Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:10, доклад
Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.
Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, - кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.
Названия многих лекарственных средств в клинописных текстах выражены непонятными нам знаками. Возможно, они зашифрованы. Вот почему большинство из них невозможно отождествить с известными сегодня.
Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов. В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В хранилище рукописей Ашшурбанапала обнаружено собрание заклинаний и обрядовых действий из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного [заклинатель идет]». Искусство его врачевания лежало в сфере того, что сегодня называется «психотерапией», однако за этим искусством скрывалась другая сторона его деятельности — лекарственное лечение. Так, в одной из табличек говорится:
Если припадки вызваны рукой призрака, привяжи пять лекарств... к полоске из кожи ягненка и оберни его вокруг шеи больного, и он будет чувствовать себя лучше.
Понятно, что пять лекарственных
средств, уже проверенных на практике,
в сочетании с целебными
Иногда в процессе обряда врачевания ашипу делал из глины или воска статуэтки, изображавшие больного или «преследовавших» его призраков, с целью отпугнуть или уничтожить их. Важное место в обрядах ашипу занимали магические круги, которые он очерчивал вокруг больного, и магические числа (3 раза, 7 капель и т. п.). Он определял критические дни выздоровления или обострения болезни, которые предсказывал заранее, исходя из предыдущего опыта; и всегда сопровождал свои действия обращением к богам (как правило, Мардуку и На-бу) и добрым духам.
Набор лекарственных средств ашипу был значительно уже, чем врача-эмпирика асу. Однако почти в каждой рекомендации есть указание на использование лекарств. Например: «...25 лекарств, чтобы освободить от колдовства» или: «растолки траву шалфей (?) и смешай ее с маслом; трижды скажи заклинание и положи на зуб».
Упомянутое заклинание —
«Заговор против зубной боли» —
представляет собой высокохудожественное
литературное произведение древней
Месопотамии и заслуживает
Когда Ану сотворил небо,
Небеса сотворили землю,
Земля сотворила.реки,
Реки сотворили протоки, 5 Протоки сотворили болота,
Болота червя сотворили.
Отправился червь к Шамашу, плача,
Пред богом Эа текут его слезы,
«Что ты выделишь мне в пропитанье? 10 Что ты выделишь мне для сосанья?»
«Спелые фиги
И сок абрикоса».
«На что мне фиги
И сок абрикоса? Среди зубов дозволь поселиться,
Сделай челюсть моим жилищем.
Кровь из зуба сосать я буду,
Буду глодать я корни зуба».
«Зацепи острие, ухвати за корень!
Сам себе, червь, избрал ты такое!
Да сразит тебя Эа
Рукой могучей!»
Перевод В. К. Афанасьевой
В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба.
Неудачный исход врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: «такова воля богов» или «болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства» и т. п. Таким образом, престиж ашипу всегда оставался высоким.
Репутация эмпирика-асу была более уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.
Однако в целом, как
свидетельствуют клинописные
Из писем Мукаллима понятно, что больные находились под его присмотром в течение всей болезни. Следовательно, в древней Месопотамии при храмах были помещения для больных («лечебницы»), где лечили знатных особ (Мукаллим сообщает о лечении царевны), служителей храмов и даже рабов:
Два твоих взрослых раба,— пишет Мукаллим главному администратору храма,— которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла [для втирания], дабы дать им поправиться.
Это письмо, так же как и Законы Хаммурапи, свидетельствует о том, что в ряде случаев рабов в древней Месопотамии лечили.
Строение тела человека в
древней Месопотамии не изучали,
(о вскрытии тел умерших в текстах
не упоминается). Рассечение жертвенных
животных давало лишь самое общее
представление о крупных
Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.
