий.

В 1936 году при  Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую  вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент  кружевных изделий за счет включения  в него более крупных штучных  изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.

Вологодский кружевной промысел особенно активно  развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работу Вологодское объединение  в 1986 году было награждено орденом Трудового  Красного Знамени. Всего Вологодское  кружевное предприятие имеет  более 200 орденов и моделей, дипломов, почетных грамот. Выполненные им изделия  демонстрировались более чем  на 300 отечественных и зарубежных выставках. О промысле и работающих в нем мастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.В настоящее время Вологодское  кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числе традиционных промыслов России.  

Стилистические  особенности вологодского кружева

Стилистические  особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного  кружева, сформировались к началу ХVШ  века, а в первой половине Х1Х века парное и сцепное кружево вологодских  мастеров стало изготавливаться  на широкую продажу.

 Самый старый предмет вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. Они соединены узкой проставкой из полотна. Узор прошвы — парные завитки и кружочки — маловыразителен, но отчетливо выделяется на решетки «пять дырочек». И сам узор, и решетка заимствованы. Почти тождественно им кружево, которое происходит из Германии и относится к XVII веку. Но немецкий образец чрезвычайно тонкий, и рисунок плохо различим. В вологодской прошве нить намного толще. Узор получился четким и в целом гораздо сочнее своего прототипа. Край составляют весьма схематичные растительные мотивы: цветок типа тюльпана и лапчатый шестидольный. Они чередуются между собой и свисают вниз. Изгибающаяся полоса полотнянки обильно украшена дырочками-закидками, которые расположены неравномерно, создавая фактурное разнообразие: более крупные — в ряд по одной, мелкие — в два ряда, дробя полотнянку, облегчая ее. На вершине каждого тюльпана она переходит в решетку. Фона нет. Его заменяют сквозные пустоты на поворотах полосы. Заканчивает край узкая, прямая полоска с петельками снизу. Этот прием был в употреблении в XVIII и первой половине XIX века. Все особенности построения узора и самого плетения указывают на XVIII век.

  Почти столь же ранним является кружевной край, в котором зубцы имеют вид свисающего цветка и  обведены снизу вилюшкой. В некоторых промежутках намечается появление решетки. Прошва подзора также не имеет решетки. Ее заменяют плетешковые звездочки. Растительные фигуры узора извиваются мягко, образуя закругленные петли. Для вологодского сцепного кружева конца XVIII и начала XIX века типична такая густота рисунка.

Подлинным отличием вологодских сцепных зубцов является обводка снизу. Она может  быть не только плоской, а имеет разные формы, но обязательность обводки отличает вологодское сцепное кружево  во все времена, пока устойчиво сохраняются  местные особенности

 Когда в вологодском кружеве стали употребляться фоновые решетки? Подзор из деревни Борок Кадниковского уезда, сделанный не позднее 1840-го года. В его прошве уже есть решетка и на фоне, и в заполнении фигур, выплетенная одними насновками, которые помещены то рядами, то в клетку, то в виде звездочек. В крае фон плетешковый. Насновочная решетка тяжеловата, и поэтому полотнянка узора не разбивается разделками, что могло привести к дробности силуэтов изображенных здесь павы и деревьев. Вертикаль стволов подчеркнута расположением звездочек одна над другой. Пава сохраняет все свои основные признаки, сохранившиеся в двустороннем вышивании: у нее хохолок, поднятое крыло, развернутый хвост, массивные лапы, плоскостная трактовка силуэта. Перья хвоста, как и в вышивке, украшены звездочками. Двустороннее шитье было широко распространено в сельских местностях Вологодской губернии, и оказало влияние при создании мотива павы в сцепном кружеве.

Кружево с  павой такого же типа, но не в прошве, а в крае, вписанном в его  зубцы, интересно расположением  лап. Они не стоят прямо, упираясь в кромку прошвы, а подобно форме  зубца повернуты углом и более  короткие.

Края двух подзоров схожи наличием обводок  зубцов, хотя и разными приемами, плетешковой решеткой фона, растительным мотивом внутри зубцов. В первом варианте он свисает, пара округленных  листьев словно обнимает цветок. Такой  зубец часто встречается в  местном кружеве первой половины XIX века. Во втором — ствол направлен  кверху, вверх подняты листья-ветки, обозначена вершина: это не цветок, а дерево. Оба зубца просты по рисунку. В вологодских мотивах  деревьев различий больше, чем в  мотивах птиц, но и в них наблюдаются  одинаковые формы.

Скань, проложенная  по самой полосе полотнянки, образующей узор, является особенностью сцепного кружева XIX века. В Вологде позднее  других, ближе к середине столетия, обратились к этому приему. Рельеф возник, но фоны не стали прозрачными, плетешок и насновки все еще тяжелы по фактуре, решетки густые. Скань «елочкой», введенная в полотнянку второго подзора, помогает отнести его к середине XIX столетия.

Невозможно  установить, каким образом reticella под  местным названием «вологодское окно», а позднее «вологодское стекло»  возникла на вологодской земле.

Если основная часть русского кружева указанного времени была цветной или имела  цветную обводку сканью, то вологодское  почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с  металлической сканью. В нем нет  разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего  изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Этим в значительной степени  объясняются изменения, вносимые мастерицами  в кружевные узоры-образцы, многие из которых, особенно иностранные, выполнялись  из чрезвычайно тонкой нити. Благодаря  своей пряже вологодские изделия  славились прочностью. В самом  городе Вологде плели более сложное  кружево: или целые предметы, или  широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства. К середине XIX века относится прекрасное сцепное кружево с решетками из шелка нежных тонов и металлической пряденой нити. Его происхождение не совсем ясно, но безусловно связано с городской культурой. Скорее всего оно плелось в Вологде, ибо зачастую сопровождает вологодские строчевые подзоры. Особенно хороши крупные вещи этого типа, и все же наличие цветных решеток делает его для Вологодской губернии исключительным.

Парное кружево  больше подвергалось износу, поскольку  оно связано с носильными вещами. Может быть, и поэтому старинных  узоров этого рода, происходящих из города, не сохранилось.

Начиная с 1820-х  годов плетение распространяется все  шире, оно охватывает Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский уезды. Многие узоры в деревнях бывшего Кадниковского  уезда сильно напоминают характер тонкого  кружева со сканью, образующий силуэт мотива.

Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало  парное плетение и геометрический орнамент. Зато в нем проявилась бесконечная  изобретательность мастериц. Выбрав один из известных мотивов (фигуру в  виде угла, наклонную полоску с  загнутыми концами, прямоугольник), плетеи создали бесчисленные вариации его расположения в сочетании  с немногими другими элементами. 

 Территории уездов Вологодской губернии весьма обширны, в них образовались своего рода микрорайоны с излюбленными узорами и привычными изделиями. В Вологодском уезде на севере имелось парное и сцепное кружево, несложное, с использованием не более 30 пар коклюшек. Главным образом здесь плели косынки. В Пустораменской области предпочитали узкое парное кружево. В изделиях села Янгосори Пропадинской области узоры более сложные: «двойные колеса» требовали уже около 40 пар коклюшек. В устье реки Кубены предпочитали плести вставки. На Кубенском озере, в селе Кубенском и Новленском и в окрестных деревнях преобладала сцепная техника. Изготовляли целые вещи: предметы одежды, покрывала, накидки, дорожки.

В работах  из Кадниковского уезда сильно сказывалось  влияние помещичьих мастерских. Здесь  встречается цветная скань, в  которой виден отголосок сканых узоров первой половины XIX века. И орнамент восходит к условно растительным мотивам того же времени. Сложные  многопарные узоры широкого мерного  кружева 15-20 см шириной здесь делали еще в начале ХХ века. Для их исполнения требовалось 70-90 пар коклюшек. Это  много для деревенского кружева. Оно отличалось от того, которое  шло на продажу, прежде всего рисунками, наиболее изобразительными из вологодских. Орнамент состоит из традиционных мотивов  — птиц, деревьев, двуглавых орлов. Фигуры выплетены полотнянкой, обведены толстой сканью, внутри украшены сквозными  розетками. Ячейки простой решетки  крупны, благодаря чему фон прозрачен  и узор виден отчетливо.

Такое прекрасное чисто русское кружево, сделанное  «про себя», как говорят вологжанки, предназначалось для отделки  женских нижних юбок. Кружевная прошва помещалась между двумя широкими разного типа ткаными проставками, с мелким рисунком в несколько  цветов. Кружево, оказываясь в таком  окаймлении, еще больше играло своей  белизной и ажурностью. Подол заканчивался подобным же кружевным краем, реже оборкой. Юбками дорожили, ими гордились и  не упускали случая похвалиться.

Информация о работе Вологодское кружево