Ни в одном медицинском
тексте древней Месопотамии нет
упоминания о том, что мы называем
оперативным лечением; нет свидетельств
об удалении зубов, прижизненной операции
кесарева сечения или трепанации
черепа, столь распространенной в
других регионах земного шара. Однако
в юридических текстах и
Самым обширным памятником права,
древней Месопотамии являются. Законы
шестого вавилонского царя первой династии
Хаммурапи. Они высечены на базальтовом
столбе высотой 2,25 м (рис. 15), который
был обнаружен в 1901 г. французской
археологической экспедицией
Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весьма высокое вознаграждение:
221. Если лекарь срастил
сломанную кость [у человека] или
же вылечил больной сустав, [то]
больной должен заплатить
222. Если [это] сын мушкенума , [то] он должен заплатить три сикля серебра.
223. Если [это] раб человека, [то] хозяин раба должен заплатить лекарю два сикля серебра.
Во времена Хаммурапи на один сикль серебра (ок. 8,4 г) можно было купить 300 л зерна. По нормам потребления того времени мужчине требовалось в год около 550 л зерна (ячмень) из расчета 1,5 л в день (мясо ели только во время обрядов жертвоприношения). Для женщин и детей нормы зерна были в два раза меньше. Таким образом, пять ёиклёй серебра составляли большую сумму: на них можно было целый год кормить несколько человек.
При общей суровости Законов
Хаммурапи столь высокая плата
врачевателю за лечение была связана
с большим риском его профессии
из-за обычая «талиона» (воздаяние равным
за равное: око за око, зуб за зуб).
В случае неблагоприятного исхода лечения
врачеватель подвергался
218. Если врачеватель сделал
свободному человеку сильный
надрез бронзовым ножом и [тем]
«Сильный надрез бронзовым
ножом» в этой части головы мог
производиться в различных
215. Если врачеватель сделал
свободному человеку сильный
надрез бронзовым ножом и
216.. Если больной — мушкенум, то он платит пять сиклей серебра.
217. Если больной — чей-нибудь раб, то гееподин раба платит врачевателю два сиклй серебра.
Различная плата врачевателю за :дно и то же лечение свидетельствует : социальном неравенстве и расслоение общества, и как следствие — классовом подходе к врачебной деятельности и организации медицинского дела.
Как уже упоминалось, в
Месопотамии издавна
В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Он имел уклон 1 :80 и покоился на многочисленных арочных мостах, которые проходили над долинами з ущельями. Один из мостов — Джер-занский — достигал в длину около 300 м и опирался на 14- колонн. Ложе водопровода было выложено тремя слоями известняковых плит. Вода подавалась через искусственное водохранилище, созданное в результате воздвижения плотины и изменения русла восемнадцати рек. Строительство канала Синанхериба закончилось в 691 г. до н. э. — более чем за два столетия до сооружения первого римского акведука (см. с. 115).
Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены (см. с. 62), что существовал обычай: не пить сырой воды из каналов и рек, а пить вареное пиво и другие разнообразные напитки, которые готовились в большом количестве и широко употреблялись как взрослыми, так и детьми.
Передача медицинских
знаний осуществлялась в узком кругу посвященных: «Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний — посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь,— заставь его поклясться именами Асаллухи (Марду-ка) и Нинурты... затем покажи ему...»
Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность эдуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Месопотамии.
Специально о медицинских школах в текстах древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали.
Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико.. Их положение в обществе было различным в зависимости от исторического периода и с течением времени имело тенденцию к ухудшению в связи с падением престижа эмпириковасу. При ассирийском дворе в последние столетия истории Ассирии служили только заклинатели ашипу (о придворных врачевателях асу не упоминается).
Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они следили за здоровьем царя, его семьи и гарема (в гарем допускались только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому царю.
Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах имеется единичное упоминание о женщине-враче, которая лечила женские болезни, а в нововавилонских текстах (XI—VI вв. до н.э.) говорится о врачевателях, которые лечили болезни глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах — мунаишу (аккад. muna"isu — целители скота, шум. a-zu ansu — врачеватель ослов). В ветеринарной практике мунаишу часто производили кастрацию волов. Они же делали эту операцию людям (число евнухов, обслуживавших дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить специально обученные для этого люди (не врачи).
К середине I тысячелетия до н. э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.
Информация о работе Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока